А. Б. КУЗЕНБАЕВА,
студентка 3 курса,
Е.П. ЕРМАЧКОВА,
к.и.н., зав. кафедрой ГиЕНД
филиала ТюмГУ
в г. Заводоуковске

 

Современное общество уже не представляет свою жизнь без Интернета и всех технических новшеств, однако на рубеже ХХ столетия наши предки были рады новой постановке в местном театре или драмкружке, новой музыкальной композиции в клубе и новой книге в библиотеке, избе-читальне. Всё для них считалось новым и чем-то необычным, так как около четырёх пятых населения страны оставалось безграмотным. Учитывая это, новая советская власть решила предотвратить деградацию общества, культурно обогатить его и в результате крупных социально-экономических сдвигов, произошедших в России после Октябрьской революции, положила начало глубокой трансформации духовной сферы российского общества, его многовековой культуры. Большевики выдвинули своей основной идеей полное уничтожение старой «буржуазной» культуры, как не соответствующей основным принципам построения нового бесклассового общества.

Реализация поставленных целей была невозможна без создания системы управления всеми учреждениями культуры и координации их деятельности. Именно поэтому уже с первых дней нахождения у власти большевики начали формировать совершенно новые органы управления культурной сферой [1, с.16]. Поначалу этим занимались отделы народного образования при ревкомах, а после ликвидации чрезвычайных органов власти - при местных исполнительных комитетах. Так 29 августа 1919 года был организован Тюменский губернский отдел народного образования, а через несколько недель подобные отделы возникли в уездах и волостях. В ведении новых органов оказались школы, клубы, театры, музеи и библиотеки. В народных домах и избах-читальнях проводились лекции, доклады, беседы, устраивались громкие читки газет, разъяснялись политические и хозяйственные мероприятия партии и правительства.

В 1924 году открылся Лыбаевский народный «Дом для всех». Располагался он в церкви, затем переехал в особняк священника. Привезли киноустановку, и крестьянам впервые продемонстрировали немой фильм, который произвёл на них неизгладимое впечатление. Вначале «Дом для всех» не пользовался

большой популярностью, но затем молодёжь стала всё чаще собираться вместе, петь песни, плясать под гармонь и балалайку. Более грамотные разучивали стихи, репетировали пьесы и выступали с концертами. В этом же помещении размещались изба-читальня, куда после объявления всенародной борьбой с неграмотностью стали приходить не только дети, но и подростки, и взрослые. Народ потянулся к литературе, поэтому библиотека работала до 23-24 часов. Видя такую активность масс, администрация сельсовета старалась изыскать небольшие средства на пополнение книжного фонда [2, с.276].

К началу 1930 года клуб оказался в ведении коммуны «По пути Ленина», где работали трое приходящих сотрудников, двое из которых являлись коммунистами. Известно, что осенью 1930 года здесь на регулярной основе проводились занятия военного кружка, который посещали 15 женщин и 19 мужчин. Из отчёта заведующего клубом Лушова видно, что клуб являлся популярным у местного населения культурным центром – только за сентябрь-ноябрь 1930 года здесь провели три беседы и лекции, 10 спектаклей и 10 кинопоказов всеми любимых советских фильмов. Массовые мероприятия проходили в зрительном зале, рассчитанном на 60 человек, но, когда показывали кино или спектакль, здесь собиралось так много селян, что «развернуться нельзя было» [3, л.102].

Начиная с 1920-х годов, одной из самых важных задач комсомола стала организация культурно-массовой работы. Так, в 1922 году комсомольцы Падуна под руководством Аристарха Мотовилова приступили к вовлечению в новую культурную жизнь молодёжи села: торжественно отмечали советские праздники, организовывали спортивные соревнования, игры и танцы, а в 1926 году построили клуб. При поддержке местных активистов – учителей А. Шайкиной и А. Александровой - ставили спектакли, собирающие жителей близлежащих сёл и деревень. Приобщение к достижениям отечественной и зарубежной драматургии расширяло кругозор сибиряков, меняло их мировоззрение.

Поначалу клубы располагались в пустующих помещениях, где одновременно могли собраться несколько десятков человек. Например, для клуба в деревне имени Сталина Широкоплечики приспособили бывшую церковь, где заведующая Бакалова проводила громкие читки газет, рассказывала о ходе ликвидации безграмотности, организовывала танцы. По данным на 1930 год, наряду с другими на территории современного Заводоуковского городского округа действовали такие учреждения культуры, как клубы Падунский, Широкоплечинский, Гилёвский, Лыбаевский, Новозаимский, на станции Заводоуковской от союза железнодорожников, Заводоуковский при сельском совете. К 1938 году их количество значительно увеличилось, только по Новозаимскому району насчитывалось уже 49 клубов,

где работали «платные» культработники, то есть те, кого официально трудоустроили и платили зарплату, в отличие от их предшественников.

Среди крупнейших можно выделить клуб Новозаимского зерносовхоза, профсоюзный Заводоуковского кордона при Тумашовском сельском совете, межколхозные, содержащиеся на средства колхозов в Старой Заимке, Марково, Тумашово, Боровинке, Шестаково и др. [4, л.130].

С годами значительней становилась роль библиотеки. Для приближения книги к населению наряду с массовыми публичными, создавались библиотеки при клубах, избах-читальнях, красных уголках; по железной дороге останавливались агитвагоны, по селам и деревням перемещались культповозки.

В 1926 году в деревне Глазуново для крестьян и рабочих открыли сельскую избу-читальню, в красном уголке и трёх передвижках которой насчитывалось более 150 книг и брошюр. По данным на 1930 год, действовали такие избы-читальни, как Гилёвская, Семеновская, Лыбаевская, Глазуновская, Широкоплечиковская, Заводоуковская станционная, Падунская, Кошелевская татарская. В 1930 году появилась своя изба-читальня в Семеново. С читателями тогда работали два избача - платный и бесплатный, третий вёл занятия в драматическом, военном и кружке политграмоты. Заведующий избой-читальней Важенин следил за работой библиотеки, заказывал кинофильмы, которые показывались кинопередвижкой, принадлежащей сельсовету, организовал постоянные занятия с неграмотными. При некоторых клубах и избах-читальнях устанавливали проводное радио, там, куда не могли провести электричество, приобретались радиоприёмники.

В течение изучаемого периода местные отделы народного образования при активной поддержке местных исполнительных комитетов проводили широкую работу по повышению образовательного уровня населения, политической пропаганде советского строя. Для этого привлекались наиболее образованные и квалифицированные кадры. Значительная часть выпускников педагогических учебных заведений страны по направлению попадала в сибирскую провинцию, которая постепенно становилась одним из главных поставщиков лесоматериалов, хлеба, природных ископаемых.

К середине 1930-х годов в Советском Союзе были достигнуты весьма существенные результаты по ликвидации неграмотности, расширению и созданию новых учреждений массовой культуры, велась активная борьба со многими негативными социальными явлениями. Однако, несмотря на усилия многочисленных организационных структур, окончательного решения наиболее существенных проблем в области культурного строительства достигнуто не было.

 

Литература:
1. Савельев Д. Л. Формирование системы местных органов государственного управления культу-рой и их деятельность в 1917 - 1920-х годах (по материалам Тюменской губернии): автореф. дисс. канд.ист.наук: специальность «Отечественная история» 07.00.02. – Тюмень: ТюмГУ, 2001. -24 с.
2. Хлебный, целебный, лесной: Заводоуковский район: Годы. События. Люди / Кол. авт. - сост. - Екатеринбург: Сред. - Урал.кн. изд- во, 2004. – 440 с.
3. ГУ ГАТО Ф.Р - 303. ОП.1. Д.20.
4. ГУ ГАТО Ф.Р - 1345. ОП.1. Д.29.

   

Календарь событий

Май 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»