С.Ю. Сидорова,
директор ГАУК ТО «Тобольский
историко-архитектурный
музей-заповедник»
Проблемы развития музеев отражают проблемы развития региональной культуры и формирования социокультурного пространства регионов.
Функционируя в границах определённой территории и решая характерные учреждениям культуры особого типа задачи, музеи-заповедники являются инструментом прогрессивного развития края, делая его привлекательным для туристического бизнеса и формируя общественно-социальную среду, влияющую на экономику местности и обеспечивающую качество жизни населения.
Вопросы воздействия учреждения культуры музейного типа на региональный уровень культуры населения имеют многолетнюю практику развития как с негативными факторами: познавательная инертность, гражданская пассивность, низкая востребованность продукта, так и позитивным опытом: просветительная активность, образовательный туризм, количественный рост туристических потоков.
В целом, система государственной поддержки сферы культуры в Тюменской области является работающей, динамично развивающейся и продуктивной. В то же время, созданные в настоящий момент предпосылки для её успешного развития сдерживаются рядом факторов, которые необходимо демобилизовать на более рачительное использование социокультурных ресурсов региона.
Методологический подход к обеспечению процесса социально-эффективной деятельности учреждения культуры музейного типа от административной системы управления до организации актуальной системы продвижения музейного продукта требует переосмысления методологии влияния музея-заповедника на уровень развития региональной культуры.
Раскрывая на примере государственного учреждения культуры Тюменской области «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник» систему воздействия музея-заповедника на региональную культуру и формирование социокультурного пространства региона, первоначально обусловим (схема 1), что она включает в себя:
цели, которые определенны социальной миссией музея-заповедника: «Содействовать единению общества, приобщая людей к познанию и сохранению историко-культурного наследия Западной Сибири»;
задачи: оберегание культурно-заповедного пространства, сбережение подлинных источников культуры, исследование социокультурного ресурса, транслирование историко-культурного наследия, формирование культурно-ценностных ориентиров граждан;
ресурсы: среда, территория, объекты историко-культурного наследия, фондовые коллекции; постоянные и сменные экспозиции, инфраструктура и персонал учреждения, музейный бренд, информационный портал;
процесс воздействия, в котором участвуют все субъекты влияния: это органы исполнительной власти (федеральные, региональные, муниципальные) и учреждения социальной сферы (культура, образование, молодёжная политика, спорт, туризм), общественные организации и медиа-службы. Так же выявляются актуальные области воздействия: культурные традиции населения, ценностные ориентиры граждан, общественная активность просвещения и исследования, социокультурные преобразования, модернизация сферы культуры, развитие регионального туризма.
В целях адекватного и устойчивого функционирования централизованных структурных подразделений учреждения культуры музейного типа требованиям социальной эффективности региона необходимо исполнение своих полномочий таким образом, чтобы все протекающие процессы осуществлялись своевременно, качественно и эффективно.
Устойчивое функционирование является источником внешнего воздействия и основой развития системы влияния, поскольку именно на стадии стабильной деятельности возникают предпосылки и возможности для перехода системы на новую ступень её совершенствования и влияния. Существует и обратная связь - развития системы влияния на ее функционирование. Следовательно, для обеспечения социально-эффективного влияния музея-заповедника необходима эффективная модель системы его воздействия на региональную культуру. При этом изучение и
совершенствование системы влияния, как в рамках города, так и рамках региона должно способствовать скорейшему достижению поставленных социальных целей и задач.
Таким образом, социальная форма, представляемая множеством понятий и связей между ними, определяющих содержательную структуру анализируемой нами области влияния, может быть смоделирована с целью выявления силы её действия.
Рассматриваемая концептуальная модель (проект) системы влияния музея-заповедника на уровень региональной культуры и социокультурное пространство региона (рис.1) представляет собой совокупность компонентов и их взаимосвязей в системе влияния музея-заповедника: действий органов управления учреждения культуры музейного типа, целевых установок, идеологических принципов, социальных функций, структурных подразделений, социокультурных ресурсов, методов действия, музейных технологий, инструментов воздействия и др.
Эта модель отражает основные объекты влияния (региональный культурный потенциал, социально-экономические процессы, отрасли региональной социальной сферы, региональные медиа-системы, структуры муниципалитета, инвестиционная привлекательность региона) и актуальные области воздействия (культурные традиции населения, ценностные ориентиры граждан, общественная активность просвещения и исследования, социокультурные преобразования, модернизация сферы культуры, развитие регионального туризма), а также конечную цель - повышение уровня региональной культуры населения.
Тобольский музей-заповедник, выполняет своё общественное назначение, как социокультурный институт, однако для более эффективного влияния его на социокультурное пространство региона данная концептуальная модель (проект) представляется более действенной, если она может быть реализована в выбранном механизме (схема. 2).
Прежде всего, в нём введены процессы воздействия, предназначенные для преобразования движения внутренних звеньев социальных устройств:
* государственная поддержка музеев-заповедников. Региональная координация;
* продвижение музейного продукта;
* рост социальной востребованности музейного продукта;
* повышение уровня региональной культуры населения.
Безусловно, как учреждение, аккумулирующее витальные ценности города и края музей сформировал свой профессиональный авторитет, имея свои просветительские и воспитательные традиции, свои формы предоставления интеллектуальных услуг и методы воздействия на население.
В практической деятельности система влияния музея-заповедника на социокультурное пространство региона является процессной системой, и в связи с этим её ключевой задачей является гармонизация функций, отношений, состояния и взаимодействия всех структурных сегментов, составляющих с точки зрения внутренней согласованности содержания системы в целом, что и обуславливает социальную эффективность её воздействия на уровень региональной культуры населения.