Е.А. Ефременко,
студентка 2 курса,
Е.П. Ермачкова,
к. и. н., зав. кафедрой ГиЕНД
филиала ФГБОУ ВПО «ТюмГУ»
в г. Заводоуковске

 

По мере складывания и укрепления Российского централизованного государства происходило расширение его территории – преимущественно за счёт освоения новых территорий, таких как Сибирь. Уже к концу XVI века началось освоение Западной Сибири. Так как расселение русских людей здесь совершалось по водным путям, первые остроги ставились преимущественно на берегах рек. В укреплённых поселениях размещались немногочисленные отряды казаков и служивых людей. К концу XVII века численность русского населения Сибири достигала 150 тыс. человек.

Для регулярного сообщения с Зауральем в 1689 году была учреждена государственная почта от Москвы через Тобольск до Нерчинска. Три раза в год увозили почту из столицы на далёкую окраину Московского государства. При этом пользовались гужевыми дорогами, вьючными тропами, а в период короткого северного лета  плыли по рекам.

29 ноября 1824 года Департамент мануфактур и внешней торговли предписал тобольскому губернатору представлять ежегодно сведения о том, «какого рода суда бывают строимы: мореходные, озёрные или речные, из какого лесу, и какой меры, и сколько в течение года каких именно судов, также где было построено, где они плавание имеют». Губернатор отдал соответствующее распоряжение, и спустя некоторое время из округов стали поступать сведения о постройке гребных и парусно-гребных судов, которые затем вошли  в «Дело о судоходстве по пристаням Тобольской губернии и о судостроении 1826 года». Как отмечали чиновники, в Ишимском уезде «судоходных дел, так и исправления судов не имеется»,  в Тарском уезде «верфей и судостроения не имеется», в то время как население  Туринского, Ялуторовского и Тюменского округов «издавна» занималось судостроительным производством.

Первым центром судостроения следует назвать Ялуторовский уезд, где речные суда изготавливались в шести волостях. В Бороушинской волости в д. Гилёвой и Хохловой, в д. Пономаревой, в Лыбаевской волости в д. Носковой, в Суерской и Бердюжской волости, в Поляковской волости  у д. Шадриной. Судостроителями были Л. Мясников, И. Долганов, Лушниковы, С. Мерзляков, Г. Хохлов, Г. Грязнухин.

В Курганском уезде центрами судостроения являлись деревни Коробейниково и Малочеуская, Утяцкая, Старая Лушникова. Барки изготовляли такие мастера, как Ф. Плотников, Е. Я. Охохонин, П. И. Калашников, Т. И. Мекинин, С. Н. Коробейников, Д. Бурцев.

В Туринском уезде в этот период существовали три плотбища, расположенные по берегам реки Туры. Одно из корабельных устройств находилось в д. Сорокиной (Коркинская вол.), два других в деревнях Давыдковой и Коржавиной. Мастерами были А. Ф. Коржавин, С. В. Первушин и Д. И. Буланов.

В Тюменском уезде строительство судов сосредоточилось в Липчинской волости: в деревнях Шехаревой, Голышевой, Калугиной, Решетниковой, Овчинниковой и Бурмакиной. Деревянные суда для перевозки незначительного количества грузов изготавливали И.Наумов, И. Третьяков, Т. Галкин.

В ХIX столетии сформировалась система речного судоходства Западной Сибири по рекам  Иртыш, Тобол, Тура, Обь, Томь. Как отмечалось в «Списке населённых мест Тобольской губернии 1871 года», Тюмень соединялась с Тобольском, Берёзовом, Обдорском, Томском, Барнаулом и Семипалатинском с помощью лёгких речных судов и пароходов. В некоторые местности Пелымского края, Тобольского, Тарского, Сургутского и Березовского округов можно было попасть только по рекам[1]. Перевозка грузов и пассажиров проводилась по определённым маршрутам, что позволяло значительно сэкономить время и средства, попасть в труднодоступные места во время весенней и осенней распутицы.

 

Таблица 1.

Основные направления речного судоходства в Западной Сибири в XIX веке

 

Прибрежные селения и пункты

Деревень

Сёл

Юрт

Вёрст

от пун.

всего

Тобольск – Тюмень

По рекам Иртышу, Тоболу и Туре

Впадение в Иртыш Тобола

15

3

7

5

5

Впадение в Тобол Тавды

13

1

 

3

113

Впадение в Тобол Иски

-

   

1

180

Впадение в Тобол Варваринки

3

1

3

5

185

Впадение в Тобол Туры

4

1

1

3

246

Впадение в Туру Пышмы

10

3

5

23

331

Тобольск – Омск

По рекам  Иртышу

Впадение рк. Тобола

3

2

8

5

5

Впадение рк. Вагая

9

2

2

9

84

Впадение рк.Супры

10

 

7

20

159

Устье  рк. Ишима

8

2

4

1

346

Устье рк. Туя

4

 

2

12

495

Устье рк. Шиша

2

 

1

4

610

Устье рк. Оша

1

 

1

10

659

Устье рк. Уя

3

3

6

3

688

Устье рк. Тары

28

7

2

7

778

Тобольск – Томск

По рекам Иртышу, Оби, Томи

Начало Тобольского у.

17

2

9

5

5

Впадение рк. Боровой

2

1

1

5

94

Устье рк. Носки

1

 

1

 

132

Устье рк. Алымки

5

1

   

138

Устье рк. Туртаса

31

7

9

6

167

Устье рк. Конды

3

2

 

12

461

Впадение прот. Неулевой

4

2

2

11

525

Устье рк. Вагры

 

1

1

12

848

Устье рк. Ваха

-

2

6

22

997

Устье рк. Тыма

 

1

1

3

1275

Устье рк. Васьюгана

4

3

23

15

1327

Устье рк. Чулыма

7

3

3

3

1631

Устье рк. Томи

7

1

1

8

1737

 

Сибирское купечество, заинтересованное в увеличении скорости товарооборота и расширении экономических связей, задумалось о строительстве собственного речного флота, грузоподъёмность которого в сотни раз превышала грузоподъёмность саней и телег. 

В июле 1834 году тюменский купец второй гильдии Наум Андреевич  Тюфин побывал в гостях у своего родственника – нижегородского купца Сомова. Осмотрев пароход «Выкса», сибирский купец решил, что ему крайне необходим подобный корабль для перевозки товаров по Туре и Тоболу. И уже в 1838 году первый тюменский пароход мощностью в 50 сил, был спущен на воду. При этом монах, которому поручили написать краской название парохода «Основатель» на колесном кружале, не рассчитал размеры, и у него не вошли четыре последние буквы. Получилось «Основа».

Это был грузовой деревянный корабль, для того чтобы он случайно не перевернулся, к кожухам колёс привязывали брёвна-плавники, а по палубе от одного борта к другому катали тачку с грузом. Сам пароход строился в Туринской слободе, а паровую машину для него изготовили в Нижнем Тагиле. Выглядел со стороны пароход необычно: из трубы столбом летели искры, капитанская рубка отсутствовала, ручной штурвал представлял собой огромное горизонтальное колесо. Двигалось судно со скоростью пешехода. Лишь в 1843 году этот пароход, сменивший владельца, совершил грузовой рейс до Тобольска длиной 397 верст, ведя за собой баржу грузоподъёмностью 15 тыс. пудов (в пересчёте на современные меры веса - 240 т).

В 1840 году крупный сибирский золотопромышленник купец первой гильдии Н. Ф. Мясников купил «Основу» у Тюфина и получил привилегию на организацию пароходства по рекам Оби, Тоболу, Иртышу. В 1843 году новым владельцем «Основы» стал чиновник Главного Управления Западной Сибири – А. Ф. Поклевский-Козелл.  После того, как в 1845 году он установил новую машину (60 л.с.), изготовленную в Швеции, судно совершило пятидневный рейс в Тобольск.

В 1846 году тюменский купец Н. Швецов купил построенный в Нижнем Тагиле небольшой пароход (30 л.с.) «Взор» и составил компанию Поклевскому-Козеллу. Так, в Обь-Иртышском бассейне возникло первое судоходное предприятие «Пароходство А. Ф. Поклевского-Козелла и Ко». Вскоре после этого «Взор» с баржами на буксире совершил первый рейс на линии Тюмень-Томск. Удачное плавание заинтересовало многих тюменских купцов настолько, что четверо из них – Маркин, Хаминов, Кондинский и Тецков заказали в Бельгии в 1853 году буксирный железный пароход «Ермак» мощностью в 100 л.с. и организовали пароходную компанию «Польза». В 1854 году «Ермак» дошёл до Барнаула, а в 1865 году – до Бийска. Выложив за «Ермак» 40 000 рублей, компаньоны «Пользы» вскоре не только покрыли эти расходы, но и извлекли из своего предприятия немалую выгоду.

После того как в 1858 году в товарищество «Польза» вступил владелец будущего Падунского винокуренного завода А. Ф. Поклевский-Козелл, оно стало называться «Опыт». Теперь по линии Тюмень-Томск курсировали «Ермак», «Иртыш», «Тоболяк», совершая за навигацию по 6 рейсов каждый, перевозя на буксируемых баржах около 100 тыс. пудов различных товаров[2]. В том же 1858 году купец Рязанов получил 10-летнюю привилегию на пароходное плавание между Тобольском и Берёзовом, основал товарищество, на собранные средства выстроил пароход в 36 сил на Екатеринбургском механическом заводе. Правда, из-за несовершенства конструкции, судно большей частью простаивало. Начиная с 1861 года пароход «Тайга» курганского купца Ф. Шишкина в 25 сил совершал рейсы из Берёзова по северным рекам Сосьва, Ляпина и Мань Устанавливается движение и по Иртышу. В 1870 году тобольские купцы М. Д. Плотников и С. О. Горский с берёзовским купцом А. И. Шишкиным основали товарищество на вере «Дружина» сроком на 4 года для развития пароходного движения и торговли по рекам Нице, Туре, Тавде, Тоболу, Иртышу, Оби и Томи.

В 1860 году в Тюмени открылся завод английских промышленников Гуллетов. А четыре года спустя в пригородной деревне Мыс купцом Игнатовым был заложен еще один судостроительный завод, со временем ставший крупнейшим от Волги до берегов Охотского моря: с его стапелей сошло свыше сотни различных пароходов, а также множество барж, катеров и шлюпок. На заводе был применен целый ряд уникальных для своего времени технологических новшеств. В частности, это было самое первое в городе электрифицированное предприятие. Для подготовки квалифицированных специалистов на территории завода было построено народное училище. Третьим крупным судостроительным предприятием, основанным в Тюмени, стал завод, принадлежавший семье англичан Вардроппер.

До революции по рекам Обь-Иртышского бассейна ходило 191 паровое судно, 135 из них были построены в Тюмени.

 

Таблица 2.

Развитие пароходства по рекам Тобольской губернии
 в 1860-1868 гг.
[2]

Количество

1860 г.

1861 г.

1862 г.

1863 г.

1864 г.

1865 г.

1866 г.

1867 г.

1868 г.

пароходов

12

15

14

13

12

23

26

26

21

судов

283

315

373

393

432

320

337

374

402

плотов

1951

1650

 

2081

871

1437

1380

1540

1752

судорабочих

10398

11618

 

11473

14569

11876

10224

10468

8134

Ценность груза (руб.)

 

 

 

2182710

1432275

1380360

2735713

2735713

2142903

 

Путешествие на пассажирском пароходе от Тюмени до Томска занимало в среднем 8-12 дней, грузы преодолевали этот путь за месяц. Одним из недостатков оставался короткий срок навигации, который, как правило, продолжался от 90 до 100 дней. Иногда из-за ранних морозов реки покрывались льдом, прекращая всяческое движение по воде. Так, в 1857 году пароход «Ермак» замёрз около Сургута, «Основа» не дошёл 200 вёрст до Томска.  Проезд пассажиров на пароходах по западносибирским рекам не предусматривал какого-либо комфорта, люди размещались прямо на палубах рядом с лошадьми и коровами, в каютах первого класса имелись только лавки. Тем не менее количество пассажиров, решивших воспользоваться речным транспортом, постоянно росло. Если в 1838 - 1849 годах через Тюмень из европейской части в Сибирь на пароходах и баржах перевезли около 4,5 тыс. переселенцев, то за 1852 – 1861 годы – уже 25 тыс.  С 1870–х годов эти перевозки осуществлялись по специальным правительственным договорам – с пониженными льготными тарифами. Компенсируя последнее, пароходчики брали на борт как можно больше людей, набивая их в трюмы, чуть ли не стоя. Условия длительных плаваний были ужасными и сопровождались массовыми заболеваниями. Ещё хуже приходилось арестантам, которых грузили по 8-9 тыс. на одно небольшое судно. По распоряжению правительства с 1864 года пароходная перевозка ссыльных была признана более экономичной по сравнению с гужевой. В результате каждый прибывший с арестантской баржей пароход привозил с собой в Томск несколько десятков жертв.

Первой в Западной Сибири перевозкой пассажиров серьёзно занялась барнаульская купчиха Евдокия Ивановна Мельникова.  В 1892 году на заводе Пирсона-Гуллета она заказала специальный пассажирский пароход «Кормилец» в 200 сил, в носовой части которого был оборудован салон и каюты 1-го класса, а в кормовой – каюты 2-го класса и общий зал для пассажиров 3-го класса. 20 июня 1893 года этот пароход отправился в свой первый рейс до Томска, двигаясь по 20 вёрст в час.

Томский купец В. Е. Ельдельштейн спустил второй пассажирский пароход – «Любимец», построенный на том же заводе Пирсона-Гуллета и имевший небольшие грузовые трюмы. Четыре года спустя Ельдельштейн строит ещё один пассажирский пароход «Евгений», но уже по американскому образцу. Таким образом, условия перевозки пассажиров значительно улучшились. Министерство путей сообщения направило в регион особых чиновников, которые должны были следить за движением пассажиров и грузов по сибирским рекам. Так, в 1900 году техниками, заведующими обстановкой на реках Тура, Тобол, Иртыш, соответственно являлись Алексей Никанорович Раздобурдин, Иван Иванович Башлыков и Иван Дмитриевич Шевелёв. Обязанности начальников постов на пристанях исполняли: в Тюмени – Георгий Андреевич Иоскус, в Тобольске – Фёдор Семёнович Смирнов, в Омске – Николай Михайлович Панов, в Павлодаре – Евгений Михайлович Брусянов [3].

Одним из крупных владельцев пароходов, курсирующих по рекам Западной Сибири, являлись купцы Колмаковы. У них имелись буксирные пароходы «Ялуторовец» (построен в 1875 году), «Ук»; ялуторовский купец 2-й гильдии А. В. Колмаков владел товаропассажирским пароходом, который назывался «А.В.К. Наследница». Среднему брату принадлежал буксир «Помощник наследницы», буксирный пароход «Василий» - товариществу купцов братьев Колмаковых. В разное время Колмаковы владели пятью пароходами, некоторые из них заходили на пристань деревни Пономарёвой Заводоуковской волости, доставляя грузы для предприятий, размещённых на Колмаковской Заимке [4].

         Таким образом, можно сделать вывод, что речное западносибирское пароходство оказало значительное влияние на развитие экономики Зауралья, пройдя сложный этап развития от простых лодок до многосильных пароходов. Сегодня в регионе существует довольно обширная система речного транспорта, которая берёт своё начало в дореволюционном прошлом, при этом сохраняются и приумножаются традиции речников, потомки не забывают сибирских предпринимателей, стоящих у истоков организации этого вида транспорта.

 

Литература:

  1. Список населённых мест Российской империи по сведениям 1868-1869 годов. Тобольская губерния.- СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1871. – с. 13.
  2. Там же. С. 31.
  3. Адрес-календарь Тобольской губернии на 1901 год. – Тобольск: Губернская типография, 1900. – С.157.
  4. Ермачкова Е.П. Летопись земли Заводоуковской. – Заводоуковск, 2006. – С.256.
   

Календарь событий

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»