Л. В. Иванова,
кандидат исторических наук,
заместитель директора по научной работе
ГУК ТО «Музейный комплекс им. И.Я. Словцова»
Анализ регионального ландшафта через призму культуры – нетривиальная задача, одинаково интересная как для экологов, так и для историков культуры. В данной публикации речь пойдет о культурном ландшафте, который представлен как социальное пространство, созданное человеком в условиях различных пространственно-временных отношений конкретных исторических эпох и используемое в соответствии с международной и российской нормативно-правовой базой. Особое внимание историко-культурным ландшафтам, содержащим объекты материального (движимые и недвижимые) и духовного наследия, как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов, начинает уделяться во вт. пол. ХХ в. После Второй мировой войны, нанесшей общечеловеческим ценностям невозместимый урон, международные неправительственные организации приняли на себя ответственность за сохранение наследия. 16 ноября 1945 г. была создана ЮНЕСКО (UNESCO – United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) – Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, штаб-квартира которой располагается в Париже. Используемый этой организацией термин «Наследие» (Heritage) подразумевает выделение в особую категорию ценностей – выдающихся по значимости природных и культурных достопримечательностей, которые необходимо сохранять в течение неограниченно длительного времени. Это, естественно, предполагает их изучение и использование не только нынешним, но и будущими поколениями.
В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, которая к настоящему моменту ратифицирована 184 странами (СССР – в 1988 г.). Конвенция дает детальную трактовку принципиальному понятию «Культурное наследие» (Cultural Heritage):
- памятники – произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
- ансамбли – группы изолированных или объединенных строений, чьи архитектура, единство или связь с пейзажем представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
- достопримечательные места – произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие собой выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.1
ЮНЕСКО в сотрудничестве с большинством стран мира продолжает вести работу по определению памятников природы и культуры, достойных называться объектами всемирного наследия, содействуя их сохранности для будущих поколений. По состоянию на 01.01.2007 г. Список всемирного наследия включает 830 объектов, имеющих выдающуюся универсальную ценность. В их числе 644 объектов культурного, 162 – природного и 24 объекта смешанного наследия в 138 странах. В Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включены 23 российских объекта.2
В руководящих документах ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии появилась дефиниция «культурный ландшафт», который понимается не просто как результат совместного творчества человека и природы, но также как целенаправленно и целесообразно формируемый природно-культурный территориальный комплекс, обладает структурной, функциональной целостностью, развивается в конкретных физико-географических и культурно-исторических условиях. Его компоненты образуют определённые характерные сочетания, находятся в определённой взаимосвязи и взаимообусловленности. Согласно типологии, принятой в Руководящих указаниях по применению Конвенции о Всемирном наследии, все культурные ландшафты подразделяются на три основных категории: целенаправленно сформированные (рукотворные), естественно сформировавшиеся (эволюционировавшие) и ассоциативные ландшафты.
Рукотворные ландшафты характеризуются чёткой пространственной организацией и в своем развитии подчинены целеполаганию своих создателей. Они, как правило, имеют ландшафтообразующий центр, в них много искусственных объектов, созданных на основе преобразования или замены природных комплексов. Это ландшафты поселений, садов, парков, различных природно-технических систем, созданные по проектам или в соответствии с художественной либо инженерной идеей. В естественно сформировавшихся ландшафтах в результате длительных целенаправленных и спонтанных антропогенных воздействий природные процессы несколько изменены и скорректированы. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим воздействиям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и результаты творческого целеполагания. К такому типу можно отнести многие сельские, определенные этнические, отчасти мелиорированные ландшафты. К ассоциативным ландшафтам могут быть отнесены природные ландшафты, обладающие культурной ценностью, а также освоенные ландшафты, в которых характер освоения имеет вторичное значение, а первичное – связь с историческими событиями, личностями. В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации природного объекта с каким-либо феноменом культуры. Таким образом, природные комплексы включаются в историко-культурное пространство без изменения их природной ритмики и эволюции, часто опосредованно, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных (священных, культовых, ритуальных) местностей и т.д.3
В тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО вопросами охраны и изучения культурных ценностей занимается ИКОМОС – Международный совет по охране памятников и исторических мест. ИКОМОС основан в 1956 г. и призван способствовать научному изучению, сохранению, популяризации памятников истории и культуры, пробуждать интерес государственных органов и общественных организаций к наследию в целом, содействовать правовому регулированию охраны памятников на государственном уровне. Новый этап развития принципа защиты культурных ценностей приходится на нач. XXI в., когда ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003г.), учрежден Фонд охраны культурного материального и нематериального наследия. Эдинбургская Декларация по вопросам совершенствования защиты культурного и природного наследия на национальном и местном уровне (2003г.) признала и подтвердила следующее:
- Культурное наследие во всех странах мира представляет базовую ценность для всего человечества не зависимо от расы, вероисповедания и гражданства. Нынешнее поколение является ответственным за сохранение этого наследия и обязано передать его, по крайней мере, в том же состоянии или предпочтительно в обогащенном уровне и отличном состоянии.
- Забота о сохранении культурного наследия является фундаментом устойчивого развития как на национальном, так и местном уровнях, стимулирует социально-экономическое развитие, совершенствует образовательные возможности.
- Основная причина увеличивающихся потерь национального достояния любой страны на национальном, региональном и местном уровнях заключается в бездеятельности, а также из-за недостатка знаний, безразличия или отсутствия компетентности, правоспособности в решении возникающих проблем.
Для решения этих проблем Декларация предлагает разрабатывать национальные программы по образованию и разъяснению значения наследия с тем, чтобы добиваться большего понимания и осведомления граждан о пользе сохранения местных объектов культурного и природного наследия внутри сообщества на местном уровне.
Российское законодательство развивается в соответствии с международным. Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР и Государственным комитетом Совета Министров России в мае 1970 г. было введено понятие «Исторические города и поселения». К ним отнесены населённые пункты, имеющие архитектурные памятники, градостроительные комплексы, являющиеся памятниками истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность. Впервые в РСФСР был утверждён список из 115 исторических городов и других населённых пунктов, закреплялись правовые основы их охраны. В Тюменской области этот статус получили 4 города: Тюмень (1586 г. основания, классификация «Большие и крупные города»), Тобольск (1587 г. основания, классификация «Средние города»), Ишим (1687 г. основания, классификация «Средние города»), Ялуторовск (1658 г. основания, классификация «Малые города»).4
С 1994 г. в России реализуется государственная программа «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России», разработанная на основании постановления Правительства «О разработке и реализации государственной программы» № 1076 от 23.10.93 г. В настоящую программу включены три исторических города Уральского региона: Кудымкар Коми-пермяцкого автономного округа, Соликамск Пермской области и Ялуторовск Тюменской области. Основным научно-исследовательским центром, комплексно занимающимся проблематикой исторических поселений в России, является Институт реконструкции исторических городов (ИНРЕКОН, г. Москва). К его разработкам относятся примерный Статус исторического города (1994), примерные Правила градостроительной деятельности в историческом городе (1994), Закон Тюменской области об историческом городе Ялуторовск. Закон Тюменской области о сохранении историко-культурного и природного наследия исторического города Ялуторовска и объединенного муниципального образования Ялуторовский район от 25.11.1997 г. № 125 (в ред. от 04.02.2003 № 117) определил цели, задачи и порядок сохранения историко-культурного и природного наследия на этой территории. Закон подчеркнут, что статус «исторического города» присвоен Ялуторовску в связи с датой основания – 1659 г., получением звания уездного города Указом Императрицы Екатерины II в 1782 г., наличием археологически ценного культурного слоя, многочисленных памятников истории и культуры, хорошей сохранностью исторической планировочной структуры, непосредственной связью с событиями, вошедшими в отечественную историю, наличием мест рождения, жизни и деятельности знаменитых людей и в связи с внесением города Ялуторовска в 1970 г. в список исторических городов России. Конкретные предложения по основным направлениям сохранения и использования историко-культурного и природного наследия были разработаны Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия для г. Ялуторовска и его окрестностей. В программе обобщены сведения по истории города, памятниках архитектуры, истории и природы, особое внимание уделено вопросам историко-ландшафтного районирования территории Ялуторовского района, перспективам развития музейного комплекса и туристской сферы. Детально рассмотрены экономические и правовые вопросы формирования программы сохранения наследия, результаты социологического обследования города по указанным проблемам.5
В период с 1991 по 2000 гг. Правительством был принят ряд нормативно-законодательных документов, регулирующих сохранение и использование объектов природного и культурного наследия: Распоряжение Президента РФ «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» 1993г., Указ Президента РФ «О приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения» 1994г., Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» 1996 г., Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 г., Положение «О музейном фонде Российской Федерации» 1998 г.6 В 2002 г., согласно приложению к Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 гг.)», в Российской Федерации 478 населённым пунктам был присвоен данный статус. Лидером среди субъектов является Московская область, в которой насчитывается 22 исторических города.
В 2002 г. был принят Федеральный Закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями на 23.07.2008). Закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении наследия, беречь памятники истории и культуры.7 Закон гарантирует гражданам Российской Федерации право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В соответствии с законом в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными), объёмно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединённых масштабом, объёмом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретённые им в процессе развития.8
Государственная охрана и учет объектов историко-культурного наследия обозначена одной из приоритетных задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем не менее, на федеральном уровне эта сфера совершенно не регламентирована (отсутствуют подзаконные нормативные акты – Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, Положение о государственной историко-культурной экспертизе и т.д.). Несмотря на это, сегодня в нашем регионе уделяется много внимания правовым, организационным и практическим проблемам сохранения культурного наследия. Закон Тюменской области «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области» № 1228 от 05.02.2004 (с изменениями на 07.11.2008) раскрыл полномочия органа исполнительной власти Тюменской области в сфере государственной охраны, учета, использования и популяризации памятников, достопримечательных мест, заповедников, исторических поселений и пр. наследия на территории региона, а также финансирования необходимых для этого мероприятий.
В соответствии с поручением Президента России № Пр-516 от 26.03.2003 в Тюменской области была разработана и принята Областная целевая программа «Создание туристического центра Западной Сибири на базе историко-культурного наследия города Тобольска» № 165-пк от 06.12.2004 г. Основные задачи программы: сохранение национального наследия путем восстановления и реставрации памятников истории и культуры, осуществление охранных мероприятий по инженерной защите исторической части г. Тобольска; создание условий для возрождения и развития традиционных народных промыслов; интеграция Тюменской области в систему российского туристического рынка.
Анализ исходного состояния проблемы показал, что культурный и духовно-нравственный потенциал Тобольска ставит его на одно из ведущих мест среди исторических городов России, выделяет как ярчайший объект культурного наследия Сибири и Российской Федерации в целом. В настоящее время в Тобольске на государственном учете находится 206 памятников истории и культуры, из них 35 объектов имеют федеральное значение. Такой концентрации памятников не имеет ни один из других городов Западной Сибири. В Тобольске построен единственный в Сибири каменный кремль, открылись первые в Сибири школа и театр, был издан первый в Сибири журнал. В окрестностях города сосредоточены ценнейшие памятники археологии, располагаются совместные творения природы и человека – Абалакский и Ивановский монастыри. Тобольский музей-заповедник представляет собой крупнейшее учреждение культуры региона, в нем сосредоточены основные этнографические материалы в Тюменской области. Тобольско-Тюменская епархия и первая в Сибири духовная семинария выступают как важнейший межрегиональный центр нравственно-духовного воспитания. Тобольск является одним из крупнейших в России центров традиционного художественного промысла – косторезного мастерства.
Правительством Тюменской области совместно с компанией «Олимпия Райзен Сибирь» (дочерней компанией крупнейшего немецкого туроператора «Олимпия Райзен Гмбх», лидера по привлечению иностранных туристов в Россию) в 2006 г. разработана и реализуется «Стратегия развития туризма на территории Тюменской области». В этом документе выделены благоприятные факторы формирования и развития историко-культурного ландшафта региона. Географическое положение Тюменской области, расположенной в пределах Западно-Сибирской равнины, в основном в междуречье Тобола и Ишима, в лесостепной и степной природных зонах, характеризующихся обилием озер и болот, занимающих западины, котловины, плоские участки водораздельных пространств, межгривные понижения и ложбины. До настоящего времени сохранились экологически чистые ландшафтные комплексы, заказники с разнообразной флорой и фауной. Среди наиболее известных памятников природы: левобережная пойма Иртыша в районе Тобольска, роща Декабристов в Ялуторовске, загородная роща в Тюмени, озера Большой и Малый Тараскуль. Более половины памятников природы на территории юга Тюменской области – лесные массивы: кедровый бор у деревень Ломашево и Винокурово, кедровая роща Журавских, Полуяновский кедровый бор и др. На территории юга Тюменской области расположены: 2 государственных природных заказника федерального значения – «Тюменский» и «Белозерский», 33 заказника регионального значения, 29 памятников природы. Кроме них к особо охраняемым территориям относятся водно-болотные угодья международного значения «Озера Тоболо-Исетской лесостепи».
Развитие культурного наследия Тюменской области, по мнению авторов Стратегии, происходило под воздействием нескольких волн освоения территории:
- Памятники, связанные с существованием на территории угорского населения, предков манси и ханты, а также памятники культурных волн освоения региона кочевыми народами (тюрками). На территории юга области существуют памятники каменного и бронзового веков, следы пребывания древних ариев (на территории Ингальской долины), памятники скифо-сарматской и сарматской культур (р. Тобол, Пышма, Исеть, Иртыш).
- Памятники, отражающие формирование первых государств: в н. XIV в. Тюменского ханства (первое государство за Уралом) с центром в поселении Чимги-Тура (современная Тюмень); после распада Золотой Орды в сер. XIV в. Сибирского ханства с центром в Искере (Кашлык).
- Памятники периода завоевания Сибири русскими, российской колонизации Сибири: поход Ермака против Сибирского ханства, завоевание «Старой Сибири» (Искер), создание «Новой Сибири» (Тобольск, Тюмень).
- Памятники Тобольска периода его расцвета в качестве столицы Сибири, превращение Тобольска и Тюмени в важнейшие опорные точки дальнейшего продвижения русских на восток и главные транзитные пункты на сибирских торговых путях.
- Памятники эпохи XIX в., эпохи декабристов, на фоне усиления Тюмени в связи изменением направления Московско-Сибирского тракта и сооружением Транссибирской магистрали.
- Памятники рубежа XIX – н. ХХ в., в т.ч. связанные с темой Г. Распутина и семьи императора Н. Романова.
- Памятники советской эпохи довоенного, военного времени, индустриализации, периода освоения территории в качестве нефтегазового региона.9
Сведения о количественном составе объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия Тюменской области по состоянию на 30.06.2009 г.10
Районы |
Объекты и ансамбли |
Достопримечательные места |
Объекты археологического наследия** |
Всего |
|||||
Федерального значения |
Регионального значения |
Выявленные* |
Федерального значения |
Регионального значения |
Выявленные* |
||||
Абатский |
– |
– |
– |
– |
3 |
– |
20 |
23 |
|
Армизонский |
– |
– |
1 |
– |
12 |
– |
3 |
16 |
|
Аромашевский |
– |
– |
– |
– |
1 |
2 |
11 |
14 |
|
Бердюжский |
– |
– |
– |
– |
15 |
– |
13 |
28 |
|
Вагайский |
– |
– |
5 |
– |
– |
14 |
44 |
63 |
|
Викуловский |
– |
– |
1 |
– |
2 |
– |
29 |
32 |
|
Голышмановский |
– |
– |
4 |
– |
13 |
– |
6 |
23 |
|
Заводоуковский |
– |
– |
3 |
– |
5 |
– |
82 |
90 |
|
Исетский |
1 |
– |
9 |
– |
4 |
– |
139 |
153 |
|
Ишимский |
– |
– |
4 |
– |
3 |
– |
32 |
39 |
|
Казанский |
– |
– |
2 |
– |
12 |
– |
31 |
45 |
|
Нижнетавдинский |
– |
– |
2 |
– |
4 |
1 |
60 |
67 |
|
Омутинский |
– |
– |
18 |
– |
4 |
– |
5 |
27 |
|
Сладковский |
– |
– |
– |
– |
7 |
– |
3 |
10 |
|
Сорокинский |
– |
– |
– |
– |
3 |
– |
2 |
5 |
|
Тобольский |
– |
3 |
4 |
– |
3 |
3 |
56 |
69 |
|
Тюменский |
– |
4 |
14 |
– |
7 |
2 |
177 |
204 |
|
Уватский |
– |
– |
2 |
– |
4 |
– |
40 |
46 |
|
Упоровский |
– |
1 |
11 |
– |
16 |
– |
98 |
126 |
|
Юргинский |
– |
– |
3 |
– |
5 |
– |
30 |
38 |
|
Ялуторовский |
– |
– |
6 |
– |
2 |
2 |
50 |
60 |
|
Ярковский |
– |
– |
11 |
– |
9 |
1 |
94 |
115 |
|
г. Заводоуковск |
– |
– |
1 |
– |
2 |
– |
– |
3 |
|
г. Ишим |
1 |
8 |
43 |
– |
1 |
– |
– |
53 |
|
г. Тобольск |
25 |
153 |
11 |
10 |
4 |
– |
1 |
204 |
|
г. Тюмень |
11 |
117 |
61 |
– |
1 |
2 |
4 |
196 |
|
г. Ялуторовск |
3 |
3 |
47 |
1 |
2 |
– |
– |
56 |
|
ВСЕГО: |
41 |
289 |
263 |
11 |
144 |
27 |
1030 |
1805 |
|
|
593 |
182 |
1030 |
1805 |
|||||
* рекомендованные к включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с регионально, местной (муниципальной) категорией охраны;
** федерального значения (ст. 4 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Таким образом, в настоящее время в Тюменской области насчитывается 1805 объектов культурного наследия федерального и регионального значения, представленных 593 объектами и ансамблями градостроительной деятельности, архитектуры, истории, 182 достопримечательными местами и 1030 объектами археологии. Самая немногочисленная группа – достопримечательные памятные места (исторические кладбища, единичные и братские захоронения, священные места сибирских мусульман – Астана).
Однако тенденции динамики и современное состояние наследия в России в целом являются неутешительными. Согласно данным Российского Национального центра опеки наследия (НЦОН), среди недвижимых объектов культурного наследия России, подвергающихся проявлению факторов экологического риска, выделяются прежде всего памятники истории и культуры. Состояние находящихся на государственной охране памятников почти на 80 % характеризуется как неудовлетворительное. Около 70 % от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных процессов. В соответствии с получаемыми из субъектов Федерации официальными сведениями, под негативным воздействием экологических факторов в последние годы в России находилось около 19 тыс. памятников истории и культуры, в том числе – под воздействием факторов естественного происхождения – более 6 тыс., а факторов антропогенного происхождения – около 13 тыс. объектов.11 Результаты анализа получаемых в последние годы сведений о состоянии культурного наследия позволяют сделать следующие выводы:
- под воздействием естественных и антропогенно обусловленных факторов риска находится весьма значительная часть культурного наследия регионов России и страны в целом;
- количество факторов риска объектам наследия постоянно расширяется; наряду с численно превалирующими естественными и антропогенно обусловленными факторами (подтопление территории, загрязнение воздушного бассейна, вибрация и т.д.) все активнее проявляются последствия относительно новых, таких как визуальное загрязнение (искажение) историко-культурных ландшафтов, экологически нерегламентированная приватизация и др.
Угрозы наследию существуют в явном и скрытом виде, число и острота их проявления постоянно и повсеместно возрастают. Сегодня даже в крупных центрах не разработаны программы по сохранению и реставрации архитектурных шедевров. В Тюмени также отсутствует генеральный проект реконструкции города, бесследно исчезают уникальные памятники истории. И это несмотря на то, что среди всего многообразия русского деревянного зодчества Тюменская область занимает особое место, являясь ценностью не только регионального уровня, но и шедевром общенационального масштаба. Домовой декор Зауралья эклектичен и разделяется по характерным пластическим, орнаментальным, технологическим приёмам на архаичный декор в технике рельефной резьбы, преобладающий в северной зоне и декор барочного типа в технике объёмной резьбы – в южной. По состоянию на 2008 г. на учете Инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры г. Тюмени состоит 226 памятников истории и культуры федерального (12 ед.), регионального и местного значения (214 ед.). В Законе Тюменской области 2001 г. «Об административном центре Тюменской области» (ст. 3) указано: «Органы местного самоуправления города Тюмени организуют работу по сохранению памятников культуры, архитектуры, искусства местного значения в соответствии с каталогом, утвержденным администрацией области, а также содействуют сохранению памятников культуры, архитектуры и искусства областного и федерального значения». Однако городские застройщики продолжают наступать на исторический центр. Аргументы, озвученные застройщиками, стереотипны: памятники существуют в зоне повышенного строительного и инвестиционно-финансового интереса, поэтому мешают строительству и пробивке новых транспортных магистралей в историческом центре. И это несмотря на то, что разработанные градостроительные документы, определяя развитие города в современных условиях, все же принимают во внимание статус исторического центра, регламентируют застройку в исторических кварталах (проект зон охраны). Кроме того, ежегодно часть памятников становится жертвами пожаров, незаконного снесения или рассыпаются от ветхости. Эти потери практически невосполнимы, поскольку профессиональные навыки, традиционные технологии, которыми мы обязаны созданием этих выдающихся памятников, сами давно уже стали историей. Возникает опасение, что если не будет вестись дальнейшее комплектование в фонды ГУК ТО «Музейный комплекс» элементов архитектурного декора, то скоро мы потеряем произведения народных художников. Хочется надеяться, что в областном центре не возобладает конъюнктурная политика по отношению к архитектурному наследию, а будет создана заповедная зона в границах улиц Дзержинского – Советская – Челюскинцев, т.к. данный квартал сохранил на своей территории не только 13 памятников истории и культуры, но и в целом градостроительную среду XIX в., традиционное планировочное пространство исторического города.
Несколько слов о реставрационных работах. Среди наиболее значительных восстановленных памятников архитектуры культового наследия – тюменские Троицкий монастырь, Спасская церковь и Синагога, а также Софийский собор в тобольском кремле. С 2006 г. в г. Тюмени ведется реставрация работы на объекте регионального значения «Ильинская церковь» по ул. 25 Октября, 29, которая до недавнего времени использовалась Тюменским водочным заводом. В настоящее время выполнены работы по усилению несущих конструкций памятника, убраны поздние пристрои, восстановлены завершения и кровля, здание церкви передано в безвозмездное пользование Православной религиозной организации Епархиальный Ильинский женский монастырь Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви. Распоряжением Правительства Тюменской области в декабре 2007 г. была утверждена Областная целевая программа «Сохранение и использование объектов культурного наследия в Тюменской области», сроки реализации которой – 2008-2010 гг. Отметим, в 2008 г. ремонтно-реставрационные работы проводились на 57 объектах, сегодня в реставрации находится 55 зданий, большая часть памятников реконструируется в Тобольске.12
Сейчас в Тюмени работает художник-самородок В.М. Шитов, основатель реставрационной мастерской «Палата резных и столярных дел», объединяющей современных тюменских мастеров домой резьбы. Работы Шитова (бывшего летчика), отличаются большой аккуратностью и кропотливостью. Он вернул к жизни 20 памятников деревянного зодчества в областном центре. Самой сложной и интересной была, по его словам, работа над домом Иконникова (ныне Музей Истории дома ГУК ТО «Музейный комплекс»). Он тесно сотрудничает с сотрудниками музея, консультирует, помогает комплектованию шедевров архитектурного декора.
В условиях отсутствия сберегающих технологий и разрушающего влияния современной цивилизации на сохранившиеся историко-культурный ландшафт, необходимость описания и классификации сохранившихся объектов наследия не вызывает сомнения. Тюменская область подарила науке скопление археологических памятников. А.В. Матвеев и Н.П. Матвеева более 20 лет исследуют феномен Тоболо-Исетского междуречья. На стыке современных Исетского, Ялуторовского, Заводоуковского и Упоровского районов Тюменской области находится уникальный археологический комплекс памятников каменного, бронзового и железного веков под единым названием «Ингальская долина» с объектами разных типов: селища, городища, святилища, грунтовые и курганные могильники. Исследователи отмечают, что за многотысячелетний период древние культуры Зауралья развивались под воздействием благоприятного естественного ландшафта: климат, обилие воды, леса, уникальное геоположение на пересечении торговых путей и пр. В процессе археологического изучения Матвеевы решают сложные вопросы палеоэкологического характера: механизм взаимоотношений природной среды и человека на разных этапах освоения ландшафтов Ингальской (в пер. с языка сибирских татар – камышовой) долины.13
Исследователи Ащепков Е.А., Заварихин С.П., Жученко Б.А., Шайхтдинова Н.Х., и др. заложили основы профессионального изучения памятников деревянного зодчества. Е.А. Ащепков первым затронул вопросы архитектуры и декора крестьянских деревянных зданий в контексте истории края, миграционных процессов, этнических особенностей население региона. Обследовав обширнейший район, включавший Омскую (до 1944 г. Тюменская область входила в состав Омской), Новосибирскую, Кемеровскую области, он дал сравнительный анализ декора домов различных областей Западной Сибири, привел большое количество иллюстративного материала.14 Б.А. Жученко относит тюменское деревянное зодчество к значительнейшим явлениям мировой культуры.15 С.П. Заварихин пришел к выводу, что архитектура Тюмени Х1Х в. носила эклектичный характер, но единство материала и влияние местной художественной школы обеспечили и единство всего декоративного решения тюменского деревянного дома.16 Н.Х. Шайхтдинова, проводя активную экспедиционную деятельность по югу Тюменской области,17 на выявленных источниках исследовала аутентичные формы народной художественной культуры, дала характеристику основным видам предметного творчества, их особенностям, уделяя внимание деятельности мастеров как составной части истории традиционной культуры.18 В числе исследователей, осуществляющих системный сбор и обобщение сведений – В.Е. Копылов, сделавший попытку по-новому взглянуть на облик старых провинциальных городов Зауралья.19 Город Тобольск является объектом изучения Д.А. Алисова, который делает упор не только на временные характеристики, но и на пространственные составляющие становления и развития губернской столицы. Исследователь отмечает связь естественно-географических факторов с появлением основных архитектурных доминант города, направлениями главных улиц, развитием инфраструктуры и др. материальных форм культуры.20
Проблемы выявления, сохранения и реконструкции культуры поставлены в трудах Н.А. Балюк.22 Позитивным явлением в культуре она считает новую интерпретацию музейного наследия: предмет становится не только иллюстрацией отдельных фактов местной истории, но и памятником материальной и духовной культуры, раскрывающим глубокие символы и смыслы, реконструирующим утраченные элементы «генетического кода» наследия. Эта проблема тем более актуальна, считает автор, что за более чем 400-летнюю историю русским населением внесен большой вклад в создание уникального пласта региональной культуры. Е.М. Акулич подчеркивает значение института музеев-заповедников и национальных парков в сохранении объектов историко-культурного и природного наследия как целостных комплексов.23 Он предлагает произвести зонирование культурного ландшафта г. Тобольска по исторической, культурной и экономической значимости. По его мнению, зоны охраны будут призваны обеспечить физическую сохранность всей пространственной среды, смогут ограничить неблагоприятные воздействия со стороны нового строительства и хозяйствования. Комплексный подход к описанию историко-культурного ландшафта Зауралья осуществляет А.С. Иваненко. Он дает сведения о природе, климате, охраняемых территориях, хронологии развития населенных пунктов XVI-XX вв., исторических кварталах, улицах, выдающихся личностях и простых жителях, туристических маршрутах Тюменского района и г. Тюмени.24 Краевед Л.В. Фролов проследил связь природного ландшафта (топографию, гидросистему) исторического г. Ишима с рукотворным культурным ландшафтом, куда включил не только археологические объекты, жилые, культовые и общественные постройки, но и особый дух города, его неповторимый колорит, городские легенды-были.25
Архитектура городов и поселений Тюменской области, ее региональная специфика и стилистические характеристики, явилась объектом исследования современного искусствоведа Е.М. Козловой-Афанасьевой. Фактологической базой работы стали натурные обследования памятников Тюменской области, собрания региональных музеев, что позволило выявить региональные центры архитектурной деревянной резьбы.26 По заказу Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области создан и опубликован научно-практический каталог «Архитектурное наследие Тюменской области».27 Каталогизация всего фонда региональной исторической архитектуры проводилась в 2004-2006 гг. В справочнике впервые представлена сводная информация о 700 уникальных зданиях-памятниках, а также почти 1,5 тысячи иллюстраций, которые выполнены в черно-белом формате, т.к. цвет не имеет исторического значения, и в разные эпохи менялся. Помимо фотографий многие описания дополнены планами сооружений. В книгу включены произведения культового зодчества, промышленные и железнодорожные комплексы, образцы общественной и жилой архитектуры. Сведения о зданиях и архитектурных комплексах систематизированы в соответствии с их типом и местоположением.
Краткая аннотация содержит сведения об истории строительства и использования памятника, сопровождается указанием даты сооружения и авторства здания, его владельцев, а также дает краткую характеристику его художественных, стилистических особенностей. Описания памятников исторических городов Тюменской области предваряются очерками локальных особенностей формирования архитектурной среды. Среди описанных в каталоге объектов есть и три уже утраченные. Это деревянная Петропавловская церковь XVII в. в д. Битюки, которую разобрали, но предварительно сделали обмеры сооружения; театр-теремок в г. Тобольске – сгоревший, но оставивший после себя подробные обмеры и проект восстановления и дом Фонвизина в Тобольске, разобранный в 1990-е гг. В сборник попали и объекты, которые не имеют статуса памятников, но обладают архитектурной ценностью. В целом, издание фундаментальной книги «Архитектурное наследие Тюменской области» – чрезвычайно значимое событие для сохранения культурного ландшафта. Презентации каталога состоялись в Тюмени, Тобольске, Ялуторовске, Ишиме.28
Правительственные и неправительственные организации должны в тесном сотрудничестве бороться с проблемой утраты культурного и природного наследия, разрабатывать инициативы, доводить до понимания обществом существующих проблем, а также использовать все возможности по сохранению наследия на местном уровне. Примером неравнодушного отношения к состоянию культурного ландшафта служит инициатива общественной группы с. Кулаково Тюменского района о признании комплекса «Школа-усадьба Н.М. Чукмалдина» историко-культурным памятником регионального значения. Усадьба на речке Пановке в с. Кулаково (1890-е гг.) – образец воплощения традиций русской усадебной садово-парковой архитектуры Х1Х в., созданный по инициативе и на средства Николая Мартемьяновича Чукмалдина – известного купца-мецената, много сделавшего для развития экономики и культуры Тюменского края. Заботясь о воспитании земляков и обучении крестьянских детей, Н.М. Чукмалдин построил школьный городок с ремесленным училищем, разбив рядом парк с прудом и беседками. В настоящее время от архитектурных построек усадьбы сохранился каменный дом, где помещались библиотека, читальный зал и квартиры преподавателей, поставленный на территории парка в стороне от деревенской улицы, имеющего архитектуру с чертами классицизирующего модерна. Парк площадью 4,6 га представляет примечательнейший элемент усадебного комплекса. Основанный, как и большинство русских усадебных парков, на взаимно пересекающихся осях, он включает центральную и второстепенные боковые аллеи, обсаженные по традиции липами и хвойными насаждениями. В композицию парка введен красивый копаный пруд, обсаженный кустами акаций. В 2007 г. Новосибирским филиалом открытого акционерного общества «Сибспецпроектреставрация» разработана научно-проектная документация по реставрации объекта культурного наследия «Школа-усадьба Н.М. Чукмалдина». Для ознакомления и решения вопроса по финансированию работ по сохранению один комплект документации передан в администрацию Тюменского района.30
В рамках принятого Постановлением Правительства Российской Федерации Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 26.04.2008 г. № 315 (в ред. от 07.11.2008 № 821) некоторые достопримечательные места г. Заводоуковска также могут войти в состав охранных объектов. К достопримечательностям города относятся Заводоуковский термальный источник, минеральные воды которого используются в лечебных целях уже около 50 лет, озеро Листвяжье, залежи которого также используются в лечебных целях, Комиссаровский бор – «жемчужина» лесостепной зоны Западной Сибири, длина которого составляет свыше 30 км, пруды, уникальный ландшафт рек Ук и Тобол. Дошедший до наших дней комплекс Падунского винокуренного завода можно рассматривать в качестве самобытного памятника истории промышленного производства в Сибири. Высокое качество продукции Падунского винокуренного завода обеспечивали уникальные ключевые источники, на которых была поставлена его плотина.29
Колмаковский парк представляет собой уникальное лесонасаждение, созданное работниками купцов-промышленников Колмаковых в к. XIX в. Один из братьев – Кириак Степанович Колмаков – получил столичное образование, был председателем отдела Императорского Московского общества сельского хозяйства. Эта научная организация решала важные задачи: здесь занимались распространением улучшенных семян, организовывались выставки, ставились опыты с искусственными удобрениями, проводилось почвенно-ботаническое исследование земель. В последствии К.С. Колмаков являлся уездным агрономом, стремился внедрить в развитие местного сельского хозяйства новейшие научные достижения. 30
Известный американский журналист-путешественник Джордж Кеннан, в 1885 г. проезжавший эти места, в своей книге «Сибирь и ссылка» так описал поразивший его парк радушного хозяина сибирской заимки Колмакова: «Приблизительно в ста верстах от Тюмени, сразу же за деревней Заводоуковской, мы под вечер сделали привал в имении богатого сибирского фабриканта Колмакова, к которому у меня было рекомендательное письмо от одного из моих русских друзей. Я очень удивился, найдя в этом глухом уголке столько удобств, вкуса и роскоши. Дом был бревенчатый, всего в два этажа, но просторен и удобно обставлен. Окна его глядели на искусственное озеро и прекрасный сад с извилистыми дорожками и увитыми зеленью беседками, длинными рядами кустов смородины и малины, и цветочными клумбами. На конце сада находилась большая оранжерея, в которой во множестве росли герани, вербена, гортензии, кактусы, апельсинные и лимонные деревья, ананасы и всевозможных сортов тропические растения. Тут же вблизи – большая теплица, полная огурцов и созревших мускусных дынь. Посреди сада стояло квадратное здание фунтов 60 длины и 40 или 50 фунтов ширины, почти сплошь застекленное и с земляным полом, служившее, по словам Колмакова, чем-то вроде зимнего сада и приютом в холодную и дождливую погоду. В этом миниатюрном хрустальном дворце приютилась удивительная роща молодых пальм и бананов, среди которых бежали извилистые дорожки, окаймленные цветочными клумбами. В зелени были поставлены удобные садовые кресла и скамейки. Деревья, цветы и кустарники росли не из кадок или горшков, а прямо из земляного пола оранжереи. Получалось такое впечатление, как будто уголок тропического сада покрыт стеклом».31 Колмаковская Заимка просуществовала до 1930 года. В наше время этот сохранившийся парк с соснами, елями, липами и ясенями 100-120-летнего возраста поражает своей красотой и величием, является выдающимся достижением лесохозяйственной практики, прекрасным объектом экскурсионно-туристического показа. В парке за время его существования сформировалось биоразнообразие трав, ягод, грибов, птиц и мелких лесных животных.
Во второй половине XX столетия провинциальные, веками сложившиеся сельские и городские ландшафты, структурные элементы исторической части поселений начали стремительно теряться. Разрушение историко-культурного ландшафта, утрата гармонии сосуществования человека с окружающей средой, традиционных норм жизни в ландшафте – повсеместный процесс, который отчасти протекает на наших глазах, что связано с объективными процессами урбанизации. Порой все, что мы можем сделать – лишь зафиксировать их. Так, в 1980-е гг. Н.Х. Шайхтдинова подробно описала тюменские резные наличники с неповторимой объемной барочной резьбой, и теперь, к сожалению, только в ее книге «Деревянная резьба Тюмени», да в коллекции ГУК ТО «Музейный комплекс им. И.Я. Словцова» мы можем увидеть многие уникальные образцы деревянного декора. Сохранение регионального историко-культурного ландшафта от обезличения становится в наше время важнейшим фактором культурной идентичности, а передача наследия из поколения в поколение – особенно важна в условиях глобализации.
Закон Тюменской области «О развитии внутреннего и выездного туризма в Тюменской области» № 536 от 21.12.2006 подчеркнул, что культурный ландшафт нашего региона является важным и перспективным ресурсом для биоэкологического, историко-культурного, паломнического туризма. Этим обстоятельством обусловливается актуальность четкого соблюдения действующего законодательства об охране памятников и, прежде всего, процедуры согласования общественных и частных работ, приведение регионального и местного законодательства в соответствие с международными стандартами. Необходима более эффективная политика в области охраны и использования наследия, субъектами которой предстоит выступить государству и обществу в лице причастных к проблематике наследия институтов, а также простых граждан.
Список источников и литературы:
- Международная Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Гл. I. Ст. 1. – Париж: ЮНЕСКО, 1972 г.
- Портал «ЮНЕСКО – Наследие» – http://typo38.unesco.org/ru/
- Руководящие указания по применению Конвенции о Всемирном наследии. П. 39 // Официальный портал Фонда Всемирного наследия http://nasledie.org.ru/
- Материал Википедии – свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Исторический город Ялуторовск: материалы к программе сохранения и использования историко-культурного наследия города и его окружения / Под ред. П.М. Шульгина. – М., 1997.
- Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996. – М., 1998. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1996-2000. – М., 2001.
- Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст. 44, п. 2,3. – М., 2003
- Федеральный Закон РФ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Гл. XII, ст. 2.
- Официальный портал «Туристические ресурсы Тюменской области» – http://www.w-siberia.com/
- Материалы предоставлены Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области. 2009 г.
- Официальный сайт Российского Национального центра опеки наследия – http://www.ntrust.ru/
- Официальный портал органов государственной власти Тюменской области – http://www.admtyumen.ru/
- Матвеев А.В., Матвеева Н.П., Зах В.А. Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям. – Тюмень, 1994; Матвеев А.В. Затерянный мир Ингальской долины. – Тюмень, 2004.
- Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. – М.,1950.
- Жученко Б.А., Заварихин С.П. Тюмень архитектурная. – Свердловск, 1984.
- Заварихин С.П. Ворота в Сибирь. – М., 1981; он же. В древнем центре Сибири. – М., 1987
- Иванова Л.В. Экспедиционная деятельность Тюменского музея изобразительных искусств // Сборник научных трудов Тюменского музея изобразительных искусств. – Тюмень, 2002. С. 78-84.
- Шайхтдинова Н.Х. Сохранить деревянную резьбу Тюмени. – ДИ СССР, 1972, № 3; она же. Тюменские дымники. – Тюмень, 1975; она же. Деревянная резьба Тюмени. – Свердловск, 1984; она же. Железопросечное искусство Тюмени ХХ в. // Русские старожилы (материалы VII Сибирского Симпозиума). – Тобольск, 2000.
- Копылов В.Е. Окрик памяти (история Тюменского края глазами инженера). В 3 книгах. – Тюмень, 2002.
- Алисов Д.А. Культура городов Западной Сибири (вт. пол. ХIХ – н. ХХ вв.). – Омск, 2002; он же. Культурное пространство Тобольска (вт. пол. ХIХ – н. ХХ вв.) // Культурологические исследования в Сибири. – Омск, 2004. С. 41-49.
- Балюк Н.А. О состоянии историко-культурного наследия русских старожилов Западной Сибири // Русские старожилы. Материалы III Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». – Тобольск, 2000; она же. Русские сельские поселения Тюменского края в конце ХVI-ХVIII вв. (учебно-методическое пособие). Тюмень, 2006; она же. История природопользования русского Зауралья (монография). – Тюмень, 2007; она же. Тобольск. 420 лет. Путеводитель. Серия «Путешествия по Сибири». – Тюмень, 2007; она же. Тюмень. Город на Великом пути. Путеводитель. Серия «Путешествия по Сибири». – Тюмень, 2007; она же. Сибирский тракт. Путеводитель. Серия «Путешествия по Сибири». – Тюмень, 2007
- Акулич Е.М. Музей и регион. – Екатеринбург, 2004; он же. Состояние и перспективы развития туризма на базе историко-культурного наследия. – Тюмень, 2007.
- Иваненко А.С. Окрестности Тюмени. – Свердловск, 1988; он же. Прогулки по Тюмени. – Тюмень, 2000; он же. Новые прогулки по Тюмени. – Тюмень, 2008.
- Фролов Л.В. Городское пространство Ишима и природный ландшафт // Проблемы культуры городов России. – Омск, 1997, С. 72-74; он же. Прогулки по улицам города // Ишимский купец: информационно-коммерческая газета. 1999, №№ 21, 25, 30, 34, 38, 47. 2000, №№ 1, 4.
- Козлова-Афанасьева Е.М. Исторические условия приоритета пластики и образной идеи в архитектурной деревянной резьбе XIX в. // Материалы III Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (Русские старожилы). – Тобольск, 2000. С. 474-475. Она же. Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX – начала XX вв. Автореферат диссертации … канд. искусствоведения. – Тюмень, 2004.
- Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. Иллюстрированный научно-практический каталог. – Тюмень, 2008
- Интернет версия газеты «Вслух. ру» – http://www.vsluh.ru/news/society/
- Материалы научного архива ГУК ТО «Музейный комплекс им. И.Я. Словцова».
- Официальный сайт администрации Заводоуковского городского округа – http://www.zavodoukovsk.ru/
- Информационный портал «Путь в Сибирь» – http://www.ikz.ru/siberianway/
- Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885-1886 гг.). Т. 1. – СПб, 1999. С. 159.