Н.А. Лискевич,
к. и. н., ведущий научный сотрудник
ИПОС СО РАН, г. Тюмень

 

 

В череде деревенских праздников день села занимает особое место. С одной стороны, это официальное мероприятие, с другой стороны – событие местного значения, важное только для жителей данного населённого пункта. Праздник общественный, но тесно связанный с семейными судьбами, биографиями конкретных людей. Праздник настоящего времени, но устремлённый в прошлое – к истокам появления (рождения) села, и, одновременно, в будущее – дети сохранят традиции чтить память села, историю предков, этническую культуру. День села – несомненно, массовый праздник, событие, отделяющее от повседневности; и вместе с тем опирающийся и органично выходящий из будничной жизни.

Появление этого праздника, вероятно, основано на традициях т.н. престольного, или храмового праздника, связанного с почитанием святого, во имя которого был освящён храм или придельный престол. Такой праздник называли ещё съезжим, т.к. обычно на него собиралось много гостей – родственников, соседей, иногда из отдалённых деревень. Празднование совершалось согласно определённому ритуалу и включало крёстный ход, молебен, праздничную трапезу, гуляния, часто устраивали базар или ярмарку.

В советское время, когда стали вытеснять религию из жизни людей, многие церковные праздники переименовывались, с одновременным изменением идеологической составляющей и ритуала торжества. Возможно, таким образом произошло замещение съезжего праздника на день села. К сожалению, трудно установить точное время, когда произошло официальное закрепление нового названия сельского празднования.

В этом отношении день села сближается с официальными государственными праздниками, т.к. инициируется «властью» и учреждениями культуры. Но при этом наполненность содержания праздника очень зависит от общественной активности самих жителей, которые одновременно и участники, и организаторы мероприятия.  

Основная идея дня села – выражение гордости за свою малую родину и своих земляков, воспитание и поддержание чувства солидарности и патриотизма. Но, как правило, в нашей культуре нет достаточно разработанного и закреплённого традицией ритуала для демонстрации этой идеи в символической форме. Поэтому структура праздника может соединять достаточно разнородные составляющие, хотя в основном можно выделить базовые блоки. 

Подготовительный этап начинается задолго до намеченного события. В этот период может идти подготовка конкурсов в разных номинациях (к прим., «лучшая усадьба», «улица», «лучший в профессии»), выставка рисунков, фотографий, поэтических произведений, краеведческих исследований, может быть проведена краеведческая конференция, подготовлен краеведческий сборник и пр., а также готовится сценарий, приглашаются гости, в т. ч. творческие коллективы, ведутся поиски спонсоров. 

Содержание праздничного события может иметь различные вариации, но обычно оно включает в себя официальное открытие праздника, поздравления представителей органов власти и других важных гостей, награждения уважаемых земляков и победителей конкурсов, культурную программу и развлекательные мероприятия. Культурная программа может быть представлена театрализованной постановкой «из истории села», различными выставками, выступлениями фольклорных коллективов, номеров художественной самодеятельности с последующими танцами, спортивными состязаниями, гуляниями для молодёжи и пр. Как правило, в День села устраивается небольшая ярмарка, где продаются изделия декоративно-прикладного творчества, угощения, праздничная атрибутика (воздушные шары).

Заключительный этап связан с «информационным закреплением» события в истории. Это может быть освещение события журналистами в СМИ, а также выкладывание фотографий, видео, текстовых новостей на страничках пользователей в соцсетях, и таким образом сохранение и дальнейшая трансляция события.

Общественная значимость праздника «День села», на наш взгляд, до сих пор недостаточно в полной мере понята. Этот праздник является своеобразным социальным институтом, выполняющим различные функции. По отношению к территории это ‑ сохранение исторической памяти, воспроизводство исторических преданий, связанных с основанием села, воспитание и поддержание чувства солидарности, укрепление культурных традиций и традиционной культуры (ремесла, фольклора, одежды, пищи и пр.), а также нравственных ценностей (признательность землякам, чувство патриотизма, землячества, укрепление родственных связей, патриотизм, любовь к своей земле), расширение коммуникации – приглашения гостей из других поселений, привлечение внимания административных работников к проблемам территории. По отношению к населению ‑ реализация творческого потенциала, презентация достижений, в т. ч. в художественной самодеятельности, структурирование социальной жизни с учётом реалий прошлого, передача моральных и этических стереотипов ролевого поведения, обеспечение преемственности между поколениями, укрепление территориальной, групповой и этнической идентичности и пр.

 

"Краеведческая конференция "Наше наследие - 2015":Материалы докладов  и сообщений"- Ишим, 2016,- СС, 84 - 85

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»