Д.А. НОВОЖИЛОВ,
учитель истории
МАОУ «Падунская СОШ»

Великая Отечественная война дала мощный толчок развитию тюменской земли. Огромное количество предприятий было эвакуировано в Тюмень, Ишим, Заводоуковск. Спустя 70 лет с момента начала войны эти предприятия продолжают функционировать, их продукция ценится не только в Тюменской области, но и в других субъектах России, а также за рубежом. Имне хотелось бы вспомнить о вехах истории авиазавода №499, преемником которого сегодня можно считать Заводоуковский машиностроительный завод, и оего первом руководителе Александре Сергеевиче Москалёве. Глядя на успехи заводоуковского предприятия сегодня, мы не должны забывать с чего всё начиналось...

Итак, в октябре 1941 года в Заводоуковск из города Воронеж был эвакуирован завод №499. Выдающийся конструктор А.С. Москалёв в своей книге воспоминаний «Голубая спираль» писал:«В Министерстве узнал, что эшелон ОКБ-31 направлен в район города Ялуторовска на станцию Заводоуковск... Одновременно подходили туда же эшелоны одного из небольших московских заводов и ОКБ конструктора П. Гроховского. Было решено объединить всех в один завод № 499. Директором и главным конструктором назначался я» [2].

Прибытие в Заводоуковск Москалев описывает так: «Это оказался большой разъезд и посёлок, битком набитый различным оборудованием, эвакуированным с Запада, но, видимо, потерявшим своих хозяев. Здесь были электрооборудование, двигатели, станки и многое другое» [2]. Можно утверждать, что Заводоуковск, будучи маленьким посёлком, всё же был крупным транспортным узлом!

По прибытии завода в Заводоуковск с первых же дней рабочие приступили к его обустройству и активному выпуску продукции для фронта «Спустя 12 дней, завод начал выпускать... десантные кабины ДК-12…»[4]

Работать сначала приходилось в трудных условиях, но при неисчерпаемой энергии руководителя завода А.С. Москалёва, всё, что бесхозно лежало около железнодорожных путей, и было пригодно для работы, собрали и «смогли в короткое время увеличить мощность... силовых установок до 1800 кВт. Установили прожекторы, усилили освещение, подняли мощность станочного оборудования. Постепенно перешли на круглосуточную работу завода» [2]. Рабочиеприехавшие вместе с Москалёвым в Заводоуковск начали обучать своему делу местных жителей, которые массово устраивались работать на новый завод. В основном это были молодые люди.

Одна из работниц завода в период с 1942 по 1945 годы - жительница села Падун Ежеменских Александра Владимировна вспоминала: «В годы войны работала на заводе №499, выпускали десантные планёры. Работали без выходных, без отпусков. Вставали при лучинах, шли пешком, при сильных морозах обмораживались, но работали добросовестно, часто работали внеурочно» [1].

В начале 1942 года по приказу вышестоящих инстанций завод переходит на производство планёров А-2 и А-7, так как фронт нуждался в них для подготовки молодых лётчиков. «...Небольшой посёлок Заводоуковский, можно так сказать, являлся столицей безмоторной авиации» [4]. В 1943 году завод №499 изготовил планёры для партизан Белоруссии. «Сталин... поставил задачу изготовить в течение месяца 50 планёров. Задание было выполнено в срок. Планёры хорошо потрудились и доставили партизанам снаряжение, продовольствие, пополнение живой силой»[5].

Как мы видим, основной продукцией, выпускаемой до самой Победы оставались безмоторные планёры, производство деталей к ним происходило в разных цехах. Обратимся к воспоминаниям Александры Владимировны Ежеменских, которая работала в цехе №13.«Работала я столяром... готовила шпангоуты для сборки кабин, они были все по номерам и с точностью до миллиметров, как игрушки, гладенькие, без единого гвоздика» [1].Трудные военные годы сплотили работников завода, жизнь хоть и была сложной, но всё же не стояла на месте, как прежде юношей и девушек принимали в комсомол.«Работали сутра до вечера без выходных и без отпусков, но все были дружные, ребята нам помогали, к каждому празднику дарила нам подарки, сделанные своимируками: брошки, гребешки, ремешки, коробочки»[1], - вспоминала Александра Владимировна.

Огромное внимание уделялось качеству изготавливаемых деталей.«На каждом (шпангоуте) должна была стоять фамилия. И, если какой брак заметят,-вернут из сборочного цеха» [1]. Рабочим было стыдно перед товарищами и Родиной допускать изъяны в деталях, поэтому все стремились к качественной работе и в то же время постоянно шли на перевыполнение плана, чтобы собрать больше планёров для армии. «Были и комсомольские бригады. По доске показаний было известно, сколько процентов выполнила бригада»[1].

Также в цехах завода производились опытные модели штабного-связного самолёта САМ-25, который почти по всем характеристикам превосходил штабной-связной самолёт Третьего рейха «Шторх». Однако «...серийное производство этого перспективного самолёта не было развёрнуто»[4]. Ему предпочли неудобный Як-6.

В 1943 году под руководством Александра Москалёва началось серийное производство первого ракетного истребителя-перехватчика БИ-2 (созданного конструкторами Березняком и Исаевым). Он стал предтечей реактивной авиации в Советском Союзе. Самолёт имел жидкостный реактивный двигатель, на вооружении две пушки ШВАК-20, скорость до 1050 км/ч. Однако первый опыт в разработке реактивных истребителей был неудачным — самолёт мог сесть только после выработки горючего и так далее. Окончанием производств БИ-2 стала трагедия, произошедшая с лётчиком-испытателем Бахчиванджи, который не сумел вывести самолёт из пике и разбился. Всего до трагедии завод изготовил 8 образцов БИ-2.

Несмотря на то, что в 3авдоуковске изготавливали самолёты БИ-2, Москалёв разработал и предложил свою модель реактивного самолёта, которая выгодно отличалась от самолёта Березняка-Исаева. Этот самолёт назывался РМ-1(Реактивный Москалёва). «Расчётная скорость полёта достигала 2200 км/ч. Как и современные сверхзвуковые истребители, самолёт Москалёва имел острый нос, большегабаритный киль, каплевидную форму корпса, стреловидное крыло малого удлинения»[5]. Из этого следует, что уже тогда Москалёв впервые предложил модель истребителя, который имел очертания реактивного самолёта современности. Москалёв заглянул вперёд, а, как правило, всё передовое остаётся непонятым, вот и РМ-1 остался непонятым.Однако впоследствии многие его элементы были использованы ведущими конструкторами реактивных самолётов в СССР «...конструкция самолёта была воспринята весьма настороженно, и с лёгкой руки Яковлева её отклонили. Что, впрочем,не помешало последнему тут же взяться за создание собственного реактивного детища»[5].

Несмотря на все перипетии, завод №499 выпускал продукцию до конца войны. Сложно переоценить вклад заводоуковцев в приближении Великой Победы, но благодаря их трудовой доблести и таланту А.С. Москалёва, маленький сибирский городок навсегда вошёл в историю авиации. К примеру,до конца жизни Москалёв оставался принципиальным, верным своей мечте конструктором. Многие люди помнят его как спокойного, доброжелательного человека, талантливого и волевого руководителя. Жаль только, что созданные им образцы самолётов не были оценены по достоинству, слава достаётся всегда не столько талантам, сколько людям, имеющим деньги или покровителей из сильных мира сего. Александр Сергеевич умер в 1982году,так не получив той славы, которую снискал его извечный соперник Яковлев...

Без войны Заводоуковск, возможно, никогда бы не смог стать городом с развитым промышленным производством. Война сыграла не только трагическую роль в жизни нашего народа, но и дала мощнейший толчок развитию промышленности вгородах Урала и Сибири. Жители Заводоуковска показали всю свою доблесть, готовность отдать все силы на разгром врага. Без талантливого конструктора и руководителя А.С. Москалёва завод № 499 не смог бы работать так, как он работал в годы войны. Сегодня наша цель как граждан, как патриотов - сохранять и передавать следующим поколениям память о работе завода, о жизни и трудовых подвигах рабочих. И хочется верить, что когда-нибудь одну из улиц Заводоуковска назовут в честь трудившегося здесь в годы войны несомненно талантливого и не до конца оценённого корифея советской авиации Александра Сергеевича Москалёва.

 

Литература:

 

  1. Воспоминания А.В. Ежеменских. Материалы краеведческого музея Падунской средней школы.
  2. МоскалёвА.С. Голубая спираль. - Воронеж, 1999.- 80с.
  3. Шило В. Об авторе «Голубой спирали». - http://www.nnre.ru/transport _i_aviacija/ ayeromuzei_01/p9.php
  4. Севостьянов А.А. Взлётная полоса: производственная линейка авиазавода №499//Mатериалы краеведческой конференции «Наше наследие». - Заводоуковск, 2011. - 182 с.
  5. Копылов В.Е Загадка мемориальной доски // «Тюменская правда». - 3 сентября 1989 года.

 

   

Календарь событий

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»