А.М. СОХАНСКИй,
директор музея
ОАО «Тюменский
электромеханический завод»
«По окончании ЛГУ с 1928 по 1931годы Александр работал на заводе «Красный лётчик» (инженером, а затем- заместителем начальника расчётного отдела завода), где он, будучи, как мы говорим сейчас, ещё «молодым специалистом» внёс крупный вклад в запуск в серию истребителя Д.П. Григоровича И-2-бис, разработав оригинальный радиатор охлаждения двигателя.
Недостатки самостоятельно построенного первенца - учебной летающей лодки МУ-3, - заставили Москалёва получитьещё одно высшее образование – экстерном. Занимаясь по ночам, он сдаёт весь курс обучения в Ленинградском технологическом институте и получает диплом инженера-технолога. Соединив знания и опыт инженера-расчётчика, конструктора и технолога, 27-летний Александр проектирует двухмоторный воздушный «автобус» для связи Ленинграда с Кронштадтом.Достроить его не удалось - скоротечная чахотка заставляет его долгие месяцы бороться за жизнь на больничной койке. Москалёв выкарабкался.
По совету врачей и согласно приказу треста А.С. Москалёв в 1931 году был направлен на работу в Воронеж, на строящийся авиазавод №18, на должность заместителя начальника серийно-конструкторского отдела.
Началось «золотое» десятилетие для Александра Сергеевича. За эти десять воронежских лет Москалёв успел не только разработать десятки самолётов, но и организовать и возглавить их серийное производство, а параллельно - создать кузницу кадров авиазавода -Воронежский авиатехникум им. Чкалова и ни много, ни мало - Научно-экспериментальную базу по изучению аэродинамики и аэромеханики (со своей аэродинамической трубой) в ВГУ, где он руководил кафедрой и читал лекции будущим инженерам. Вот такой это был человек Александр Сергеевич Москалёв!» - так считает Альберт Михайлов, генеральный директорВоронежского акционерногосамолётостроительного объединения, Герой Социалистического Труда
Как могло случиться, что уроженец Воронежского края Александр Сергеевич Москалёв (1904-1982), один из первых авиаконструкторов завода №18, создавший за свою жизнь более 30 опытных и экспериментальных самолётов, был забыт? Ведь он родоначальниктреугольного (дельтовидного) крыла и самолёта «Стрела», успешно прошедшего в 1937 году испытания.
Сегодня для массового читателя имя Москалёва мало о чём говорит. А ведь в 1930-е годы о нём и его самолётах писали все центральные газеты, сообщалось в радиосводках. Самолёты его конструкции в предвоенные годы поставили ряд международных рекордов по дальности и потолку полёта.
А как известно, перед вторжением фашистской Германии в СССР у ВВС РККА на вооружении состояли устаревшие малоскоростные истребители, непригодность которых доказали бои в Испании, Маньчжурии и Финляндии.
По заданию Сталина новые истребители начали проектировать такие мощные силы, как KB «короля истребителей» Н.Н. Поликарпова, ОКБ А.С. Яковлева, - главного консультанта «вождя всех народов» по авиации, вновь созданные бюро А.И. Микояна (младшего брата того, кремлёвского), коллектив Лавочкин - Горбунов - Гудков и многие другие. В их распоряжение были отданы лучшие силы науки - ЦАГИ и производства — серийные и опытные заводы всей страны, самые мощные авиационные моторы и новейшее оборудование. А в Воронеже Александр Сергеевич буквально «на коленке», чуть ли не голыми руками проектирует и строит на базе Воронежского авиатехникума двухбалочный истребитель-раму САМ-13, первые же испытательные полёты которого показали его преимущество перед столичными «штучками». Но самолёт, простой и надёжный, быстрый и маневренный, в серию не пошёл, хотя в нём использовались простенькие и очень маломощные моторы.
Александр Москалёв всей своей жизнью и творчеством был, как кость в горле, у другого, московского, Александра - Яковлева. Он, как никто, знал правила и приёмы закулисной игры. Будучи «любимчиком Сталина», Яковлев, используя свое придворное положение, «вставлял палки в колёса» даже признанному мэтру - Н.Н. Поликарпову, что уж говорить о бесхитростном воронежском конструкторе Москалёве, «замолвить словечко» за которого было некому и который всегда делом доказывал своё превосходство.
Яковлев применял и ложные наветы, и вздорные обвинения, и прямые диверсии - в результате «непокорный» Москалёв со своими сотрудниками во время войны был «сослан» в Сибирь, под Тюмень. Он в тайге построил новый авиазавод и выпускал там боевые десантные планёры, да такие, что был награждён медалью «Партизанская слава» -уникальный случай!
С конца 1950-х А.С. Москалёв был начальником лаборатории средств стратегического нападения в Ленинградской военно-воздушной академии имени Можайского.Его разработки конкурировали с туполевскими, лавочкинскими и королёвскими и опережали своё время, как всегда. Сверхзвуковые бомбардировщики Москалёва могли бы доставить ядерное оружие в любую точку планеты. Они были необходимы. Но к опальному авиаконструктору уже не прислушивались.
Я и мой единомышленник Н.Л. Чупиро сняли документальный фильм, при просмотре которого вы узнаете об «открытии» профессором Тюменского нефтегазового университета Виктором Ефимовичем Копыловым заводоуковского авиаконструктора Александра Сергеевича Москалёва.
В фильме собраны редкие фотографии и чертежи самолётов и планёров периода работы Москалёва на Воронежском авиационном заводе №18 (с 1931 по 1941 годы) и Заводоуковском заводе №499 (с 1941 по 1945 годы).В фильм включены кадры документальной кинохроники с живым Москалёвым. Будьте внимательны, длительность эпизода всего 10 секунд!
Также демонстрируются красочные фотографии с открытия в 2007 году памятника Александру Москалёву в городском парке напротив Заводоуковского машиностроительного завода, который стал наследником созданного Москалёвым в годы войны авиационного завода №499.
Литература:
1.Гагин В.В. Авиаконструктор А.С. Москалёв. К 95-летию со дня рождения.