Ю.А. БОРТНИКОВА,
ассистент филиала
ТюмГу в г. Заводоуковске
Первым учреждением, в котором появились экспонаты, связанные с мусульманской культурой региона, был Тобольский губернский музей, основанный в конце XIX века и несколько раз поменявший название. Формирование коллекции происходило за счёт этнографических и археологических изысканий. Одними из первых экспонатов стали два арабских серебряных подноса, один из которых относился к XIII веку [1, Д.17. Л.3]. В 1882 году археологические раскопки на горе Сузгун под Тобольском провёл краевед К.М. Голодников; найденные предметы «оказались частично угорского, частично татарского быта» [2]. В 1878 – 1880 годах под руководством М.С. Знаменского были проведены раскопки в окрестностях Тобольска на Чувашском мысу [3, Д.19. Л.9.], а через год – на Искере. Однако найденные экспонаты оказались собственностью художника и фактически утеряны для местного музея. Эти ошибки были учтены в дальнейшей работе.
С 1910 по 1917 годы музеем было проведено 7 этнографических экспедиций [3, Д.4 Л.14.], одна из которых (в 1912 году) отправилась в район Иртыша, в место компактного проживания сибирских татар. В 1915 году музеем были организованы очередные археологические раскопки на Искере [3, Д.14.
Л.15.], значительную роль в которых сыграл В.Н. Пигнатти: было найдено 1416 предметов [4]. По данным музея, «…это содействовало большому притоку новых ценных экспонатов в музей и принесло огромную пользу в деле изучения края. Этнографические и археологические коллекции, собранные за это время, являются ценнейшим приобретением музея» [3, Д.4. Л.15.]. В результате там появился этнографический отдел.
После установления советской власти, особенно в первой половине 1920-х годов, в подходе к изучению культуры мусульман ничего кардинально не изменилось, а в районе Тобольска в 1921 году даже продолжились археологические изыскания» [3, Д.4. Л.17.]. Однако в 1929 – 1930 годах появились указания Уральского отдела народного образования и областного бюро краеведения о роли музеев, которые ориентировали на создание экспозиций революционного характера [5], и древняя история края начала отходить на второй план. Изучение истории мусульман теперь могло быть только в контексте национальной культуры.
Однако раскопки с участием сотрудников музея продолжались. В частности в 1948 году изыскания на горе Сузгун провёл В.Н. Чернецов; найденные предметы были датированы XIII – IV веками [6]. В 1970 году «в летние месяцы проводилась археологическая разведка памятников по течению Иртыша в Тобольском районе (Сузгун, мыс Чукман)» [1, Д. 782. Л.3.] и др.
Интерес к истории древнего мусульманского государства проявлялся не только у тоболяков и тюменцев, а также у специалистов из Москвы и соседних регионов, в частности, Свердловска. Сотрудники Уральского государственного университета им. М. Горького В.П. Левашова, Б.Б. Овчинникова, А.П. Зыков в разное время проводили археологические раскопки на территории Сибирского юрта (и непосредственно Искера). В частности в плане музея за 1960 год относительно местных раскопок значилось: «Принять участие в археологической экспедиции института археологии АН СССР» [1, Д. 219. Л.21.].
Уже в 1952 году, по мнению специалистов, музей располагал «уникальными экспонатами о Сибирском ханстве» [1, Д.13. Л.1.]. Но в этом же году, согласно описи экспозиций, выставка «Западная Сибирь до присоединения к Русскому государству» ещё отсутствовала, и её создание было запланировано на 1953 год. Для её дальнейшего формирования в плане на 1954 год было отмечено: «Выехать в Сузгун и Искер для собирательской работы» [1, Д.15. Л.17.]. Однако поиск нужных материалов шёл тяжело: в частности, в 1955 году в музей поступило 314 экспонатов – и ни одного, связанного не только с мусульманской, но и с татарской и казахской культурой [1, Д.66. Л.7-11 об.]. Для сбора материала работники музея пытались привлечь учителей истории из районов с мусульманским населением – Уватского, Байкальского, Вагайского, но «ни один не ответил» [1, Д.66. Л.18.].
Самостоятельно разрабатывать экспозицию по этой проблематике было очень тяжело в силу «молодости и неопытности научных сотрудников музея, у которых пока незаконченное высшее образование». Формирование экспозиции осложнялось также отсутствием среди сотрудников представителей татарской или казахской культуры. В итоге проверка музея показала, что «над созданием и улучшением полноценной экспозиции никто не работал и не работает» [1, Д.66. Л.42.].
Однако тематический план по периоду XI – XVI веков существовал; он был составлен бывшим работником Ретунским ещё в марте 1954 года и утверждён областным управлением культуры [1, Д.66. Л.41.], но «…автор плана сразу же говорит о Сибирском ханстве XIV– XVI веков, не осветив, как оно образовалось и когда; XI, XII, XIII века пропущены; даже в хронологической таблице, предложенной автором, XIII век выпал, как будто его не существовало… Экспозиция развернута на площадке лестничной клетки» [1, Д.66. Л.41.]. Как итог проверки – очередной план на очередной год «улучшить экспозицию», которая всё-таки была создана, но значительно позднее, когда сотрудники достигли определённого научного уровня.
В качестве позитивного явления можно отметить изменения в правилах хранения ряда экспонатов этой коллекции. В 1953 году вышло Постановление Совета Министров СССР (№353) об учёте и хранении экспонатов из драгоценных металлов. В соответствии с этим относительно известной специалистам «Тобольской лунницы» и амулетниц, серебряного блюда XIII века с арабскими надписями и других подобных предметов были: «определены вес и размер…, сделаны описания. Экспонаты переложены ватой и помещены в несгораемый ящик. Ящик и кладовые закрыты и припечатаны сургучовой печатью» [1, Д.15. Л.31.].
В результате более чем столетней истории Тобольского музея там неуклонно росло число экспонатов, среди которых – коллекция образцов мусульманского искусства: амулеты, амулетохранительницы, украшения-обереги, сарауцы и калфаки с зашифрованными в орнаменты лунницами, ювелирные украшения с исламской символикой и прочее. Они характеризуют художественную культуру практически всех групп татар Тюменского региона, а также казахов. Часть предметов выполнена из драгоценных материалов со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, а часть – отражает духовный мир обычного мусульманина. Для хранения этнографических коллекций в структуре ТИАМЗ был создан музей истории духовной культуры народов Западной Сибири, а для образцов изобразительного и декоративного искусства – художественный музей.
Источники:
- Государственный архив Тюменской области (БГУТО ГАТО). Ф.1731. Оп.1. 2. Сузгун. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tobolsk-travel.com/ index.php? option=com_content&task=view&id=274&Itemid=69 Дата обр. 02.01.2014.
- БГУТО ГАТО. Ф.1865. Оп.1. 4. Городище Искер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tobolsk-travel.com/ index.php?option=com_content&task=view&id=40&Itemid=69 Дата обр. 02.01.2014.
- БГУТО ГАТО. Ф.84. Оп.1. Д.200. 6. Сузгун. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tobolsk-travel.com/index.php? option=com_content&task=view&id=274&Itemid=69 Дата обр. 02.01.2014.