Хажеева И. В.,
старший преподаватель
кафедры документоведения и документационного обеспечения управления
Тюменского государственного университета

В Тюмени с конца июня 1941 года происходила подготовка и развёртывание плановых госпиталей. По мобилизационному плану первой очереди в городе были развёрнуты госпитали № 1498, № 1499, № 1500 и № 2475, каждый на 200 коек. В августе 1941 года решением исполкома Омского областного совета депутатов трудящихся была утверждена дислокация госпиталей по Омской области с указанием отведенных помещений и количеством коек.

В соответствии с данным документом, в Тюмени были определены следующие данные по дислокации: госпиталь № 1500 на 400 коек (здание пединститута), госпиталь № 1498 на 200 коек (школа № 1), № 1499 на 200 коек (здание пединститута), № 2475 на 500 коек (городская больница и амбулатория № 3). А также в документе указаны госпитали № 3508 на 300 коек (школа № 5), № 3509 на 300 коек (школа № 21), № 3511 на 300 коек (гостиница «Заря» и общежитие педучилища), № 3510 на 200 коек (школа № 22), № 3514 на 200 коек (Дом колхозника), № 3513 на 200 коек (школа № 50), № 3512 на 200 коек (фельдшерско-акушерская школа), № 3516 на 200 коек (общежитие глухонемых), № 3515 на 100 коек (школа глухонемых), № 3518 на 200 коек (Дом отдыха УДОС ВЦСПС) [1, л. 100-101]. В дальнейшем количество коек в ряде госпиталей увеличили.

В связи с необходимостью подготовки к приёму раненых, предназначенные для госпиталей здания освобождались от имущества занимавших их учреждений, завозилось госпитальное имущество. Убирали помещения, выгружали инвентарь, расставляли мебель, кровати, создавали уют, готовили склады и пищеблок к работе [2, с. 2].

С продвижением немецких войск на Восток резко возросло поступление раненых в тюменские госпитали, особенно тяжёлым положение стало в четвёртом квартале 1941 года. В это время в городе было развёрнуто 12 госпиталей [3, л. 15-15 об.]. Поступление большого количества раненых потребовало уплотнения их контингента в госпиталях и предоставления дополнительных помещений. К марту 1942 года в Тюмени функционировало шесть эвакуационных госпиталей на  3 840 коек, в январе того же года из города было реэвакуировано четыре харьковских и два днепропетровских госпиталя [4, л. 9-10]. Всего за годы войны в Тюмени было развёрнуто порядка 20 госпиталей в 26 зданиях [1, л. 100; 5]. Каждый из госпиталей специализировался по профилю: хирургический, травматологический, нейрохирургический, инфекционный и др. Многие госпитали недолго находились в Тюмени ввиду передислокации. А в 1943 году госпитали следовали на запад вслед за наступающими советскими войсками.

Помимо лечения и ухода, сотрудники госпиталей стремились поднять моральный дух раненых бойцов. Также для психологической и социальной поддержки раненых велась планомерная работа. Над госпиталями брали шефство культурные учреждения, производственные предприятия, ученики городских школ. В отечественной историографии вопросы культурного и просветительского обслуживания госпиталей были предметом подробного изучения, авторами подчеркивалось то, что данная деятельность играла важную роль в социальной реабилитации раненых. Для этой цели через партийные и профсоюзные организации привлекали общественность и работников культуры и образования [6, 7].

Сотрудниками госпиталей организовывались кружки и секции: танцевальный, хоровой, драматический, оркестры, физкультурные секции по бегу, волейболу, показ кинофильмов и пр. В организации кружковой деятельности были задействованы представители городских учебных и культурно-просветительских заведений, активное участие принимал персонал госпиталя и раненые. В госпиталях были свои кружки художественной самодеятельности. Согласно воспоминаниям работников госпиталя № 1498: «Из персонала организовали самодеятельность с привлечением ходячих больных в оркестр, хор и танцевальную группу… Вечером для поступивших раненых давали концерты – сперва для ходячих, потом по палатам для тех, которые не могли прийти в зал. Эта самодеятельность обслуживала все госпитали в Тюмени» [8].

Несмотря на высокую степень загруженности основной работой, медицинские сёстры принимали активное участие в самодеятельности. Из воспоминаний медсестры Рогожниковой (Дружининой) Нины Александровны: «Я была в основном ответственна за стерилизацию материала, приготовление его, во время проведения перевязок всегда находилась в стерильном халате, перчатках и маске. Пройдут перевязки, сейчас же готовлю материал для стерилизации, затем иду стерилизовать его в автоклаве. Это занимает 2-3 часа. После снова стою у стерильного стола, так как идёт приёмка вновь прибывших раненых… Когда идёт приём вновь прибывших, то, бывало, стоишь у стола до четырёх утра, а в двух халатах и маске очень жарко, но никогда это меня не огорчало, а наоборот, мне работа при[1]носила удовлетворение. Знала, что и я вношу какую-то посильную дань для Победы над фашизмом. К восьми утра я снова на работе. Жила я близко от госпиталя, и почти ни одной ночи не проходило, чтобы меня не вызывали на экстренную операцию или давать наркоз, или ставить автоклав... Работу я очень любила и трудности были не в тягость. Ещё и комсомольскую работу выполняла и участвовала в самодеятельности – пела в хоре и была солисткой [9].

По воспоминаниям работников госпиталя № 1498, художественные выступления «пользовались большим уважением и принимались восторженно». Некоторые номера, особенно танцевальные, исполнялись на бис. Хореографический кружок госпиталя работал в контакте с самодеятельностью Таллинского пехотного училища, где художественным руко[1]водителем был Евгений Матвеев (народный артист СССР). Коллектив выступал и в других госпиталях и неизменно имел успех [10].

В целях просвещения и информирования раненых, проходящих лечение в тюменских госпиталях, проводились лекции, беседы и чтение вслух. Для поднятия боевого духа и патриотизма раненых солдат проводились политические занятия и лекции о военном деле, международной обстановке, истории Отечества, партии и пр. За моральное состояние раненых госпиталя отвечал политрук, в его обязанности входило планирование и организация лекций и политзанятий. Этими мероприятиями также поддерживали дисциплину и готовили солдат к возвращению на фронт. В качестве лекторов привлекали партийных работников, военных, преподавателей, врачей.

Весной 1942 года эвакогоспиталю № 1498 в пользование был передан примыкающий к нему сквер «Пионерский». В нём гуляли выздоравливающие пациенты, а лежачих больных выносили на носилках. В летнее время для раненых там проводились политзанятия, лекции, беседы и концерты [11].

Общественность города была также задействована в помощи госпиталям. Шефы заводов, учащиеся школ и техникумов устраивали концерты, а жители города приносили из дома цветы и картины, сдавали молоко, мясо, рыбу, крупу, картофель и другие продукты. Горожане сдавали кровь. Помогали госпиталю также учащиеся пединститута, они организовывали около тяжелобольных пост – приходили с концертами в палату, читали им книги, писали письма родным и знакомым [12].

Из воспоминаний раненого В. П. Барминцева о пребывании в Тюменском госпитале №  1498: «В госпитале была библиотека, по вечерам кино, концерты, а студентка с факультета иностранного языка пединститута Вера Марина часто оставалась после дежурства играть для нас на фортепьяно. Но вот зажили все раны, и снова – в строй. Провожала меня до новой части, которая формировалась за городом, медсестра В. Марина… По дороге зашли в магазин купить подворотнички для гимнастёрки. Полученную сдачу, монету в 50 копеек, Вера передала мне со словами: «Храни на память». 16 августа 1942 года в бою недалеко от Ошты у Онежского озера меня снова ранило, и пуля, пробив противогаз, попала в бумажник, где находился полтинник. Монету разорвало пополам, возможно, этим сохранив мне ногу» [13, л. 1-2].

Несмотря на напряжённую работу и трудности, которые приходилось преодолевать медицинскому персоналу, все стремились не только ответственно подходить к работе, но и утешить, поднять настроение больным. Мария Матвеевна Чернышева вспоминает: «Я очень любила петь, и два раза в неделю мы пели песни в 9-й палате. К нам приходили раненые из других палат принять участие или просто послушать. Когда я работала в ночную смену с восьми вечера, раненые просили спеть «Землянку», и я пела» [11]. Выздоравливающие бойцы помогали персоналу: в меру сил они чистили овощи, убирали двор, носили но[1]силки с лежачими больными и др. После выздоровления бойцы возвращались на фронт, и многие из них писали письма медсёстрам и врачам госпиталя, благодарили за теплоту и заботу, после войны присылали открытки и сувениры, поздравляли с Днем Победы, писали о своей жизни.

Для социальной реабилитации выздоравливающих организованы обучение отдельным профессиям и трудовая терапия. При госпиталях создавались учебные мастерские для обучения инвалидов новым профессиям. При госпитале № 1500 были организованы курсы бухгалтеров, мастеров часового и сапожного дела [14, с. 79]. Выздоравливающие раненые, которым не было противопоказано, трудились на предприятиях Тюмени. Постановлением бюро Тюменского горкома ВКП(б) начальникам госпиталей предписывалось вести разъяснительную работу среди выздоравливающих, в первую очередь привлекать к трудовому об[1]учению людей, подлежащих увольнению из Красной армии по инвалидности. С этой целью госпитали были прикреплены к предприятиям: № 1498 – к Тюменскому фанерокомбинату, № 2475 – к заводу АТЭ и заводу № 638, № 3352 – к ДОКу имени Ленина, №  407  – к ДОКу Наркомлеса [15, с. 228-229].

Таким образом, госпитали выполняли не только задачи лечения и физического оздоровления раненых бойцов, но и во многом участвовали в деле их моральной поддержки, передачи им патриотической и социально значимой информации. Для поднятия духа и морального оздоровления раненых партийными и профсоюзными организациями привлекались горожане на уровне отдельных предприятий и учреждений, а также учащиеся учебных заведений. В качестве шефской помощи они устраивали концертные мероприятия, встречи, оказывали поддержку тем, что навещали пациентов госпиталя, помогали писать письма родным, дарили подарки и поздравляли с праздниками. Для реабилитации раненых важным звеном была и возможность для них посещать кружки, секции, участвовать в подготовке самодеятельных выступлений, что, безусловно, позитивно влияло на их настрой и моральное состояние. Вовлечённость в коллективное взаимодействие и налаживание человеческих отношений в ходе этой деятельности хорошо сказывалось на выздоровлении.

Организация обучения и работы на пред[1]приятиях города давала возможность раненым, получившим серьёзные увечья и инвалидность, получить профессию и сориентироваться в жизни. Такая практика социальной реабилитации была довольно своевременной и успешной. Культурное обслуживание и реабилитация ране[1][1][1]

 

Список источников и литературы:

  1. Государственное учреждение «Государственный архив Тюменской области» (ГБУТО ГАТО). Ф. Р-5. Оп. 4. Д. 55.
  2. Желейко А. Общество Красного Креста и эвакогоспитали области в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Тюмень, 1995.
  3. ГБУТО ГАТО. Ф. 312. Оп. 1. Д. 209.
  4. ГБУТО ГАТО. Ф. Р-312. Оп. 1. Д. 215.
  5. Дислокация госпиталей в г. Тюмень. Сведения для Тюменского городского комитета ВЛКСМ Военно-Медицинского музея Министерства обороны СССР от 04.02.1980 // Фонд Музея истории вуза ТюмГУ, г. Тюмень.
  6. Кусков С.А. Участие общественности в культурном обслуживании раненых в эвакогоспиталях Челябинской области в годы Великой Отечественной войны // Гороховские чтения: материалы второй региональной музейной конференции. 2011. С. 123-127.
  7. Дегтярева Н.А. Лечение искусством (о шефской помощи сельских жителей Южного Урала в 1941-1945 гг.) // Ceteris Paribus. 2015. № 3 (3). С. 33-37.
  8. Воспоминания Гавриленко (Заболотной) В.Н. // ГБУТО ГАТО. Ф. 2148. Оп. 2. Д. 7.
  9. Воспоминания медсестры Рогожниковой Н.А. // Фонд Музея истории вуза ТюмГУ. Коллекция материалов об эвакогоспитале № 1498, переданная из Музея истории медицины Тюменской области им. Ю.Н. Семовских.
  10. Воспоминание заведующей медицинской канцелярией г. Тюмень, начальника финчасти г. Новозыбков Качановой Н.Ф. // Фонд Музея истории вуза ТюмГУ. Коллекция материалов об эвакогоспитале № 1498, переданная из Музея истории медицины Тюменской области им. Ю.Н. Семовских.
  11. Воспоминания медсестры Чернышовой М.М. // Фонд Музея истории вуза ТюмГУ. Коллекция материалов об эвакогоспитале № 1498, переданная из Музея истории медицины Тюменской обла[1]сти им. Ю.Н. Семовских.
  12. Воспоминания медсестры Мулахметовой (Газитовой) Н.М. // Фонд Музея истории вуза ТюмГУ. Коллекция материалов об эвакогоспитале № 1498, переданная из Музея истории медицины Тюменской области им. Ю.Н. Семовских.
  13. Воспоминания Барминцева В.П. о прибивании в тюменском госпитале в годы войны // ГБУТО ГАТО. Ф. 2148. Оп. 2. Д. 1.
  14. Ланчук О.В. Вклад тюменских медиков в Победу в Великой Отечественной войне // Вклад тюменцев в Победу в Великой Отечественной войне. С. 71-89.
  15. Тюменцы – фронту. Сб. док. Издание второе, дополненное. Тюмень, 2005

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2020.- СС. 31 - 34

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»