Раскопки в нашем округе из года в год ведут археологи не только из Тюмени, Екатеринбурга и Кургана, но даже из других стран. И всё равно, многие загадки и тайны земля ещё хранит. Какие же открытия сделали учёные в нашем крае этим летом?
– Сразу говорю, ничего, чтобы могло привлечь сюда охотников за наживой, мы не нашли! – беспокоится научный сотрудник Тюменского научного центра Сибирского отделения российской академии наук Светлана Берлина. – Жители ушли отсюда по какой-то непонятной нам пока причине и унесли с собой всё ценное. Это, кстати, одна из загадок городища Дикая Яма. Мы изучаем его уже третий год и пока ответить на неё не можем.
Действительно, что может заставить жителей бросить... мегаполис. Ведь по меркам раннего железного века в неприметном березняке у старицы Тобола две тысячи лет назад шумел огромный город. Пока тюменским и курганским учёным удалось вскрыть только саму крепость на мысу старого речного русла.
Крепость, кстати, удивительная. Обычно саргаты – а Дикая Яма относится к периоду рассвета этой древней самобытной культуры – огораживали свои города одним рядом рвов и валов. Здесь же таких укреплённых полос три и расположены они так затейливо, что археологи называют это городище «мотылёк, бабочка». Сделано это было отнюдь не из любви к прекрасному – враги, приближаясь к городским воротам, оказывались под обстрелом сразу с трёх сторон – с каждого «крыла» и центрального городища – «головы». А в случае, если одно из этих укреплений было бы захвачено, обороняющиеся смогли бы продержаться на двух других.
Все постройки городища – типичные для Сибири до прихода русских полуземлянки – были связаны друг с другом переходами и представляли собой что-то среднее между дворцом и казармой для дружины. Простые же общинники жили за пределами укреплений, в посаде. До него археологи пока не добрались. Но планы на изучение городища Дикая Яма у них большие.
– Осенью мы приедем сюда со специалистами почвоведами, проверить наше предположение о том, что в те времена мог подняться уровень Тобола, и древний город просто стало подтапливать, – говорит Светлана Берлина. – Может быть, тогда загадка Дикой Ямы будет разгадана.
А экспедиция лаборатории археологии и этнографии Тюменского университета под руководством Натальи Матвеевой изучают одно из захоронений могильника Устюг. Уже поднят скелет жертвенного коня, под которым оказались бронзовые удила и... пинцет. Зачем всаднику понадобился инструмент, почти не отличимый от тех, что есть в косметичке у каждой модницы, непонятно.
Археологи ждут, когда им откроется сама могила. Изучение костных останков этого раннесредневекового памятника может сказать много о происхождении тюркских народов.
Традиционно считалось, что впервые тюрки – летописные половцы (кыпчаки) – пришли в Сибирь не ранее IX века. Но сейчас появилась гипотеза, что именно в наших местах могли проходить один из этапов формирования таких народов, как булгары, печенеги, кимаки, и изучение погребений памятников Ингальской долины может подтвердить или опровергнуть это предположение. Поэтому и ищут археологи самые ценные сокровища древних – черепки древних сосудов и... зубы. По орнаменту на хорошо сохраняющейся керамике учёные чаще всего и делают вывод об этнической принадлежности того или иного древнего племени. Сейчас к этому добавляется возможность изучения зубов живших здесь людей, над которыми тоже время не властно. Такими исследованиями занимается аспирант Тюменского научного центра антрополог Анастасия Слепцова.
Если предположение учёных о сибирской прародине тюрок подтвердится, можно будет ожидать, что к венгерским археологам, которые давно изучают в наших краях жизнь саргатов – своих первопредков, добавятся учёные из Азербайджана, Болгарии, Казахстана, Туркмении, Турции, Узбекистана. И... новые грабители могил. Вот только зубы и глиняные черепки этих совсем не интересуют.
Хочется спросить у наших татар и казахов – потомков древних тюрок – а также у всех неравнодушных истории земляков, мы действительно готовы отказаться от знания нашего прошлого, разрушить то, что может составить гордость нашего края, привлечь сюда туристов со всего мира ради смутного удовольствия «опередить» профессиональных исследователей? Не уподобимся ли мы библейскому Исаву, продавшему за чечевичную похлёбку право первородства?
"Заводоуковские вести" № 60 от 27.07.2019