Г. Д. МАСТЕРСКИХ,
научный сотрудник МАУК «Ишимский
историко-художественный музей»
Ишим – город спортивный. Для занятий многими видами спорта построены городской спортивно-оздоровительный комплекс «Локомотив», спортивный комплекс с бассейном, стадион «Центральный. Работают детско-юношеские спортивные школы №1 и №2, конноспортивный клуб и другие. Всё большее число горожан приобщается к занятиям физкультурой и спортом.
В Ишиме проводятся не только городские, но и всероссийские соревнования по многим видам спорта, спартакиады ветеранов спорта, студентов, школьников.
Наиболее романтичными, но в то же время требующими серьёзной физической подготовки и смелости являются лётные виды спорта. Довольно часто в Ишимском в небе мы видим самолёт АН-2 и летящие из него на приличной высоте точки, из которых появляются купола парашютов. Авиаспортклубовцы – украшение всех городских праздников, где демонстрируют показательные выступления лётчики и парашютисты.
Многие из нас мечтают полетать на самолёте или прыгнуть с парашютом. Ишимцам эту мечту осуществить просто: в городе есть авиаспортклуб, двери которого открыты всем. В августе 2015 года ему исполняется 35 лет. Так что не одно поколение постигло азы и добилось успехов в парашютном и самолётном видах спорта. Нужно отметить, что город сохранил и сам клуб, и тренерско-преподавательский штат, и все его лучшие традиции. В настоящее время в авиаспортклуб съезжаются на сборы и соревнования спортсмены не только из Тюменской области, но и других регионов.
А история Ишимского авиационно-спортивного клуба началась в далёком 1936 году, когда недалеко от железнодорожного вокзала при содействии ОСОАВИАХИМа была построена вышка, с которой молодёжь города с удовольствием прыгала с парашютом.
В 1937 году при активном участии комсомольцев была открыта лётно-планёрная школа. Было принято 16 человек, из них две девушки. Учились без отрыва от производства, хотя программа занятий состояла из политподготовки, военного дела и изучения планеризма. После окончания курсов учащиеся получали удостоверение инструкторов-планеристов. По архивным данным и сообщениям очевидцев, многие из них поступили в лётные училища и во время Великой Отечественной войны героически сражались с немецкими оккупантами.
После войны планеризм в нашем городе, как и во всей стране, пришлось возрождать заново. Многие планеристы не дожили до светлого Дня Победы, погибли на фронте. Хотя в 1950-1960-х годах уже стали проводиться чемпионаты мира по планеризму, но предвоенной массовости и размаха планёрный спорт ещё в нашей стране не достиг. В это труднейшее послевоенное время в Ишиме нашлись энтузиасты планёрного дела – студенты педагогического института Б. Женихов, Н. Рыжакин, В. Дубровин, Ю. Ерофеев, В. Соловьёва.
22 октября 1959 года при первичной организации ДОСААФ института был создан авиационно-технический спортивный клуб. Большую помощь в становлении клуба оказывали ректор института В.В. Клеймёнов и председатель первичной организации общества ДОСААФ П.М. Потёмкин. Первым руководителем клуба был Е.В. Язынин, имеющий лётное образование. Очень скромными были первые результаты, но без вклада этих людей было бы немыслимо развитие и достижения авиационного и парашютного спорта в Ишиме. Немногие знают, что выпускник нашего пединститута В.И. Филатьев был в 1961 году зачислен в первый отряд космонавтов.
В 1960 году областным комитетом ДОСААФ была оказана практическая помощь авиаспортклубу: выделены планёр КАИ-12, лебёдка Назарова, необходимое оборудование и учебные пособия. И уже в 1962 году на областной конференции ДОСААФ отмечалась хорошая работа авиаспортклуба по пропаганде и развитию авиационного вида спорта. Ещё большую популярность клуб получил в 1967-1968 годах, когда начальником клуба стал И.Г. Губанов, а занятия проводили молодые лётчики А. Чуманов, Е. Язынин, планерист со стажем В. Чикирев и парашютист Н. Гауло. Из материальной части на балансе клуба были 2 планёра КАИ-12, лебёдка «Геркулес-3». Грузовая машина без кузова возила тросы, они прицеплялись к планёру, и так планерист поднимался на высоту 300-400 метров. В это время в клубе занимались не только студенты, но и молодёжь разных предприятий города. Особенно активны были рабочие машзавода, Ишимсельмаша, обувной и ковровой фабрик. Предметов изучали много: начальную военную подготовку, самолётовождение, устройство и принципы работы планёра, метеорологию, теорию и практику парашютной подготовки. Большим праздником для парашютистов были полёты, их с нетерпением ждали. Многие старались на время полётов взять отпуск.
Свидетельством активной работы клуба является и то, что в Ишиме неоднократно проводились областные сборы планеристов и областные соревнования. В организации проведения этих мероприятий помогали лётчики Тюменского АСК Н.Я. Чураков, А.Ф. Новиков, Л.В. Шилов.
В 1968 году молодёжь в клубе уже осваивала полёты на чехословацких «Бланиках». На большую высоту планёры поднимал уже самолёт-буксировщик.
По-разному сложилась судьба спортсменов-планеристов. Некоторые из них стали профессиональными лётчиками, авиационными инженерами, другие остались работать на своих предприятиях. Но у всех остались добрые воспоминания и благодарность всем, кто делал возможными полёты на планёре.
Своё новое рождение Ишимский авиаспорт клуб получил в 1980 году, когда по инициативе председателя ДОСААФ Д.А. Тюкавина и первого секретаря горкома ВЛКСМ А. Мамаева на базе аэропорта гражданской авиации был открыт штатный авиационно-спортивный клуб 1 разряда. Постановление бюро президиума ДОСААФ было подписано трижды Героем Советского Союза председателем ЦК ДОСААФ СССР А.И. Покрышкиным. Начальником АСК был назначен В.В. Курочкин, лётчик первого класса, заместителем начальника по лётной подготовке - С. Носов, опытный лётчик, освоивший планёр «Бланик», самолёты «Вильга-35», ЯК-52, АН-2; инженером клуба был В. Бирюков, выпускник Киевского института инженеров гражданской авиации, командиром самолётного звена - А. Потоцкий. Через некоторое время его сменил М. Балин, мастер спорта; лётчиком-инструктором был С. Изотов, также мастер спорта,так что было на кого равняться первым лётчикам-спортсменам.
Одна из главных задач авиаспортклуба – военно-патриотическое воспитание молодёжи, подготовка специалистов для Вооружённых сил. К июлю 1981 года была создана команда спортсменов-парашютистов. Курсанты совершили прыжок с 800-метровой высоты (тренеры - мастера спорта Е. Вавилов и Т. Чиглинцева).
В 1982 году АСК получил три самолёта ЯК-52. Начались упорные тренировки. В 1983 году на зональных соревнованиях по самолётному спорту аэроклубов Уральского и Сибирского регионов команда Ишима заняла 2 место. В 1985 году по результатам работы АСК занял 3 место среди 143 авиаорганизаций СССР.
Желающих заниматься в клубе самолётным и парашютным спортом было много. Но отбор был строгий: к занятиям допускались крепкие, выносливые и дисциплинированные девушки и юноши. Занимались под руководством опытных инструкторов всерьёз, стремились к новым высотам, овладевали мастерством. Стремились непременно сдать норматив мастера спорта, участвуя в различных соревнованиях. Первыми мастерами спорта по самолётному спорту стали А. Мякишев, И. Гусева, Н. Иванов, Г. Рогачёв, С. Жуков, М. Смолина. Эта команда спортсменов пять раз становилась абсолютными чемпионами в чемпионатах РСФСР.
В 1986 году фамилии ишимских парашютистов Гультяева и Смыслова были занесены в Книгу рекордов Гиннесса за участие в прыжке в свободном падении из 86 человек.
В 1989 году команда парашютистов участвовала в финале первенства РСФСР, где стала призёром. С 1993 года Ишимский АСК стал базой развития купольной парашютной акробатики. Спортсмен-парашютист Ю. Богданов и его сын Сергей стали мастерами спорта международного класса, членами сборной России по купольной парашютной акробатике, дважды чемпионами Азиании, бронзовыми призёрами кубка мира, серебряными призёрами чемпионата России, чемпионами кубка мира в Испании. Младший сын Виктор пошёл по стопам отца и старшего брата и тоже получил звание мастера спорта международного класса по парашютному спорту.
Большим событием в спортивной жизни Ишима было проведение в 1998 году первой сибирской Икариады, открытого чемпионата по авиационным видам спорта на приз губернатора Тюменской области. Цель Икариады – популяризация авиационного и парашютного спорта, привлечение молодёжи к занятиям, совершенствование мастерства спортсменов.
В 2002 году – в год 220-летия г. Ишима прошла 2-я Икариада, а в 2004 году – третья.
Участие принимали спортсмены из Омска, Кургана, Новосибирска, Тюмени, Барнаула, Екатеринбурга, северных городов Тюменской области. Команда ишимских спортсменов по парашютному и самолётному спорту неоднократно становилась призёром или чемпионом Икариады.
Более тесное общение и сотрудничество музея с авиаспортклубом началось в 2005 году, когда к 25-летнему юбилею клуба музейщики открыли в историко-художественном музее выставку «От планёра до Икариады…».
В это время у авиационно-спортивного клуба были не лучшие времена (не было отопления, за свой счёт ездили на соревнования и т.д.). Конечно, мастерам хотелось передать свои знания и навыки молодёжи. Хотелось, чтобы по-прежнему лётное поле покрывалось цветными пятнами парашютов, а спортивные самолёты каждый день поднимались в небо над Ишимом. Несмотря на трудности, авиаспортклуб продолжал жить и работать, и привлекать молодёжь к занятиям парашютным и самолётным спортом.
Одной из основных задач экспозиции - воспитание у молодёжи интереса к спорту, а значит, к здоровому образу жизни. Можно много говорить о пагубных последствиях наркомании, о вреде курения и употребления алкоголя, но они не будут услышаны молодёжью и подростками, если взрослые ничего им не предложат взамен, не помогут организовать досуг, интересный и полезный для здоровья.
Интерес к выставке был огромный, приезжали даже взрослые и школьники из близлежащих районов. Особое впечатление посетители получали от раскрытого парашюта и кабины пилота, где можно было каждому посидеть за штурвалом. Это навело сотрудников музея на мысль об организации интерактивного маршрута до АСК под названием «Первым делом самолёты…», включающего непосредственное знакомство с жизнью клуба. Нынешний начальник клуба заслуженный мастер спорта неоднократный чемпион по высшему пилотажу член сборной России чемпион мира на самолёте ЯК-52 А.Л. Мякишев эту идею одобрил.
Так, сегодня можно не только посмотреть экспозиции в залах музея, но и проехать по одному из семи экскурсионных маршрутов, посетив исторические и значимые места города и района. Особой популярностью среди школьников пользуется путешествие в авиаспортклуб. Группы экскурсантов встречает на борту «самолёта-автобуса» «экскурсовод-стюардесса», которая объявляет о начале полёта, напоминает пристегнуть ремни, объявляет сводку о погоде за бортом самолёта. Пока автобус двигается до намеченного пункта, экскурсовод рассказывает об истории мировой авиации, истории и достижениях Ишимского АСК. В одном из классов авиаспортклуба дети рассаживаются за партами и эстафету повествования перенимают сотрудники клуба - мастера по самолётному и парашютному спорту, которые рассказывают о местных лётчиках и парашютистах и их достижениях. Одновременно на экране телевизора мелькают кадры соревнований по купольной акробатике, раскрывающиеся яркие парашюты и раскинувшиеся где-то далеко на земле ишимские улицы.
Особый восторг вызывает возможность развернуть разноцветные купола парашютов. Ещё бы! Но ещё большее восхищение вызывает прогулка по лётному полю, где разрешается посидеть за штурвалом одного из самолётов АН-2. Дети с удовольствием фотографируются под крылом или за штурвалом самолёта. По дороге домой у многих мысли заняты самолётами, парашютами, равнодушным после такой поездки не остается никто. Тем более, что «стюардесса-экскурсовод» раздает комплексный обед, состоящий из конфет, печенья и сока.
С первых же дней работы маршрута находится много желающих поближе познакомиться с лётным и парашютным спортом. Ведь почти все видели на городских праздниках, как лётчики авиаспортклуба выполняют в небе разные фигуры высшего пилотажа, а после из высоко поднявшегося самолёта АН-2 горохом высыпаются маленькие человечки с разноцветными куполами над головой. Недаром же многие из тех, кто приезжает на экскурсию в авиаспортклуб, не хотят возвращаться в город (ученики младших классов, прощаясь с самолётами, порой даже пускаются в рёв). А кое-кто раз и навсегда выбирает своё будущее именно во время этой незабываемой экскурсии. Конечно, не все, кто когда-то пришёл в авиаспортклуб, становятся лётчиками или военными, но чувство гордости за наших земляков и нашу малую родину остается, пожалуй, у всех.
В августе 2015 года исполняется 35 лет со дня основания Ишимского авиационно-спортивного клуба. С большим уважением и восхищением мы относимся к его коллективу, который основной задачей считает военно-патриотическое воспитание молодёжи. Клуб осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: первоначальная лётная подготовка юношей и девушек образовательных школ, спецшкол-интернатов, кандидатов для поступления в гражданские и военные училища, подготовка авиатехнических специалистов для Вооружённых сил Российской армии, спортсменов по авиационным видам спорта, обучение пилотов-любителей, организация и проведение соревнований по авиационным видам спорта, показательных выступлений и других массовых мероприятий.
За период работы Ишимского АСК подготовлено более 12 тысяч спортсменов парашютистов, из них 3 чемпиона мира, 31 мастер спорта, 4 мастера спорта международного класса, 9 мастеров самолётного спорта, 1 чемпион мира и более 200 курсантов, подготовленных к самостоятельным полётам на ЯК-52.
В наш век, когда проблема занятости молодёжи вышла на государственный уровень, Ишимский авиационный клуб стал хорошей школой жизни для многих девчонок и мальчишек. Я считаю, что наш клуб многих подростков уберёг от пьянства, наркомании, курения, дав им хорошую путёвку в жизнь.