Борисова О. Г.,
краевед, г. Заводоуковск

В этом году наша страна отметила 75 лет со дня Великой Победы в Великой Отечественной Войне. Никогда не будет забыт великий подвиг нашего народа, который проявил неподражаемую самоотверженность, стойкость, мужество и героизм в защите своей Родины. Сражения шли не только между солдатами враждующих армий, но и между инженерными талантами враждующих сторон, создававших оружие для своих солдат. Все решающие сражения состоялись с участием большого количества танков. Без преувеличения можно сказать, что это была танковая война.

И так гармонично получилось, что юбилей Великой Победы совпал со столетним юбилеем отечествен-ного танкостроения. К этой юбилейной дате вел столетний путь, отмеченный, как вехами истории, именами талантливых конструкторов танков: Кошкина, Морозова, Карцева, Венидиктова, Поткина и др.

Столетний путь невозможно отразить в рамках доклада. Но большой праздник в честь отечественного танкостроения мог обернуться большими поминками по отечественному танкостроению, если бы не Главный Конструктор УКБТМ Владимир Иванович Поткин. Что же это был за человек?

Владимир Иванович Поткин родился двадцать первого января 1938 года в селе Калманка Алтайского края. Двадцать первое января – день смерти вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Поэтому его мама назвала сына именем вождя. Символично, что танки стали производиться в стране по приказу Ленина, и спас танкостроение конструктор, названный Владимиром в честь Владимира Ильича Ленина.

В семье Поткиных родилось девять детей, семеро из которых умерли от голода и болезней. Когда Володе исполнилось три года, началась война. На этой войне его отец был танкистом, пришел с войны контуженым и много рассказывал сыну о войне, о танке Т-34 на котором воевал и в котором горел. Рассказы близкого человека и сыграли решающую роль в выборе профессии.

После школы, он поступает в Ташкентское высшее военное танковое училище, по окончании которого лейтенант Поткин был направлен на службу в ГДР, где он прослужил шесть лет.

Поткина ценили как офицера и начальство, и солдаты. Но, на практике до тонкостей узнав все слабые места отечественных танков, у него появились свои задумки по их устранению и мечта создать другой танк. После неоднократных рапортов с просьбой о направлении на учебу в военную академию, ему была предоставлена такая возможность и, выдержав конкурс, старший лейтенант Поткин был зачислен в Военную ордена Ленина Краснознаменную академию бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского в Москве.

Вскоре после окончания академии он был направлен в распоряжение директора Уралвагонзавода. Так Владимир Иванович появился на должности конструктора в УКБТМ. Его рвение в работе, хорошее знание практических вопросов были замечены и оценены главным конструктором Валерием Николаевичем Венидиктовым, и его назначают на должность начальника отдела. В это время мне и довелось с ним встретиться, потому, что я поступила на работу конструктором в отдел, которым он руководил.

Это был не только высокообразованный, большой специалист своего дела, но и очень интеллигентный человек, тонкий, чуткий при внешней суровости, строгий, требовательный, немногословный, но одновременно очень человечный, не добренький, а по-настоящему добрый.

Главным конструктором УКБТМ Поткин стал в очень тяжелое время. Фактически, российское танкостроение доживало последние дни, а страна стояла на грани разоружения. Уралвагонзавод с трудом влачил свое существование. Конвейер сборочного цеха остановился, люди по нескольку месяцев не получали зарплату. А в УКБТМ, словно в другом государстве, работники по-прежнему получали и аванс и зарплату. Это удавалось невероятными усилиями главного конструктора. Словно капитан, который ведет свой корабль между скал, просматривая ситуацию на несколько шагов вперед, рискуя, как на минном поле, он воевал как на войне, которой его не учили.  Поткин был жестким по характеру на работе, а в сложившейся ситуации стал еще суровее и жестче. Но при этом он знал не только по именам хороших конструкторов и рабочих, но даже состояние дел в их семьях, и в нужную минуту быстро делом приходил на помощь, особенно если это было связано со здоровьем человека. На работу ГК приходил до начала рабочего дня и обходил рабочий цех, не только для того, чтобы увидеть положение дел, но и поднять дух, настроение рабочим.

Обстановка в стране становилась все более ужасающей.  Прекратили свою деятельность и Омское, и Ленинградск КБ, Харьковское оказалось в другой стране. Наше танкостроение держалось только существованием УКБТМ. Для спасения нужен был новый танк.

Но одно КБ ничего не может. Нужны были новые, более совершенные двигатель, приборы, броня. А выпускающие заводы находились в упадке.  Связи между предприятиями были разрушены, и он стал их налаживать.

В разработке нового танка были задействованы Челябинский тракторный завод, «Электромашины», Красногорский механический завод, НИИ Стали, ВНИИ Трансмаш, научно-исследовательский институт бронетанковой техники, другие предприятия и организации.

Для координационной работы был создан Совет Главных Конструкторов этих предприятий (СГК), который возглавил Поткин. Решающую поддержку оказал начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской  Федерации (ГАБТУ) генерал-полковник Сергей Александрович Маев.

Дав заказы названным предприятиям, Поткин и их поднял с колен. Владимир Иванович был кристально честен в партнерских отношениях. Как только деньги появлялись на счету УКБТМ – на следующий день они были уже и на счету всех партнеров, занятых в общем деле. Это позволило сохранить тысячи рабочих мест на этих заводах и в КБ, и сохранить бронетанковую отрасль в стране.

Нужно сказать, откуда брались деньги при том, что финансирование почти отсутствовало, государственных заказов не было. Еще с докризисного периода у предприятия были валютные вклады в банке, которые в период перестройки «взлетели», на них начислялись проценты. С этих процентов все и крутилось.

Владимир Иванович обладал редчайшими и ценнейшими качествами руководителя: прекрасной интуицией и способностью находить выход из безвыходных положений, умение ценить и беречь людей. И команду он собрал из таких же соратников. Под его руководством и требованиями, беря с него пример, и они решали такие вопросы, которые казались нерешаемыми, и они добивались того, что нужно там, где им категорически отказывали, шли на риск во имя дела.

Героическим напряжением сил всего коллектива УКБТМ и предприятий-смежников под руководством Владимира Ивановича Поткина в невероятно короткие сроки был спроектирован и изготовлен танк нового поколения, что нельзя назвать иначе, как прорывом в мировом танкостроении.

И был заключен спасительный контракт на поставку этих танков в Индию. При том, что индийские специалисты были в восторге от качеств этой машины, они не решались заключать контракт из-за нестабильности в стране. Помогло личное поручительство В .В. Путина, который тогда возглавлял правительство нашей страны.

Это была победа всего КБ и всех смежников, и, в первую очередь, главного конструктора, взвалившего на свои плечи и великий труд, и величайшую ответственность. Он работал на пределе и за пределами своих сил.

Полковник Поткин по долгу службы в любой день был готов и к войне, и к смерти. Словно два смертельных ранения – два инфаркта, которые Владимир Иванович перенес на ногах, не покидая своего руководящего поста. Он понимал, что финал близок. Хладнокровно по-деловому   он простился с сотрудниками всего одной фразой: «После меня вам еще не меньше, как на год хватит средств».

Из последних сил, он продолжал дело, словно мрачно шел грудью на амбразуру, отдавая Родине каждый удар своего сердца.  Кто видел его в эти дни - понимал, что удары сердца уже сочтены. Третий инфаркт застал его в самый пик событий – в момент отправки первых трех танков на испытания в Индию.

И он расстался с жизнью в своем рабочем кабинете при исполнении служебных обязанностей, словно командир на передовой линии фронта, поднявший солдат на прорыв!

Родина хоронила полковника Поткина с генеральскими почестями. Таких грандиозных похорон не знал в своей истории город танкостроителей Нижний Тагил.

При жизни у него были награды: бронзовая медаль выставки ВДНХ За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР; юбилейная медали: «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира  Ильича Ленина; «За безупречную службу 3- степени»; «60 лет вооруженных сил СССР»; «70 лет вооруженных сил СССР». Орденом «За заслуги перед Отечеством 3-степени» его наградили посмертно.

На государственную премию двенадцать с половиной тысяч, которой он был награжден тоже посмертно, вдова купила холодильник взамен вышедшего из строя старого.

Ему принадлежат тринадцать свидетельств и четыре патента на изобретения. Он мог бы иметь их гораздо больше в числе соавторов. Но он признавал своими только те изобретения, где был автором.

Есть мраморная плита на доме по улице Окунева, где он жил. В деревне Калманка, где он родился и вырос, инициаторами создан музей о нем. Но лучшим памятником главному конструктору Поткину - наличие многих сотен танков семейства Т-90 на вооружении в нескольких армиях мира. В этом танке заложена перспектива на много лет вперед, расставлены вехи, по которым еще долго будет двигаться наше танкостроение. Так в настоящее время в УКБТМ уже создан еще более совершенный танк «Армата», основы которого были заложены еще Владимиром Ивановичем Поткиным.

 

Примечание:

В докладе использованы материалы сети интеренет, материалы Музея бронетанковой техники в Н. Тагиле, материалы из книги Вавилонского «Главный конструктор Поткин танковый прорыв», личные воспоминания.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2020.- СС. 124 - 126.

 

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»