Соханский А. М.,
директор музея истории
Тюменского электромеханического завода
Стальная дорога на Берлин
Железнодорожным войскам посвящаю
«С Новым годом, с новым счастьем, моя золотая жиночка!», – написал 29 декабря 1940 года Михаил Соханский на новогодней поздравительной открытке молодой жене, находив[1]шейся на втором месяце беременности. Но этому искреннему доброму пожеланию было не суждено исполниться. В секретных сейфах вермахта лежала Директива № 21 «Барбаросса» о нападении фашистской Германии на Советский Союз, подписанная Гитлером ещё 18 декабря 1940 года. Всё было уже предрешено. 22 июня 1941 года вся наша страна пере[1]шла на военное положение.
До войны Михаил прошёл срочную службу в Тюменском отдельном батальоне связи Рабоче-крестьянской Красной армии.
Ещё до службы в армии он связал свою жизнь с электротехникой и электросвязью. Работая электромонтёром, без отрыва от производства закончил два курса отдела слабых токов электрокомбината. После чего был от[1]командирован в распоряжение Управления связи Свердловской области. По приказу начальника Управления телефонизировал Нижнетавдинский район Свердловской области, занимая должность заместителя начальника райотдела связи.
За период армейской службы Михаил Николаевич окончил окружные курсы начальников телефонно-телеграфных станций при штабе УралВО, а также с разрешения командира батальона сдал экзамен экстерном в Свердловском техникуме связи.
Вообще, Михаил Николаевич был разносторонне развитой личностью. Он владел практически всеми струнными музыкальными инструментами и прекрасно играл на скрипке, гитаре, мандолине, балалайке, домре, банджо. На его счету немало грамот и дипломов за лучшее исполнение музыкальных номеров на непрофессиональной сцене. В армии он вёл музыкальный и драматический кружки, редактировал стенгазету, занимался фотографией и кинопроекционной техникой, увлекался коньками.
Демобилизовался Михаил в 1935 году в звании младшего командира.
Ведомственная газета железнодорожников сообщала: «Поступив электромехаником на станции Тюмень, он с боевой энергией взялся за работу. Организует соревнования среди связистов 12-й дистанции на лучшие производственные показатели, с помощью комитета ВЛКСМ создаёт музыкальный и драматический кружки, руководит ими. Кто бы к нему ни пришёл, каждому помогает в работе и учёбе. – У меня такое правило, – говорит Михаил, – ночи не посплю, не поем вовремя, но если уж за что взялся, так обязательно доведу дело до конца» [1].
В начале Великой Отечественной войны Михаил Николаевич Соханский получил предписание Тюменского горвоенкомата о назначении его командиром роты учебного пункта и был обязан проводить обучение без отрыва от производства граждан мужского пола, не имеющих военной подготовки по программе военного обучения. Будучи специалистом в области связи и железнодорожной автоматики, Михаил Николаевич Соханский, в соответствии с предписанием военкомата, передавал курсантам свои знания и опыт, полученные в Красной армии, на железной дороге и на раз[1]личных курсах обучения.
Специалистов его роты готовили не для штыковых атак. Их учили восстанавливать и обслуживать сложный комплекс связи и технических средств железнодорожной автоматики, которые принято называть устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Если очень коротко, сигнализация – это единая система сигналов и технических средств для передачи приказов; централизация – комплекс технических средств для управления стрелками и сигналами на станциях или участках из центра управления; блокировка (путевая) – система автоматики, обеспечивающая разграничение поездов при движении на железнодорожном участке. Высокую пропускную способность железной дороги невозможно обеспечить на требуемом предельном уровне военных перевозок без чётко функционирующей системы СЦБ.
В конце апреля 1944 года Верховное главнокомандование СССР приняло окончательное решение о проведении летней наступательной кампании. В соответствии с планами белорусской операции «Багратион» было дано указание начать в тылу сосредоточение войск и материальных запасов фронтов [2]. Главной артерией, обеспечивавшей создание базы ресурсов для наступления, в данном случае была железная дорога.
Враг к тому времени отчётливо осознавал, что ему уже не суждено вернуться на нашу территорию, поэтому при отступлении безжалостно уничтожал железные дороги и их оборудование. Только один пример. На участке белорусской железной дороги Калинковичи – Лунинец – Янов-Полесский, в зоне действия 1-го Белорусского фронта, на 152-м километре противник подорвал рельсы в стыках и посередине, вывез 106 километров рельсошпальной решётки, разрушил «крюком» 142 километра колеи. Из 158 малых искусственных сооружений 123 уничтожены. Вместо них зияли бреши длиной до 20 метров. Разрушены пять больших и восемь средних мостов, станционные пути. Только в Жлобине противник разрушил и вывез 95 станционных путей и 306 стрелочных переводов [3]. Практически полностью уничтожались фашистами при отступлении системы сигнализации и связи, пункты водоснабжения паровозов. Для устранения этих разрушений на железных дорогах создавались специальные ремонтно-эксплуатационные железнодорожные войсковые части НКПС.
Как железнодорожник, Михаил Николаевич имел бронь от призыва на фронт. Но перед Белорусской наступательной операцией «Багратион» обучение специалистов СЦБ (эсцэбэшников, как они себя называли) в глубоком тылу становилось нецелесообразным. 10 мая 44 года вместе с очередным набором курсантов Михаил Соханский был мобилизован на 1-й Белорусский фронт в состав формирующегося железнодорожного ремонтно-эксплуатационного полка военная часть 70648 под командованием подполковника Исаака Евстафьевича Голянского. К июлю 1944 года И. Е. Голянский сумел наладить высокую воинскую дисциплину, подготовку и слаженность во всех подразделениях полка, созданных преимущественно из призванных в армию малоопытных железнодорожников.
Формирование и обучение роты связи, которой предстояло осуществлять сложные и объёмные восстановительные работы уничтоженных фашистами систем связи и СЦБ, проходило под командованием М. Н. Соханского в одном из освобождённых городов Белоруссии.
Из письма Михаила жене от 18 июня 1944 года: «Город полуразрушен. Все хорошие, красивые здания взорваны проклятыми варвара[1]ми-немцами. Жители понемногу возвращаются домой. Уже слышу гудки заводов по утрам. Жизнь налаживается, но мы заняты своим делом и в гражданскую жизнь не вникаем. Я лично большую часть суток нахожусь среди подчинённых, учу своих будущих работников»
«В настоящее время мои люди проходят практику на ж.-д. станции. Ходить приходится очень далеко: утром туда, а вечером обратно. На работе меньше всего приходится думать об отдыхе. Людей много, а я один. Надо всюду быть и всё видеть. Устаю чертовски. Практика продлится несколько дней. Вообще, здесь жильё неосновательное. Возможно в этом месяце уеду на новое место» (6 июля 1944 года).
Так начинался боевой путь из Белоруссии на Берлин вновь созданной воинской части 70648 под командованием подполковника И. Е. Голянского.
Михаил Николаевич в боевой обстановке творчески применял приобретённые до войны опыт и запас знаний и изобретательскую жил[1]ку. В числе других, руководимое им подразделение, обеспечивая непрерывную и своевременную транспортировку войскам военных грузов, достигает в работе значительных успехов, но каких конкретно не сказано — на всех письмах строгая печать «Проверено военной цензурой». В одном из писем Михаил предупреждает расспросы жены о своей фронтовой жизни и деятельности: «Тебе можно писать обо всём, а вот мне нельзя».
А рассказать всё же хочется: «Ты от меня давно писем не получаешь. Прости, золотая, за столь нетактичное поведение. С головой ушёл в праздничный подарок (по работе – прим. А.С.) Много мыслей, много дела, и в результате этого с половины октября и до 7 ноября, если спал два-три часа ночью, то это много. Но зато дал новое. Оно большое. Приятно видеть, когда группа людей получает возможность лучше и удобнее действовать. При встрече расскажу. Вот потому-то и получился перерыв в нашей переписке» (12 ноября 1944 года).
По письмам Михаила Николаевича с фронта прослеживается путь воинской части 70648 на Берлин. Вот отрывки из некоторых писем домой. Из Польши: «Ты, конечно, слушала 14 января приказ 1-му Белорусскому фронту. Он и ко мне относится. Если бы ты толь[1]ко видела, что было... Ни один в мире поэт и писатель, ни театр и кино никогда в жизни не сумеют передать эту величественную и страшную картину смерти и торжества. Тысячи орудий 25 минут сокрушали «неприступную» оборону врага. За это время правый берег реки Вислы и ещё дальше от плацдармов на том же берегу был буквально перепахан на глубину до полутора метров. Помню, как мы в детстве бегали по молодому льду. Он прогибался и бежал под ногами волной. Так прогибалась земля от залпов, и торжественный гул бога войны был слышен, по крайней мере, на 100 километров вокруг.
А как мы ждали этого. Сейчас все ходят как именинники, рожи весёлые.
Моя родная, в этом победном марше есть и мои шаги. В приказах вождя, возможно одна миллионная часть благодарности относится и ко мне. Всё, что надо было от меня в подготовке к этому наступлению я сделал, не жалея ни сил, ни здоровья.
Вот почему такое приподнятое настроение, вот почему так хочется жить, но уже новой жизнью и забыть все горести прошлого.
В каком же месяце этого года мы встретимся? Эх, жиночка! Вот радости-то будет. Понимаешь? Мне кажется, что не смогу поездом ехать, а буду бежать бегом или вцеплюсь в хвост попутного самолёта.
Хорошо мечтать, а пока вперёд и вперёд. Жди меня, и я вернусь» (18 января 1945 года).
Сотни тысяч тонн боевой техники и боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия в район разгрома варшавско-радомо-лодзинской группировки и захвата Варшавы прошли по железнодорожным путям, восстановленным и обслуживаемым войсковой частью 70648, в состав которой входило подразделение СЦБ техника-лейтенанта Михаила Соханского.
Из Германии: «История ещё не знает таких наступлений, какое сейчас ведёт Красная армия. Ещё вчера мы были под Вислой, а сегодня уже почти под Берлином. Может быть, это письмо придёт в тот день, когда мы окончательно сломаем хребет немецкой гадине. А наказать немца надо. Обязательно.
Ты можешь не верить, но, честное слово, отправленные с фронта немцы идут на станции для посадки в поезда сами, без конвоя. Вот до чего довоевались, гады. Я, знаешь, даже удивился.
Если бы ты знала, как радует это поистине великое наступление, и сколько пришлось поработать, чтобы обеспечить его. Много. Очень много. Потрудились мы не зря, ибо святым духом наступать нельзя. Вот и обеспечили, вот и наступаем.
Слушай, моя золотая, приказы войскам фронтов, и когда услышишь приказ 1-му Белорусскому фронту, то знай, что маленькая, очень маленькая частица благодарности великого Сталина относится и ко мне.
Ты не представляешь, какой подъём от этих успехов. Вот когда восторжествовала наша правда. Веселее на душе и ты, и сыновья, и семья стали ещё ближе» (25 января 1945 года).
О своей боевой деятельности Михаил Николаевич в письмах домой сообщает кратко и непринуждённо. Но за короткими мимолётными сообщениями скрывается громадный труд и напряжение всего потенциала интеллекта тружеников железных дорог.
«Мои дни мчатся в работе и заботе так же, как и у всех моих товарищей по оружию. Быт и условия различны и разнообразны, как сама жизнь: порой в землянке, а иной раз и в доме, на полу или на кровати. Бывает так, что шинель на голову, да в угол воткнёшься и спишь, хоть бы хны. Трудно, знаешь, описать все переплёты, ибо это походная жизнь. Обстановка меняется чуть ли не каждый день. Тебя очень интересует вопрос: где и в каких условиях я нахожусь. Ответ таков: спроси любого фронтовика, и он объяснит, ибо обстановка здесь одна для всех. Вот такие-то дела, моя хорошая» (8 марта 1945 года).
Берлин: «Вот и война закончилась. Остаётся только домой приехать, к семье, к своей жиночке и золотым сыночкам. Сейчас нахожусь в Берлине. Моя милая, это груда мусора, отдалённо напоминающая город. Сплошной хлам, но дела много. Надо привести немцев к общему знаменателю. Вот и приводим. Очевидно, долго здесь не задержимся, ибо ждут дом, семья и дела в родной стране.
За последнее время жизнь и служба стали сложными. Достаточно тебе сказать, что сегодня побрился впервые за 15 дней» (17 мая 1945 года).
Наглядной характеристикой военных действий личного состава военной части 70648 служит наградной лист к ордену Отечественной войны II степени их командира, подполковника И. Е. Голянского.
«В период подготовки Берлинской операции полк под командованием подполковника И. Е. Голянского эксплуатируя железнодорожный участок Познань–Франкфурт в условиях систематического воздействия вражеской авиации при недостаточном техническом оснащении участка, задание Военного совета на перевозки выполнил в срок и с высоким качеством. Благодаря умелому руководству личным составом полка, правильной организации работы на участке за период с 10 по 23 апреля с. г. подведено и выгружено для нужд фронта 17 250 вагонов, из них 7 500 вагонов боеприпасов и вооружения и 963 цистерны горючего.
Качественные измерители использования подвижного состава перевыполнены на 150- 200%.
Правильно организовав охрану и оборону участка, несмотря на активность диверсионных групп противника, возможные случаи диверсий успешно предупреждались. За этот период личным составом полка задержано 28 человек шпионов и диверсантов.
Осуществляя железнодорожные перевозки и обеспечение боевых операций фронта на разных участках от Бреста до Берлина, полк под командованием подполковника И. Е. Голянского постоянно выполнял задания в срок и с высоким качеством, систематически занимая первые места среди других железнодорожных спецформирований.
Как наиболее организованному, сплочённому и неоднократно в трудных условиях зарекомендовавшему себя с положительной стороны, в настоящее время полку поставлена задача по эксплуатации Берлинского железно[1]дорожного узла, и с этой задачей полк справляется хорошо» [5].
Войсковой части 70648 поставили трудную задачу по воссозданию и эксплуатации железнодорожного сообщения в пределах участка Берлин–окружная, этого сложнейшего клубка стальных рельсов. Нетрудно представить, в каком состоянии после боёв находились берлинские железные дороги, крайне необходимые для восстановления жизнедеятельности превращённого в руины города.
Подразделению Михаила Соханского предстояло заняться восстановлением практически целиком уничтоженной системы сигнализации и связи железных дорог города Берлина. Маршал Жуков отмечал в воспоминаниях: «К концу мая в черте города частично вступили в строй основные железнодорожные станции и речные порты, обеспечивающие нормальное снабжение Берлина топливом и продовольствием» [2].
У советских воинов появляется надежда на расставание с ненавистной вражеской землёй. «Это письмо пишу в легковой машине возле одного учреждения в центре Берлина. Сейчас три часа дня. Только что закончил некоторые дипломатические переговоры с немцами (при помощи, конечно, переводчика). Легче кубометр дров распилить, чем с ними говорить. Всё это должно происходить спокойно и обдуманно. Чертовски устаю после такой дипломатии. Вот уже неделя, как я теряю время с ними. Надоели, черти. Мама! Разве ты когда-нибудь думала, что твой сын будет на авто по Берлину раскатывать. Невероятно, но факт. Да ещё хитрые разговоры вести со всякими бургомистрами. Весёлое дело. И ещё потому, что это и есть передача моих функций немцам. Пусть теперь работают сами. Хватит лодырничать, а контролировать их будут другие.
Одним словом, к дому всё ближе» (20 августа 1945 года).
Однако командование не разделяло надежд и стремлений Михаила Николаевича в скором возвращении на Родину. Ему предоставляют более широкий диапазон полномочий и выдают очередное удостоверение № 1481 от 28 августа 1945 года:
«Пред’явитель сего техник-лейтенант Соханский М.Н. является представителем в/ч 70648, контролирующим работу участка ст. дирекция Берлин окружная по службе связи Берлинской жел. дор., которому разрешается проезд во всех поездах и отдельно идущих паровозах.
Удостоверение действительно по пред’явлении удостоверения или красноармейской книжки на срок до 1 октября 1945 г. Командир части 70648 подполковник Голянский. Подпись. Гербовая печать «Полевая почта Войсковая часть 70648».
В последующих письмах Михаила Николаевича постоянно звучат ликующие нотки о приказе по демобилизации, о передислокации военной части 70648 на территорию нашей страны, о близкой возможности отпуска. Но стратегические планы высокого командования цепко держат его в поле деятельности по возрождению берлинских, а затем калининградских железных дорог.
Даже после переезда в Калининградскую область медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» его награждает «от имени и по поручению» прежний командир – подполковник Голянский.
Не исключено, что отцу была уготована судьба так называемых военных «заскрёбышей», призванных в армию за год до окончания войны. После войны в стране четыре года шла демобилизация, и не проводился призыв в армию. Поэтому новобранцам впоследствии пришлось «трубачить» почти 7 лет. Такая мысль невольно напрашивается после того, как после длительных размышлений и задержек командование воинской части дало согласие на переезд семьи к месту прохождения службы Михаила Николаевича.
В апреле 1946 года семья переехала в Черняховск (до 1946-го город Инстербург) Калининградской области. Но служить Михаилу Николаевичу оставалось недолго. Фронтовые лишения и невзгоды привели к тяжёлой болезни, и его комиссовали из вооруженных сил.
Спустя некоторое время Михаил Николаевич Соханский в возрасте 39 лет скончался на лечении в подмосковном госпитале инвалидов Отечественной войны и был похоронен на Кавезинском кладбище города Пушкино.
Боевые заслуги отца были отмечены правительственными наградами «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». О характере его фронтовой деятельности можно судить по краткому тексту удостоверения к нагрудному знаку «Отличный связист»: «...техн.-лейтенанту ЧС-12 Соханскому Михаилу Николаевичу за образцовое выполнение задания по восстановлению связи в трудных фронтовых условиях». Какое задание было ему поручено, в каких условиях оно было реализовано и чем он рисковал – сведений не сохранилось, но этот знак отец ценил очень высоко.
Свою роль маленького винтика в великой войне отец расценивал адекватно, но с достоинством. Напомню его слова о взятии Берлина из письма жене: «Как радует это поистине великое наступление, и сколько пришлось поработать, чтобы обеспечить его. Много. Очень много. Потрудились мы не зря, ибо святым духом наступать нельзя. Вот и обеспечили, вот и наступаем».
Всего за годы Великой Отечественной войны личным составом железнодорожных войск и специальных формирований НКПС было восстановлено: главных путей 81 332 км, вторых путей 6901 км, станционных путей 29 041 км, стрелочных переводов 76 984. Кроме того, было построено и восстановлено: 2 720 км железных дорог узкой колеи, 73 456 км линий связи, 7 990 станций и разъездов, 2 345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений [6]. Эти цифры говорят о титаническом труде и небывалом героизме восстановителей железных дорог. И активным тружеником этой огромной военной организации был мой отец, техник-лейтенант, связист железнодорожных войск Михаил Николаевич Соханский.
В заключение воспоминаний и размышлений о Великой Отечественной войне маршал Г. К. Жуков отмечал: «Блестяще показали себя офицеры всех степеней – от младших лейтенантов до маршалов, пламенные патриоты своей Родины, опытные и бесстрашные организаторы боевых действий многомиллионных войск. Глубокую ошибку совершают те, кто разделяет советского солдата и офицера. По происхождению своему, образу мыслей и действиям они в равной степени преданные и верные сыны своей Родины» [2].
Список источников и литературы:
- «На новом пути», газета политотдела 6-го экспл. Отделения Перм. ж.д., № 24 от 24 февраля 1936 года
- Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. Издательство агентства печати новости. Москва, 1971 год
- Железнодорожники в Великой Отечественной войне, часть 10. Энциклопедия нашего транс[1]порта https://wiki.nashtransport.ru/wiki
- ОБД «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» https://pamyat-naroda.su/
- ЦАМО. Фонд 33. Опись 686196. Единица хранения 4395.
- Железнодорожные войска Российской Федерации https://zen.yandex.ru/media/vjacheslav/ jeleznodorojnye-voiska-rossiiskoi-federacii-5b9f98c0990e6000aa905983
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2020.- СС. 40- 45.