А.М. Соханский,
директор музея ОАО «Тюменский
электромеханический завод»
Вторая мировая война явилась самым крупным военным конфликтом в истории человечества. В ней участвовало более 60 государств с населением 1,7 млрд. человек: военные действия шли на территории 40 из них. Общая численность сражавшихся армий составила 110 млн. человек, военные расходы – 1 384 млрд. долларов. Беспрецедентными оказались масштабы человеческих потерь и разрушений. В войне погибло более 46 млн. человек, в том числе 12 миллионов в лагерях смерти. СССР потерял более 26 миллионов, Германия - около 6 миллионов, Польша - 5,8 миллионов, Япония - около 2 миллионов, Югославия - около 1,6 миллионов, Венгрия - 600 тысяч, Франция - 570 тысяч, Румыния - около 460 тысяч, Италия - около 450 тысяч, США, Великобритания и Греция - по 400 тысяч, Бельгия — 88 тысяч, Канада - 40 тысяч. Материальный ущерб оценивается в 2600 млрд. долларов.
Победа во Второй мировой войне - это общая заслуга всех государств и народов, боровшихся против сил войны и мракобесия.
Не обошла война стороной и тихую тыловую станцию Заводоуковскую с окружающим районом.
Свыше 12 тысяч наших земляков были призваны на фронт, из них 5 270 погибли в боях за освобождение Родины. За геройские подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками высокое звание Героя Советского Союза получили дроновец Мартын Пантелеймонович Тепляков (15 января 1944 года), боровинец Николай Митрофанович Щукин (23 августа 1944 года), новозаимец Виктор Михайлович Важенин (24 марта 1945 года) и колесниковец Пётр Еремеевич Фёдоров (апрель 1945 года).
Это были совсем молодые люди. Ко дню присвоения звания Героя Н.М. Щукину было 22 года, В.М. Важенину - 39 лет, П.Е. Фёдорову - 31 год, М.П. Тепляков погиб в бою в возрасте 26 лет.
Заводоуковск дал пристанище тысячам эвакуированных с запада. Среди них были фронтовики, проходившие лечение в эвакогоспитале № 3519. развёрнутом в 1941 - 1944 годах на базе тубсанатория. Более 270 воинов умерли от ран и похоронены на заводоуковском кладбище.
В период войны Заводоуковск и окружающие его населённые пункты приютили более двух тысяч детей блокадного Ленинграда.
В сентябре 1941 года немцы приблизились к Воронежу. Но даже под бомбёжками и обстрелами авиазавод № 18 продолжал работу. Боевые самолёты ИЛ-2 сразу же отправлялись в воинские части.
В начале сентября 1941 года было принято решение об эвакуации Воронежского завода №18 в Куйбышев, а москалёвского ОКБ-31 этого завода на восток. Александра Сергеевича Москалёва назначили директором и главным конструктором авиационного завода № 499, создаваемого в сибирском посёлке Заводоуковском под Тюменью.
Эшелон с оборудованием завода прибыл на железнодорожный разъезд Заводоуковский в сентябре 1941 года. С большим трудом разместили семьи прибывших рабочих и служащих в домах и квартирах местных жителей, но многим пришлось селиться в землянках.
Завод расположился на территории МТС и на заброшенной, бывшей колмаковской купеческой мельнице. Помещения МТС приспособили под механическое и слесарно-сварочное производство, а мельницу с амбарами для столярных и сборочных работ.
В полуподвальном помещении мельницы с помощью железнодорожников расконсервировали и запустили находившуюся тм английскую паровую машину, подобрали подходящие электрогенераторы, смонтировали электропроводку и через десять дней мельница осветилась электрическими огнями. Днём и ночью занимались утеплением и застеклением корпусов, провели паровое отопление. Разворачивались столовые, пошивочные мастерские, лаборатория, медпункт и больница. Создали местную телефонную сеть, так как производство было разбросано по большой площади.
Используя бесхозное имущество, брошенное на станционных путях, увеличили мощность электростанции, расширили станочный парк, установили прожекторы, усилили освещение в цехах.
Ещё перед войной Москалёв предложил конструкцию десантной кабины ДК-12 для тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3. Спустя 12 дней завод начал собирать первую продукцию — это были десантные кабины ДК-12, часть заготовок которых привезли с собой. Через некоторое время завод приступил к выпуску учебных планёров Л-2 и, впоследствии, десантных планёров А-7 конструктора О.К. Антонова, и AM-14, разработанных Москалёвым на основе планёра А-7.
В мае 1943 года завод получил срочное задание на изготовление 50 десантных планёров AM-14 для переброски грузов в район Минска к осаждённым карателями белорусским партизанам. Партизанские отряды своими боевыми операциями не давали покоя немецким захватчикам, причиняя им значительный урон. Кроме того, они отвлекали существенные силы от готовящейся немцами наступательной операции под Курском. Фашисты создали крупные оснащённые отряды карателей и приступили к уничтожению партизанских формирований.
Срок выполнения заказа на планёры - 25 дней - был очень жёстким, а выполнение задания контролировалось лично товарищем И.В. Сталиным. С помощью этих планёров партизаны были усилены горючим, вооружением, медикаментами и комсоставом. Операция удачно прошла под завесой высокой секретности и для немецких карателей оказалась неожиданной и разгромной. За успешное выполнение задания И.В. Сталина директора завода № 499 А.С. Москалёва наградили медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Это небывалый случай награждения такой медалью в нашем глубоком тылу.
По существу, эта награда была заслугой всего коллектива завода № 499, состоявшего в основном из местных женщин и подростков. Работали по 12 часов, без выходных. На сохранившихся фотографиях 1944 года мы видим прекрасные молодые лица работников цехов №№ 11 и 13. Вот эти ребята, многие из которых ещё совсем дети, собирали сложнейшие летательные аппараты, своим трудом приближая день победы.
В 1943 году заводу поручили серийное производство первого ракетного истребителя БИ-2 ОКБ В.Ф. Болховитинова с жидкостно-реактивным двигателем. Было изготовлено 30 планёров истребителя, но вскоре в связи с аварией испытания были свёрнуты, а имевшийся задел был уничтожен.
Разработанные Москалёвым самолёты САМ-5-2бис участвовали в войне как связные и санитарные, а с 1943 года, по заказу ВДВ, выпускался самолёт САМ-25, имевший более высокую скорость и грузоподъёмность, выполнявший связь с партизанами за линией фронта.
К 1943 году Заводоуковский авиазавод № 499, непрерывно наращивая выпуск продукции, настолько упрочил своё положение, что был составлен генеральный план его развития.
Успехи Красной армии на фронтах инициировали желание конструкторов завода подготовить к послевоенному времени гражданские самолёты, потребность в которых должна была резко возрасти. В ОКБ Москалёва начали разработку гражданского пассажирского самолёта САМ-27 на перевозку 22 пассажиров со скоростью до 350 км/час. Самолёт предназначался для эксплуатации на грунтовых аэродромах.
Был разработан проект пассажирской амфибии САМ-18, которая могла перевозить 12-14 пассажиров, иметь скорость до 235 км/час и значительную дальность полёта. В работе находился десантный планёр САМ-23 на 22 десантника. Его строительство было закончено в начале 1945 года, он успешно прошел лётные испытания и был принят для серийного выпуска. В планёре могли разместиться танкетка или пушечное вооружение. Но окончившаяся война изменила все планы, и строительство планёра потеряло смысл.
В период Великой Отечественной войны завод № 499 поставил на фронт свыше тысячи десантных планёров. После окончания войны Москалёв некоторое время занимался в Заводоуковске созданием истребителя РМ-1 по проекту «Сигмы» с ракетным двигателем Л.С. Душкина. Работы не были закончены, так как завод №499 готовился к перебазированию на запад.
Осенью 1941 года в Заводоуковск была эвакуирована 1-я Московская специальная школа ВВС. Школа являлась одним из звеньев советского аналога системы кадетских корпусов, в которой своё место занимали суворовские и нахимовские училища, лётные спецшколы, морские и артиллерийские подготовительные училища.
Московский спецшколе были присущи некоторые черты элитарности. Здесь был собран высококвалифицированный преподавательский состав, преимущественно из командиров запаса авиации. Педагоги перед началом занятий проходили специальную командирскую подготовку. Учебно-материальная база была лучше, чем у большинства обычных московских школ. 14 октября 1941 года вышел приказ о подготовке школы к эвакуации, а уже 17 октября эшелон отправился из Москвы.
Мечтая стать лётчиками, юноши не ведали, какие превратности судьбы их ожидают. Поступили в школу 31 мая 1941 года, а 1 сентября, когда война уже шла, школьников спецшколы (или, как они себя ещё называли, «спецов») отправили на строительство оборонительных сооружений в район деревни Гучково (ныне - Дедовск). Работали до 16 октября, пока Москва не была объявлена на осадном положении. Школьников погрузили на грузовики и повезли в Москву. Ребята ожидали, что их отправят на фронт, но их на Казанском вокзале погрузили в теплушки и через две недели привезли в Омск. Там было принято решение о размещении школы в посёлке Заводоуковка, относящемся в то время к Омской области.
Лениард Семёнович Михайлов в 2009 году завершил создание книги воспоминаний под названием «Жития не святых» о годах своей учёбы в заводоуковской первой спецшколе ВВС. Свои воспоминания он предваряет обращением: «Молодым искателям и хранителям города Заводоуковска с уважением и благодарностью, лично от автора этой книжки, отставного полковника КГБ СССР Лениарда Семёновича Михайлова. Москва. 21 апреля 2009 года».
В одной из глав воспоминаний Лениард Семёнович пишет: «Можно сказать, к нашему приезду в Заводоуковск в нём сформировалось четыре «центра» жизни - вокзал, планёрный завод, мехлеспункт и элеватор. Наша спецшкола стала пятым таким «центром», с постоянно растущим значением этого центра в жизни Заводоуковска. Большой, хорошо организованный и управляемый коллектив спецшколы выполнял ощутимую долю погрузочно-разгрузочных работ мехлеспункта. И частенько по просьбе администрации часто в авральном порядке выполнял многие сельскохозяйственные работы, требующие ручного труда. Особенно, когда урожай находился под угрозой потерь. Доводилось выкапывать картошку и из-под снега...».
В 30-40 километрах от Заводоуковска находились лесные делянки мехлеспункта. «Мы участвовали во всех работах, которые связаны с заготовкой древесины и её первичной обработкой, — пишет далее Лениард Семёнович, — начиная от лесоповала и кончая распиловкой брёвен на пилораме в цехе мехлеспункта». Основная жизнь в спецшколе шла строго по армейскому уставу: уставной распорядок дня, учёба, самоподготовка, воинская служба, общественная жизнь и досуг.
За период войны школа выпустила более 550 специалистов. Здесь обучались будущие космонавты Владимир Михайлович Комаров и Лев Степанович Дёмин, сын прославленного лётчика Валерия Чкалова Игорь.
В 1942 году из Заводоуковска на фронт уходила вчерашняя школьница — будущая советская поэтесса-фронтовичка Юлия Друнина. В годы войны сюда была эвакуирована её семья. Здесь её отец преподавал историю в спецшколе ВВС. Из Заводоуковска Юлия отправилась добровольцем на фронт пешком в Ялуторовский райвоенкомат:
Эвакуации тоскливый ад -
В Сибирь я вместо армии попала.
Ялуторовский райвоенкомат -
В тот городок я топала по шпалам.
Я шла пешком из доброго села,
Что нас, детей и женщин, приютило.
Метель осатанелая мела,
И ветер хвастал ураганной силой...
После войны Юлия Друнина не раз приезжала в Заводоуковск, город, где похоронен её отец. Из всех памятников Заводоуковска, посвящённых Великой Отечественной войне, остался лишь мемориал памяти воинов-земляков, открытый в 1985 году на привокзальной площади, да улица имени Владимира Михайловича Комарова.
Комплекс бывших зданий 1 -й Московской спецшколы ВВС снесён под новые застройки. Сгорело здание на ул. Ермака, 4, на котором была установлена мемориальная доска: «Лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Михайлович Комаров (1927-1967 гг.) учился в этом здании с 1942 по 1944 годы в период эвакуации 1 Московской школы Военно-воздушного флота». Доску удалось спасти, и теперь она находится в запасниках краеведческого музея.
Памятник 2007 года замечательному авиаконструктору, директору заводоуковского авиазавода № 499 Александру Сергеевичу Москалёву разрушили местные вандалы. Ничто в городе не напоминает о Герое Советского Союза лётчике-космонавте Льве Степановиче Дёмине.
Бюст советской поэтессы-фронтовички Юлии Друниной установлен не в Заводоуковске, а напротив городской библиотеки в сквере имени Юлии Друниной в Ялуторовске, куда девушка отправилась в военкомат из приютившего семью и ставшего ей «добрым селом» Заводоуковска.
Следует отметить, что все упомянутые выше люди в военные годы были очень молоды. Совсем молодыми они ухолили на фронт, строили прекрасные планёры, отправляли на фронт лес для перекрытия блиндажей и землянок, писали проникновенные стихи о войне.
Я обращаюсь к находящимся в зале молодым гражданам города Заводоуковска. Вы его будущее, и вам есть чем гордиться в прошлом. Храните память былых времён! Негоже быть Иванами, не помнящими родства. Мало того, что памятники истории нужно беречь и содержать в порядке, но требуется возводить и новые.
Я вовсе не призываю тотчас ринуться переименовывать структуры и улицы города. Но посудите сами. В городе две улицы носят название Сокольники — 1-е и 2-е. Несмотря на наличие улицы Аэродромной и одноимённого переулка, в городе нет аэродрома (именно здесь был аэродром авиазавода № 499 – прим. ред.). Возле улицы Школьная нет школ.
В названиях улиц очень популярны стороны света: есть Северная, Южная, Западная и Восточная. А вот, несмотря на своё название, улица Широтная проходит не по широте с запада на восток, а вдоль меридиана с севера на юг.
Микрорайон с безликим названием «Новый» жителями города зовётся Гороховкой, так как располагается на территории бывшего горохового поля. Причём это приватное название встречается даже в официальных документах.
Как эти названия связаны с историей Заводоуковска, понять трудно.
Обращаюсь к властям города с просьбой о восстановлении памятника талантливому конструктору и создателю градообразующего машиностроительного предприятия города Александру Сергеевичу Москалёву. Со своей стороны, я обращался с письмом к тюменскому губернатору Якушеву, но ответа по существу пока не получил.
"Краеведческая конференция "Наше наследие - 2015":Материалы докладов и сообщений".- Ишим, 2016.- СС. 40 - 43