Ярков А.П.,
 
д. и. н., ведущий эксперт
Экспертного научного центра по
противодействию идеологии
экстремизма и терроризма ТюмГУ

Зайцев Г.С.,
к. и. н., директор
Центра региональных
справочных изданий ТюмГУ

 

Неприятно идти на войну,
когда для остальных война закончилась.

Жак-Ив Кусто

 

Середина августа 1944 г. стала временем «стыковки» двух событий мировой и региональной истории. В результате только что созданная Тюменская область оказалась воюющей… Арктический фронт de-facto существовал, поскольку в заполярной зоне шли бои, гибли люди и техника, были Герои. И только 24 сентября 2012 г. командир отряда разминирования Олег Голубев отрапортовал: «Мин в фарватере нет. Обская губа безопасна для судоходства».

Можно бы и поставить точку, но в 2018 г. на мысе Пинегина архипелага Новая Земля гидрографическим судном «Горизонт» была обнаружена метеостанция производства нацистской Германии. Бывший адмирал Фридрих Руге в книге «Война на море. 1939–1945» пояснил: сводки погоды востребованы в операциях в Заполярье. С этой целью высаживались метеорологические отряды. Kriegsmarine были подготовлены и другие «сюрпризы»: в августе 1943 г. субмарина U-639 VII C установила 16 мин в Печорском море и 24 – в Обской губе.

И здесь шла война…

Владимир Андреев рассказал, что в 1961 г. студентом он проходил практику на теплоходе «Анастас Микоян». Его ветераны поведали об одном дне войны: «Теплоход был … грузопассажирским, обслуживал … фактории, научные и метеорологические станции ... судно встретилось с немецкой подводной лодкой, которую сразу не заметили… С субмарины поступил приказ – замедлить ход и остановиться для досмотра … теплоход продолжал движение... Немцы повторили свое требование... Капитан … проявил выдержку и смекалку ... На субмарине … готовили оружие. С мостика дали … очередь из пулемёта. Но время было упущено, опустился густой туман, который укрыл теплоход и субмарину. «Анастас Микоян» бесшумно, под мерный звук работающих двигателей растворился в тумане. Пулемётные очереди, сделанные наугад, прозвучали где-то за кормой» [1].

В августе 1944 г., несмотря на поражение на суше, Германия переходила в контрнаступление там, где чувствовала слабость обороны. В Карское море было направлено 11 субмарин ХII флотилии Kriegsmarine, которых запеленговал на острове Белый Александр Полянский. Коллектив островной полярной станции, конечно, знал, за что удостоен звания Героя Советского Союза их начальник – за работу радистом на дрейфующем «Георгии Седове» (октябрь 1937 – январь 1940). Но лишь в 2010-е гг. остальные жители Ямала узнали, что, кроме восьми Героев, у них есть ещё и Полянский. Но пока ямальцы не занесли в списки Героев имя ещё одного полярника с «Георгия Седова» – Иосифа Недзвицкого (заменившего пострадавшего в 1943 г. от нападения белого медведя Полянского). Он запеленговал переговоры субмарин, сорвав операцию Kriegsmarine «Страна чудес – 2».

Вернувшийся после лечения Александр Полянский застал трагические последствия нападения 12 августа 1944 г. подлодки U-365 VII C (под командованием Хеймара Ведемейера) на пароход «Марина Раскова» и сопровождающие тральщики Т-114, Т-116, Т-118.

Крупнейшая катастрофа войны в этой зоне объясняется тем, что U-365 VII C применил бесшумные электроторпеды. Лишь 259 человек из 636, находившихся на погибших кораблях конвоя БД-5 («Белое море – Диксон»), спаслись на перегруженном Т-116, нескольких вельботах, катере, шлюпках. А вот кунгас с замёрзшими (это конец августа и штормящее море) прибило к острову Белому. Полянскому и его подчинённым выпала печальная миссия – захоронение жертв. Ныне на острове есть знак, а ямальские казаки соорудили часовню. В Салехарде установлена мемориальная доска с надписью: «Памяти полярников, членов их семей и моряков, погибших в акватории северного побережья Ямала с пароходом «Марина Раскова» и минными тральщиками 12 августа 1944 года».

С 2008 г. идёт международная поисковая экспедиция «Конвой БД-5». Её члены отыскали живых, уточнили списки погибших и установили связь с их родственниками, создали сайт «Память народа». Действует на территории ЯНАО проект «Карские экспедиции» по поиску на земле и под водой следов катастрофы. Уникален детский конкурс рисунков «Карское море в огне».

НеМцы и неНцы

Накануне 75-летия Победы вновь появятся фильмы и статьи, где будут фигурировать, как наши противники, «немцы» (а не фашисты или гитлеровцы). То, что простительно фронтовикам и свидетелям преступлений нацистов, не должно стать привычкой молодёжи. Надо бы им знать, что на стороне вермахта воевало 900 тыс. бывших граждан СССР или Российской империи, в основном из русских. Советских же немцев депортировали (в Западную Сибирь около 9 тыс. [2]) и на фронт не допускали. Но не всех… Эрик Гептнер работал лётчиком гражданской авиации, обслуживая Севморпуть. Его, хотя подавал заявление, на фронт не брали. В 1943 г. Гептнер из тыла сбежал ... и воевал с фашистами так, что за год удостоен трёх орденов Красного Знамени. В 1944 г. командир звена 1-го гвардейского минного авиаполка Балтфлота был представлен к званию Героя Советского Союза, но награды не получил. И только 2 мая 1996 г. Гептнер стал Героем России.

Доверие органов заслужил Эрнст Кренкель, дрейфовавший в 1937–1938 гг. вместе с Иваном Папаниным, Евгением Фёдоровым, Петром Ширшовым на «Северном полюсе – 1». Все они стали героями газет и Героями Советского Союза, депутатами Верховного Совета СССР. Кренкеля утвердили начальником Управления полярных станций и связи ГУ СМП, размещённого с сентября 1941 г. в Сибири. Будучи советским немцем и патриотом, он всегда отделял соплеменников от фашистов.

Лично не встречался с Кренкелем, но выходил с ним на связь радист с фактории «Дровяная» Василий Белоусов. 97-летний ветеран Севморпути - ныне единственный свидетель гибели «Марины Расковой» и высадки гитлеровцев на ямальский берег.

Почётная гражданка ЯНАО, в 1950-е гг. работавшая зоотехником, В.А. Вахнина записала воспоминания Яунгад Вэсоко: «Как-то осенью увидели, что из воды появляется чудовище вроде большого корабля. Потом лодка. В неё сели три человека и направились к берегу. Мы все перепугались, побежали из чумов прятаться по оврагам. Убежали все, кроме ребёнка шести лет. Тот хромой был, бегать быстро не мог, залез в бочку, на дне которой лежала солёная рыба. Из оврага ненцы наблюдали за пришельцами. Видят, те вышли из лодки, аккуратно всё осмотрели, заглянули в чумы, бочки, обнаружили спрятавшегося мальчика, вытащили его оттуда, стали угощать конфетами».

Гитлеровцы жестами объяснили, что нужны рыба и мясо. Немцы были «малооленные»: лишнего мяса не имели, но рыбой поделились. Взамен немцы выдали сахар, чай, и, по словам аборигенов, «пахучий табак и твёрдое печенье» (сигары и галеты).

Возможно, были и другие высадки. Это объясняет находки в тундре – патронного ящика с маркировкой на немецком языке и пуговиц с мундиров Kriegsmarine, а в прибрежной зоне – донных мин. В протоке Дровяная, рассказал В.А. Раков: «…обнаружены остатки разрушенного причала, где нашли металлическую тумбу с немецкими опознавательными знаками, а спустя некоторое время … найдены несколько ржавых бочек, на которых просматривались остатки свастики».

Важнее другое: ненцы сообщили о высадках немцев. Белоусов вспоминал: «Радиограмму с сообщением, что подлодка заходила в речку Дровяная, приносил секретарь райкома партии Сидоров Георгий. Адресовалась она в Салехард окружкому партии». Произошло это в те дни августа 1944 г., когда создавалась Тюменская область, таким образом «успевшая повоевать».

Пополнился, благодаря встрече немцев и ненцев, местный фольклор: «Всплывает субмарина, и немцы видят сидящего на берегу ненца. Спрашивают: «А где Новая Земля?». Ненец молчит, попыхивая трубочкой. Немцы просят показать рукой, раздосадованные «глупым стариком». Наконец, покончив с куревом, ненец отвечает без компаса: "Nord-nord–west, однако". Потрясённые немцы уплыли сдаваться».

Ненцы понимали, что идёт «Большая война»: оленевод Евгений Худи рассказал, что тогда дед имел в стаде «700 отборных ездовых быков. Это на тот случай, если враг прорвётся на Север». 

Финал повествования, но не конец истории...

Изучение судеб людей и кораблей, да и самого Севморпути, важно. Хотя бы потому, что в 2015 г. в Англии вышла 600-страничная монография Филипса Пейсона О'Брайена «How the War Was Won. Air-Sea Power and Allied Victory in World War II». Из неё «просвещённый мир» узнал, что все сухопутные битвы (за исключением европейского и африканского театра действий) второстепенны, а главное поле сражений – Тихий океан и воздушное пространство. Якобы, в «третьем измерении» – от морского дна до стратосферы (но не на советско-германском фронте) – произошёл перелом Второй мировой войны.

Жаждущих пересмотреть историю, попутно переименовывая нацистов и их союзников в жертвы, немало. Но «о'брайены» приходят и уходят, а правду о подвигах и преступлениях не сотрёшь... Нас же этот сюжет отправляет к тому, что ещё слабо изучено – к военным страницам Севморпути, ныне – в связи с разработкой шельфа Ледовитого океана, обретающего «свежее дыхание». Как «на дрожжах» вырос на Ямале порт Сабетта. Да и значение СМП как наикратчайшего, связывающего Европу и Азию, всё время растёт.

А чтобы не возникло желание повторить «подвиги» Kriegsmarine, командующий Северным флотом адмирал Николай Ерменов предупредил: «Наши надводные и подводные корабли по Севморпути будут ходить регулярно»!

 

Примечания:

  1. Зайцев Г.С. Субмарина в Обской Губе // Время Ямала. 2019. 25 января.
  2. В 1942 г., например, в посёлок Яр-Сале был эвакуирован мальчиком из блокадного Ленинграда Юрий Кеерт.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2019.- СС. 9-11.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»