М.И. Гаврилов,
к.и.н., г. Заводоуковск
Презентация по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/JMcx/EN4raPiHh
Интрига заключается в кажущейся несовместимости жизни молодого сибирского городка Заводоуковска и графа Соллогуба (1813-1882), сына аристократа и фрейлины, внука
переселившегося в Россию литовско-польского вельможи. Раскрывая интригу, напомним, что наш гость – русский писатель с непростым послужным списком и интересами: студент Дерптского (Тартуского) университета; Министерство иностранных, затем внутренних дел; Кавказ; комиссия по преобразованию тюрем; Главная квартира Императора – «Дневник высочайшего пребывания за Дунаем»; литературно-артистическое творчество; идеи В.Г. Белинского; малоизвестная, казусная и несостоявшаяся дуэль с А.С. Пушкиным, характеризующая то время.
Он вспоминал, не называя точных дат:
«Накануне моего отъезда был на вечере с Натальей Николаевной Пушкиной, которая шутила над моей романтической страстью и её предметом. Я ей хотел заметить, что она уже не девочка, и спросил давно ли она замужем… всё это было без всякой задней мысли… но присутствующие дамы соорудили из этого разговора целую сплетню… Пушкин написал ко мне тотчас письмо… Начал говорить, что я уклоняюсь от дуэли… Я купил пистолеты, выбрал секунданта, привёл бумаги в порядок и начал дожидаться и прождал так напрасно три месяца. Я твёрдо, впрочем, решился не стрелять в Пушкина, но выдерживать его огонь, сколько ему будет угодно».
При первой встрече: «Пушкин извинился, что заставил меня так долго дожидаться... Разговор затем оживился, и мы начали говорить о начатом им издании «Современника» … Пушкин непременно хотел, чтобы я пред ним извинился… Я со своей стороны объявил, что извиняться перед ним ни пред каким видом не стану, так как я не виноват решительно ни в чём… Спор продолжался довольно долго… наконец мне было предложено написать несколько слов Наталье Николаевне. На это я согласился, написал прекудрявое французское письмо, которое Пушкин взял и тотчас же протянул мне руку, после чего сделался чрезвычайно весел и дружелюбен» [1].
Продолжая раскрывать интригу, рассмотрим нравственные ценности человечества от очень отдалённого времени до современности – «дары гостей наших». Основной дар - интеллект. По своей природе он развивался, видимо, следующим образом. От гастрономических потребностей в белковой пище (по причине коренных качеств: слабости, трусости, лени), к христианским духовным (честности, порядочности, верности, справедливости, благородству). Или сокращённо абстрактным, таким как – вера, надежда, любовь. У японцев это выражается более конкретно, как гармония, чистота, почтительность и покой. Всё это несёт, даже «подстрочно», хорошая литература.
Наш гость граф Соллогуб, не сделав карьеры на служебной ниве, отличился в сфере художественного творчества - создавая «прочные» повести, рассказы, пьесы и водевили [2]. Действия водевилей обычно происходили как будто в другой стране по отношению к простым русским землям – в Петербурге или в Москве. Что уж говорить о губернских городах, или о такой глубинке, как Мы. Ненавязчиво произведения автора убеждают в том, что в позапрошлом и нынешнем веках главные ценности неизменны. Видимо, сказывается некое генетическое единство. Играя, например, Александра в водевиле «Беда от нежного сердца» наш актёр вошёл в образ с помощью своего жизненного опыта, исторической и современной литературы да генетически обусловленного опыта своих предков по отцу, крепких смоленских крестьян, а по матери – московских купцов и иконописцев.
Перейдём к делу. Дарованный потомкам графом водевиль «Беда от нежного сердца» - про Петербург. Быт и нравы петербуржцев девятнадцатого века угадываются, ведь и сам автор Соллогуб из этого же мира. Сценическая судьба у этого водевиля была и есть, как нам представляется, счастливой, принеся славу и произведению, и его автору. Водевиль сразу, в том же 1850 году, был поставлен в Александрийском театре Петербурга, считался «чудом из чудес». До сцены Заводоуковска он добрался лишь весной 2015 года. Не без помощи! Автор этих строк имеет в виду комитет по культуре администрации Заводоуковского городского округа и начинающего самодеятельного коллектива ветеранов землячества в Заводоуковске. Каково было нам после актёров знаменитых театров… Тем более, что средний возраст труппы нашего коллектива составил более 50 лет. Это притом, что трём из семи пришлось изображать молодых повес сто пятидесятилетней давности. Но помог именно, как ни странно, возраст. Дурачились в образе как могли… Во время репетиций больные выздоравливали через несколько минут после выхода на сцену. Волновались, скалывались, выправлялись… После уже двоих сценических постановок зрители долго не хотели расходиться, видимо, именно этого и просили их сердца.
Краткое содержание лёгкого, незамысловатого, искрящегося озорством музыки и песнями, непринуждённо касающегося наших общих ценностей всех времён, спектакля. Сын богатого откупщика Александр (в роли М.И. Гаврилов) по наитию своего отца Золотникова (Ю.И. Фадеев) ищет невесту в доме его бывшей пассии Дарьи Семёновны (Л.Н. Пигорева). Последовательно развиваются комично-трагические сцены общения жениха с невестами Настенькой, Машенькой и Катенькой (В. Дружкова, Г.Г. Коробейникова, Т.Ф. Матиек). Далее следует ссора потенциальных тёщ Александра (Л.Н. Пигорева, В.М. Бабушкина), признание отца в банкротстве, отказ невест – кроме «Золушки», племянницы Дарьи (В. Дружкова), и заключительная общая сцена «ложное банкротство - состоявшееся сватовство». Под мелодию из современного фильма «Гусарская баллада» самодеятельные актёры прощаются со зрителем, извиняясь за титулованного автора водевиля и нас. Режиссёром постановки и звукооператором являются супруги Галина и Александр Гузенко. Честь им и хвала. Хочется надеяться, что заводоуковская сцена не останется без новых сочинителей и актёров.
Примечания
- htth://www.e-reading. by/chapter.php/1020497/ 50/Stark – Natalya Goncharova.html
- Беда_от_нежного_сердца_(водевиль)// http://cyclowiki.org/wiki
- Соллогуб, _Владимир_Александрович// https://ru.wikipedia.org/wiki
"Краеведческая конференция "Наше наследие - 2015":Материалы докладов и сообщений."- Ишим, 2016.- СС. 104 – 106