Т.С. Воеводина,
научный сотрудник МАУК ЗГО
«Заводоуковский краеведческий музей»
Раз мужик зашёл в кабак -
Шляпа на затылке,
Вдруг откуда ни возьмись,
Чёртик из бутылки.
Черти-что и сбоку бантик,
Не было печали,
Мужика, вы только гляньте,
Черти накачали.
Ю.С. Энтин
Презентация по ссылке:https://cloud.mail.ru/public/8VLc/LtWXGnLpJ
В фондах Заводоуковского музея немало интересных экспонатов. Среди них необычный набор посуды - графин и четыре рюмочки (видимо, когда-то их было шесть, но две безвозвратно утрачены). Изюминкой набора является то, что на дне и графина, и каждой из рюмочек сидит искусно выдутый из стекла чёртик. По цвету он отличается от прозрачного стекла, из которого сделан сосуд, так что хорошо виден. В современных магазинах такой посуды точно не найти!
В музей же графинчик с рюмочками попал случайно: после смерти жительницы села Горюнова Марии Петровны Мокрецовой (1922-2014) наследники нашли набор в подполье, завёрнутый в тряпицу. Неизвестно, сколько времени он там пролежал, и знала ли о нём сама хозяйка дома? В музей же посуду передали знакомые из Заводоуковска. Самим владеть уникальными предметами им претило из-за сидящей внутри «нечистой силы», а вдруг это означает что-то дурное.
На самом же деле ничего зловещего в таком виде стеклянной утвари нет. Бутылочки и графины с разнообразными фигурками внутри приобрели большую популярность в нашей стране ещё с начала XIX века. Техника изготовления этих затейливых вещиц называется гутной.
Гутная техника – метод формования изделий совокупностью ряда специфических ручных приёмов обработки горячего стекла: выдувания (в форму и без форм), лепки, сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, получение накладных цветных слоёв (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей, лент и т.п. При этом цикл операций производится непосредственно возле стекловаренной печи [1].
Иначе говоря, для мастера поместить фигурку в бутылку проще простого: сначала изготавливается сама фигурка, приваривается к донышку, а потом уже вокруг формируется колба сосуда. Сохранилась легенда о том, как такие сосуды стали делать в России.
Вот что в ней говорится: «Сергей Иванович Мальцов, хозяин Дятьковского хрустального завода (г. Дятьково, Брянская область, основан в 1790 году дворянкой Марией Мальцовой, перешёл к её сыну Ивану, затем к внуку Сергею), один из виднейших деятелей отечественной промышленности XIX века, часто приглашал на хрустальный завод иностранных специалистов. В числе прочих был выписан из Германии мастер по фамилии Петуфф. Из-за фамилии дятьковские мастера дали ему прозвище «Петух». Искусен был этот немец в изготовлении узкогорлых сосудов с яблоками на дне, за что Мальцов очень его ценил. Но однажды дятьковские стеклоделы подшутили над немцем - в присутствии Мальцова преподнесли ему узкогорлый графин с забавным петушком на дне. Было очевидно, что русские своим мастерством превзошли немцев. Достаточно хорошо зная русский язык, иноземец тоже понял смысл шутки» [2].
Каких же только фигурок не помещали (и помещают в наше время) мастера на дно бутылок! Однако самыми популярными были всё-таки чёртики. В бутыль или графин наливали алкогольный напиток, и сидящий внутри чёртик скрывался из виду. Если он был прозрачным, значит, графинчик предназначался для прежде всего, для водки, белого вина и других светлых напитков. Если же предполагался коньяк или наливка, красное вино, то чёртики были тёмного цвета. Так и в нашем случае, колбы прозрачные, а фигурки в них - коричневые. Когда графин был полон, то чёртиков не было видно, а по мере опорожнения сосуда они являлись пред очами развесёлой компании. Облик, размеры и позы чёртиков были разной степени шутливости, фривольности, в том числе и совершенно непристойные исключительно для мужской компании.
Отсюда и происходит выражение: «Допиться до чёртиков». В наше время оно ассоциируется с наступлением белой горячки, когда алкоголь вынуждает своих жертв «ловить чертей» в прямом смысле этого слова. А изначально: «Допиться до чёртиков» всего-то означало выпить всё до дна. Но не будем забывать о вреде алкоголизма, не зря, ох, не зря именно чёртики стали самым популярным сюжетом для мастеров-стеклодувов, изготовлявших такие графинчики. Недаром существует старинная пословица: «Попей, попей - увидишь чертей». Кстати говоря, именно чёрт по народным поверьям и был первым винокуром, соблазняющим пьяных людей на греховные дела и глупые проделки.
Однако надо сказать, что, как бы ни укоренилось мнение о традиционно лояльном отношении русских к алкоголизму, наши предки издревле проводили черту между выпивкой и пьянством. То есть между словами князя Владимира Святого: «Руси есть веселие пити, не можем без этого быти» и поучением князя Владимира Мономаха: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело» [3].
В составленных по указанию Петра Первого «Показаниях к житейскому обхождению» 1717 года были и рекомендации по поведению за столом: «Первый не пей, будь воздержан, избегай пьянства. Когда тебе предложат, то бери, сколько тебе потребно: пьют зелье крепкое из чарки маленькой, а слабее из той, что поболее. Не перепутай! Помни - алкоголь развязывает язык и связывает разум...» [4].
Ещё одна пословица гласит: «Пей, да меру разумей». О том же напоминал маленький бесёнок, сидящий на дне бутылки. Он даже в разгар веселья призывал вспомнить о том, что пьянство – враг рода человеческого, несущий ему множество бедствий. Словом, садясь за стол, надо помнить о том, что «душа дороже ковша». Кроме того, маленькие чёртики помогали страдающим от похмелья.
Дело в том, что стеклянные чёртики были обычно полыми, с небольшими дырочками, через которые внутрь фигурки попадало при наполнении графина вино или водка. Когда графинчик выпивали, немного живительной влаги, примерно 30-40 граммов, оставалось в фигурке и за ночь перетекало из неё в графин. Утром можно было опохмелиться. Недаром такие графинчики называли похмельными. Таков вот и наш, музейный графинчик: у чёртика, сидящего в нём, есть две дырочки для похмельных граммов, и, что удивительно, есть они и в «рюмочных» чёртиках.
К сожалению, в настоящее время уже невозможно узнать, как такая красота очутилась в селе Горюново, где и кем была изготовлена эта развесёлая компания чертят. Маловероятно, что в наших местах, хотя Ялуторовский уезд был одним из центров стекольной промышленности в губернии.
По данным на 1831 год, в Тобольской губернии насчитывалось 13 стекольных и хрустальных заводов. А самый первый из них был открыт именно в Ялуторовском уезде дворянами Матигоровыми (1723 год). История этого предприятия была долгой – Заводопетровский стекольный завод окончательно закрылся в 1994 году. Ещё один заводик в уезде находился в деревне Шестаково при речке Бочанке [5]. По воспоминаниям старожилов, позднее всё оборудование было передано на Заводопетровский завод.
Причины такого развития производства стекла было две – наличие сырья –песка и наличие спроса – винокуренных заводов. Как бы мы ни относились к спиртному, очевиден тот факт, что без спирта и Заводоуковска бы не было. Ведь наша история началась в 1740 – 1747 годы, когда верхотурский купец Максим Походяшин и его компаньон Алексей Власьевский построили на реках Ук и Падун винокуренные заводы. Вокруг Уковского завода постепенно выросло село Заводоуковское. Так до сих пор называется один из микрорайонов города – село Завод. Недаром же на гербе нашего города есть алхимический знак «aqua vita», обозначающий спирт.
С 1863 года, с возрождения Падунского завода, началась эпоха «винокуренного генерала» А.Ф. Поклевского-Козелла (1810-1890). Всего он владел 8 винокуренными заводами [6].
Очевидно, что самой массовой продукцией в таких условиях могла стать только водочная бутылка. Как писал в 1854 году ялуторовский земский исправник Барцов И.Д.: «В Ялуторовском округе существует в настоящее время 12 стеколоделательных заводов, из коих один, Томиловской волости в деревне Коктюльской, принадлежащий ялуторовскому 2-й гильдии купцу Палаумову, в довольно большом размере, для выделки оконных стекол; прочие же, находящиеся в Рафайловской и Мостовой волостях, принадлежащие крестьянам, выделывают одну только посуду из зелёного стекла, преимущественно для откупов» [7]. Причём с середины ХIX века бутылки уже не выдували, а лили в специальных машинах, что значительно удешевляло и ускоряло процесс. Теперь бутылке можно было придать точную геометрическую форму. Едва ли у работников периферийных заводов с массовым и недорогим производством было желание и время для создания таких произведений искусства, каким является наш похмельный графинчик.
Нет на графинчике ни клейма, ни знака, которые могли бы поведать о местонахождении завода и годе производства. Скорее всего, этот наборчик был изготовлен мастером-стеклодувом высокого класса в единственном экземпляре по частному заказу и, скорее всего, в первой половине ХХ века. Очень жаль, что нельзя проследить весь путь похмельного графинчика в пространстве и времени, но мы рады, что в Заводоуковском музее появился такой редкий экспонат.
Примечания
- Графин «С чёртиком» (стекло, гутная техника), СССР, середина XX века// http://www.ozon.ru/context/detail/id/4518805
- Нарицына О.А. Титан российской промышленности. Классный час о предпринимателе Мальцове С.И. // http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/03/24/titan-rossiyskoy-promyshlennosti
- Поучение Владимира Мономаха// http://old-ru.ru/02-1.html
- Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов// http://lcsk.ru/history/read/id/1
- Хлебный, целебный, лесной. Заводоуковский район: история, события, люди. Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2004. С. 172.
- Там же. С. 49.
- Экономическое развитие Тобольской губернии в первой половине 19 века. Дипломная работа// erudition.ru/ref/id.57288_1.html
"Краеведческая конференция "Наше наследие - 2015":Материалы докладов и сообщений."- Ишим, 2016.- СС. 120 – 122