Е.А. Ефременко,
студентка 2 курса,
Е.П. Ермачкова,
к. и. н., зав. кафедрой ГиЕНД
филиала ФГБОУ ВПО «ТюмГУ»
в г. Заводоуковске
По мере складывания и укрепления Российского централизованного государства происходило расширение его территории – преимущественно за счёт освоения новых территорий, таких как Сибирь. Уже к концу XVI века началось освоение Западной Сибири. Так как расселение русских людей здесь совершалось по водным путям, первые остроги ставились преимущественно на берегах рек. В укреплённых поселениях размещались немногочисленные отряды казаков и служивых людей. К концу XVII века численность русского населения Сибири достигала 150 тыс. человек.
Для регулярного сообщения с Зауральем в 1689 году была учреждена государственная почта от Москвы через Тобольск до Нерчинска. Три раза в год увозили почту из столицы на далёкую окраину Московского государства. При этом пользовались гужевыми дорогами, вьючными тропами, а в период короткого северного лета плыли по рекам.
29 ноября 1824 года Департамент мануфактур и внешней торговли предписал тобольскому губернатору представлять ежегодно сведения о том, «какого рода суда бывают строимы: мореходные, озёрные или речные, из какого лесу, и какой меры, и сколько в течение года каких именно судов, также где было построено, где они плавание имеют». Губернатор отдал соответствующее распоряжение, и спустя некоторое время из округов стали поступать сведения о постройке гребных и парусно-гребных судов, которые затем вошли в «Дело о судоходстве по пристаням Тобольской губернии и о судостроении 1826 года». Как отмечали чиновники, в Ишимском уезде «судоходных дел, так и исправления судов не имеется», в Тарском уезде «верфей и судостроения не имеется», в то время как население Туринского, Ялуторовского и Тюменского округов «издавна» занималось судостроительным производством.
Первым центром судостроения следует назвать Ялуторовский уезд, где речные суда изготавливались в шести волостях. В Бороушинской волости в д. Гилёвой и Хохловой, в д. Пономаревой, в Лыбаевской волости в д. Носковой, в Суерской и Бердюжской волости, в Поляковской волости у д. Шадриной. Судостроителями были Л. Мясников, И. Долганов, Лушниковы, С. Мерзляков, Г. Хохлов, Г. Грязнухин.
В Курганском уезде центрами судостроения являлись деревни Коробейниково и Малочеуская, Утяцкая, Старая Лушникова. Барки изготовляли такие мастера, как Ф. Плотников, Е. Я. Охохонин, П. И. Калашников, Т. И. Мекинин, С. Н. Коробейников, Д. Бурцев.
В Туринском уезде в этот период существовали три плотбища, расположенные по берегам реки Туры. Одно из корабельных устройств находилось в д. Сорокиной (Коркинская вол.), два других в деревнях Давыдковой и Коржавиной. Мастерами были А. Ф. Коржавин, С. В. Первушин и Д. И. Буланов.
В Тюменском уезде строительство судов сосредоточилось в Липчинской волости: в деревнях Шехаревой, Голышевой, Калугиной, Решетниковой, Овчинниковой и Бурмакиной. Деревянные суда для перевозки незначительного количества грузов изготавливали И.Наумов, И. Третьяков, Т. Галкин.
В ХIX столетии сформировалась система речного судоходства Западной Сибири по рекам Иртыш, Тобол, Тура, Обь, Томь. Как отмечалось в «Списке населённых мест Тобольской губернии 1871 года», Тюмень соединялась с Тобольском, Берёзовом, Обдорском, Томском, Барнаулом и Семипалатинском с помощью лёгких речных судов и пароходов. В некоторые местности Пелымского края, Тобольского, Тарского, Сургутского и Березовского округов можно было попасть только по рекам[1]. Перевозка грузов и пассажиров проводилась по определённым маршрутам, что позволяло значительно сэкономить время и средства, попасть в труднодоступные места во время весенней и осенней распутицы.
Таблица 1.
Основные направления речного судоходства в Западной Сибири в XIX веке
Прибрежные селения и пункты |
Деревень |
Сёл |
Юрт |
Вёрст |
|
от пун. |
всего |
||||
Тобольск – Тюмень По рекам Иртышу, Тоболу и Туре |
|||||
Впадение в Иртыш Тобола |
15 |
3 |
7 |
5 |
5 |
Впадение в Тобол Тавды |
13 |
1 |
3 |
113 |
|
Впадение в Тобол Иски |
- |
1 |
180 |
||
Впадение в Тобол Варваринки |
3 |
1 |
3 |
5 |
185 |
Впадение в Тобол Туры |
4 |
1 |
1 |
3 |
246 |
Впадение в Туру Пышмы |
10 |
3 |
5 |
23 |
331 |
Тобольск – Омск По рекам Иртышу |
|||||
Впадение рк. Тобола |
3 |
2 |
8 |
5 |
5 |
Впадение рк. Вагая |
9 |
2 |
2 |
9 |
84 |
Впадение рк.Супры |
10 |
7 |
20 |
159 |
|
Устье рк. Ишима |
8 |
2 |
4 |
1 |
346 |
Устье рк. Туя |
4 |
2 |
12 |
495 |
|
Устье рк. Шиша |
2 |
1 |
4 |
610 |
|
Устье рк. Оша |
1 |
1 |
10 |
659 |
|
Устье рк. Уя |
3 |
3 |
6 |
3 |
688 |
Устье рк. Тары |
28 |
7 |
2 |
7 |
778 |
Тобольск – Томск По рекам Иртышу, Оби, Томи |
|||||
Начало Тобольского у. |
17 |
2 |
9 |
5 |
5 |
Впадение рк. Боровой |
2 |
1 |
1 |
5 |
94 |
Устье рк. Носки |
1 |
1 |
132 |
||
Устье рк. Алымки |
5 |
1 |
138 |
||
Устье рк. Туртаса |
31 |
7 |
9 |
6 |
167 |
Устье рк. Конды |
3 |
2 |
12 |
461 |
|
Впадение прот. Неулевой |
4 |
2 |
2 |
11 |
525 |
Устье рк. Вагры |
1 |
1 |
12 |
848 |
|
Устье рк. Ваха |
- |
2 |
6 |
22 |
997 |
Устье рк. Тыма |
1 |
1 |
3 |
1275 |
|
Устье рк. Васьюгана |
4 |
3 |
23 |
15 |
1327 |
Устье рк. Чулыма |
7 |
3 |
3 |
3 |
1631 |
Устье рк. Томи |
7 |
1 |
1 |
8 |
1737 |
Сибирское купечество, заинтересованное в увеличении скорости товарооборота и расширении экономических связей, задумалось о строительстве собственного речного флота, грузоподъёмность которого в сотни раз превышала грузоподъёмность саней и телег.
В июле 1834 году тюменский купец второй гильдии Наум Андреевич Тюфин побывал в гостях у своего родственника – нижегородского купца Сомова. Осмотрев пароход «Выкса», сибирский купец решил, что ему крайне необходим подобный корабль для перевозки товаров по Туре и Тоболу. И уже в 1838 году первый тюменский пароход мощностью в 50 сил, был спущен на воду. При этом монах, которому поручили написать краской название парохода «Основатель» на колесном кружале, не рассчитал размеры, и у него не вошли четыре последние буквы. Получилось «Основа».
Это был грузовой деревянный корабль, для того чтобы он случайно не перевернулся, к кожухам колёс привязывали брёвна-плавники, а по палубе от одного борта к другому катали тачку с грузом. Сам пароход строился в Туринской слободе, а паровую машину для него изготовили в Нижнем Тагиле. Выглядел со стороны пароход необычно: из трубы столбом летели искры, капитанская рубка отсутствовала, ручной штурвал представлял собой огромное горизонтальное колесо. Двигалось судно со скоростью пешехода. Лишь в 1843 году этот пароход, сменивший владельца, совершил грузовой рейс до Тобольска длиной 397 верст, ведя за собой баржу грузоподъёмностью 15 тыс. пудов (в пересчёте на современные меры веса - 240 т).
В 1840 году крупный сибирский золотопромышленник купец первой гильдии Н. Ф. Мясников купил «Основу» у Тюфина и получил привилегию на организацию пароходства по рекам Оби, Тоболу, Иртышу. В 1843 году новым владельцем «Основы» стал чиновник Главного Управления Западной Сибири – А. Ф. Поклевский-Козелл. После того, как в 1845 году он установил новую машину (60 л.с.), изготовленную в Швеции, судно совершило пятидневный рейс в Тобольск.
В 1846 году тюменский купец Н. Швецов купил построенный в Нижнем Тагиле небольшой пароход (30 л.с.) «Взор» и составил компанию Поклевскому-Козеллу. Так, в Обь-Иртышском бассейне возникло первое судоходное предприятие «Пароходство А. Ф. Поклевского-Козелла и Ко». Вскоре после этого «Взор» с баржами на буксире совершил первый рейс на линии Тюмень-Томск. Удачное плавание заинтересовало многих тюменских купцов настолько, что четверо из них – Маркин, Хаминов, Кондинский и Тецков заказали в Бельгии в 1853 году буксирный железный пароход «Ермак» мощностью в 100 л.с. и организовали пароходную компанию «Польза». В 1854 году «Ермак» дошёл до Барнаула, а в 1865 году – до Бийска. Выложив за «Ермак» 40 000 рублей, компаньоны «Пользы» вскоре не только покрыли эти расходы, но и извлекли из своего предприятия немалую выгоду.
После того как в 1858 году в товарищество «Польза» вступил владелец будущего Падунского винокуренного завода А. Ф. Поклевский-Козелл, оно стало называться «Опыт». Теперь по линии Тюмень-Томск курсировали «Ермак», «Иртыш», «Тоболяк», совершая за навигацию по 6 рейсов каждый, перевозя на буксируемых баржах около 100 тыс. пудов различных товаров[2]. В том же 1858 году купец Рязанов получил 10-летнюю привилегию на пароходное плавание между Тобольском и Берёзовом, основал товарищество, на собранные средства выстроил пароход в 36 сил на Екатеринбургском механическом заводе. Правда, из-за несовершенства конструкции, судно большей частью простаивало. Начиная с 1861 года пароход «Тайга» курганского купца Ф. Шишкина в 25 сил совершал рейсы из Берёзова по северным рекам Сосьва, Ляпина и Мань Устанавливается движение и по Иртышу. В 1870 году тобольские купцы М. Д. Плотников и С. О. Горский с берёзовским купцом А. И. Шишкиным основали товарищество на вере «Дружина» сроком на 4 года для развития пароходного движения и торговли по рекам Нице, Туре, Тавде, Тоболу, Иртышу, Оби и Томи.
В 1860 году в Тюмени открылся завод английских промышленников Гуллетов. А четыре года спустя в пригородной деревне Мыс купцом Игнатовым был заложен еще один судостроительный завод, со временем ставший крупнейшим от Волги до берегов Охотского моря: с его стапелей сошло свыше сотни различных пароходов, а также множество барж, катеров и шлюпок. На заводе был применен целый ряд уникальных для своего времени технологических новшеств. В частности, это было самое первое в городе электрифицированное предприятие. Для подготовки квалифицированных специалистов на территории завода было построено народное училище. Третьим крупным судостроительным предприятием, основанным в Тюмени, стал завод, принадлежавший семье англичан Вардроппер.
До революции по рекам Обь-Иртышского бассейна ходило 191 паровое судно, 135 из них были построены в Тюмени.
Таблица 2.
Развитие пароходства по рекам Тобольской губернии
в 1860-1868 гг.[2]
Количество |
1860 г. |
1861 г. |
1862 г. |
1863 г. |
1864 г. |
1865 г. |
1866 г. |
1867 г. |
1868 г. |
пароходов |
12 |
15 |
14 |
13 |
12 |
23 |
26 |
26 |
21 |
судов |
283 |
315 |
373 |
393 |
432 |
320 |
337 |
374 |
402 |
плотов |
1951 |
1650 |
|
2081 |
871 |
1437 |
1380 |
1540 |
1752 |
судорабочих |
10398 |
11618 |
|
11473 |
14569 |
11876 |
10224 |
10468 |
8134 |
Ценность груза (руб.) |
|
|
|
2182710 |
1432275 |
1380360 |
2735713 |
2735713 |
2142903 |
Путешествие на пассажирском пароходе от Тюмени до Томска занимало в среднем 8-12 дней, грузы преодолевали этот путь за месяц. Одним из недостатков оставался короткий срок навигации, который, как правило, продолжался от 90 до 100 дней. Иногда из-за ранних морозов реки покрывались льдом, прекращая всяческое движение по воде. Так, в 1857 году пароход «Ермак» замёрз около Сургута, «Основа» не дошёл 200 вёрст до Томска. Проезд пассажиров на пароходах по западносибирским рекам не предусматривал какого-либо комфорта, люди размещались прямо на палубах рядом с лошадьми и коровами, в каютах первого класса имелись только лавки. Тем не менее количество пассажиров, решивших воспользоваться речным транспортом, постоянно росло. Если в 1838 - 1849 годах через Тюмень из европейской части в Сибирь на пароходах и баржах перевезли около 4,5 тыс. переселенцев, то за 1852 – 1861 годы – уже 25 тыс. С 1870–х годов эти перевозки осуществлялись по специальным правительственным договорам – с пониженными льготными тарифами. Компенсируя последнее, пароходчики брали на борт как можно больше людей, набивая их в трюмы, чуть ли не стоя. Условия длительных плаваний были ужасными и сопровождались массовыми заболеваниями. Ещё хуже приходилось арестантам, которых грузили по 8-9 тыс. на одно небольшое судно. По распоряжению правительства с 1864 года пароходная перевозка ссыльных была признана более экономичной по сравнению с гужевой. В результате каждый прибывший с арестантской баржей пароход привозил с собой в Томск несколько десятков жертв.
Первой в Западной Сибири перевозкой пассажиров серьёзно занялась барнаульская купчиха Евдокия Ивановна Мельникова. В 1892 году на заводе Пирсона-Гуллета она заказала специальный пассажирский пароход «Кормилец» в 200 сил, в носовой части которого был оборудован салон и каюты 1-го класса, а в кормовой – каюты 2-го класса и общий зал для пассажиров 3-го класса. 20 июня 1893 года этот пароход отправился в свой первый рейс до Томска, двигаясь по 20 вёрст в час.
Томский купец В. Е. Ельдельштейн спустил второй пассажирский пароход – «Любимец», построенный на том же заводе Пирсона-Гуллета и имевший небольшие грузовые трюмы. Четыре года спустя Ельдельштейн строит ещё один пассажирский пароход «Евгений», но уже по американскому образцу. Таким образом, условия перевозки пассажиров значительно улучшились. Министерство путей сообщения направило в регион особых чиновников, которые должны были следить за движением пассажиров и грузов по сибирским рекам. Так, в 1900 году техниками, заведующими обстановкой на реках Тура, Тобол, Иртыш, соответственно являлись Алексей Никанорович Раздобурдин, Иван Иванович Башлыков и Иван Дмитриевич Шевелёв. Обязанности начальников постов на пристанях исполняли: в Тюмени – Георгий Андреевич Иоскус, в Тобольске – Фёдор Семёнович Смирнов, в Омске – Николай Михайлович Панов, в Павлодаре – Евгений Михайлович Брусянов [3].
Одним из крупных владельцев пароходов, курсирующих по рекам Западной Сибири, являлись купцы Колмаковы. У них имелись буксирные пароходы «Ялуторовец» (построен в 1875 году), «Ук»; ялуторовский купец 2-й гильдии А. В. Колмаков владел товаропассажирским пароходом, который назывался «А.В.К. Наследница». Среднему брату принадлежал буксир «Помощник наследницы», буксирный пароход «Василий» - товариществу купцов братьев Колмаковых. В разное время Колмаковы владели пятью пароходами, некоторые из них заходили на пристань деревни Пономарёвой Заводоуковской волости, доставляя грузы для предприятий, размещённых на Колмаковской Заимке [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что речное западносибирское пароходство оказало значительное влияние на развитие экономики Зауралья, пройдя сложный этап развития от простых лодок до многосильных пароходов. Сегодня в регионе существует довольно обширная система речного транспорта, которая берёт своё начало в дореволюционном прошлом, при этом сохраняются и приумножаются традиции речников, потомки не забывают сибирских предпринимателей, стоящих у истоков организации этого вида транспорта.
Литература:
- Список населённых мест Российской империи по сведениям 1868-1869 годов. Тобольская губерния.- СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1871. – с. 13.
- Там же. С. 31.
- Адрес-календарь Тобольской губернии на 1901 год. – Тобольск: Губернская типография, 1900. – С.157.
- Ермачкова Е.П. Летопись земли Заводоуковской. – Заводоуковск, 2006. – С.256.