Т. В. Рептюх,
 
преподаватель
БОУ СОШ  № 55,
г. Омск

Встреча с  ветераном  Производственного Объединения «Полет» Григорием  Ильичом Громыхалиным  дала возможность узнать о судьбе трижды Героя Социалистического Труда Андрея Николаевича Туполева, который в  годы Великой Отечественной войны с  1941 по 1943 год работал  генеральным  конструктором  самолётов  на авиационном  заводе в  городе Омске.

Жизнь конструктора – это жизнь созданных  им  машин. Когда думаю о машинах Андрея Николаевича Туполева, то удивляюсь, как  их  много! Пожалуй, больше чем  у Туполева, нет  ни у одного известного конструктора во всей мировой авиации.

История создания и боевого применения Ту-2 берёт начало в  Большово, за колючей проволокой. Он  значился как  «проект 103». Андрею Николаевичу Туполеву поручили работу по созданию проекта «103». В  сжатые сроки А. Н. Туполев  выработал  проект  двухмоторного бомбардировщика и предложил  своё решение высшему руководству. В  октябре 1940 года был построен  первый экземпляр  самолёта. 29 января 1941 года лётчик-испытатель М. А. Нюхтиков  провёл  испытания самолёта «103».

В  соответствии с  протоколом  № 9 от 19 июня 1941 года заседание Президиума Верховного Совета СССР А. Н. Туполев  и все те, кто находился с ним  в  заключении, освободились.

 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

22 июня Андрей Николаевич появится дома в  московской квартире, времени хватит  лишь собрать вещи и с  семьёй эвакуироваться в  Омск, куда в  июле-августе отправят  его конструкторское бюро.

В  городе Омске Туполеву выделили квартиру в  благоустроенном  доме  № 33  по проспекту Маркса. Эта трёхкомнатная квартира, окна которой выходят  на три стороны - во двор дома, на проспект  Маркса и улицу Масленникова.

Ветеран  ПО «Полёт» Григорий Ильич Громыхалин вспоминает: «А. Н. Туполев  умел  направить коллектив  на работу по поиску и выдвижению новых  идей и путей их  реализации. Он  сам  умел  и научил  своих  конструкторов  оценивать и воспринимать чужие идеи, но принимать к  реализации только то, что научно обосновано, доказано фактами. Он  говорил: «Меня не интересует, что ты думаешь. Меня интересует, что ты узнал, увидел, понял, что ты сделал». А. Н. Туполев  искал  и учил искать до тех  пор, пока не придёт  решение вопроса. Он  преодолевал  трудности сам, вместе с  коллективом, а если случалось, что была допущена ошибка - это в  новом  деле практически неизбежно – брал  ответственность на себе и со свойственной ему энергией устранял  понятые ошибки, находил  пути правильных решений».1

Для работы КБ отвели часть площадей управления Иртышского пароходства. Появилась возможность оборудовать второй кабинет конструктору. Главный мог  теперь работать в  здании лётного училища, которое находилось на территории Кировского района. С  середины октября авиазавод  вошёл  в  нормальный производственный режим, в  сборочном  цехе из деталей и агрегатов, изготовленных  в  Москве, начали собирать первый омский Ту-2, частично под  открытым  небом.

Первый в  Омске Ту-2 собрали 9 декабря 1941 года. В  воздух  он  поднялся в  январе. Не было никаких  митингов, газетных  репортажей, событие не афишировалось, хотя заводчане знали, что вот-вот  их  первенец поднимется на крыло. Весть, что самолёт  в  небе, мгновенно облетела цеха, многие высыпали на территорию. Это была победа. Маленькая в  масштабе страны, но значительная для них: рабочих, инженеров, технологов, москвичей и сибиряков. Боевая машина не делала праздничных  кругов, буднично и всё же победно пролетела над  территорией завода и взяла курс… нет, не на запад. Заводская лётно-испытательная станция ещё строилась на восточной окраине города, машины испытывали и доукомплектовывались вооружением и электро- и радио оборудованием  в  Куломзино, на поле лётно-технического училища. Туда перелетел Ту-2.2

 Казалось бы, после испытаний прямо из воздушных  ворот  завода лететь на фронт, но и второй, и третий, и десятый самолёт  оставались в  Омске. Судьба Ту-2 складывалась нелегко. Как  видно из выступления главного инженера завода Полонского на конференции 28 июня 1942 года: «Все самолеты, собранные к  тому времени ещё живут  на заводе. Налегке с  заводского аэродрома они перелетают  в  Куломзино» и там, на лётно-испытательной станции, проводится доводка, наземная обработка, лётные испытания.2

15  февраля 1942 года начались первые испытания первого омского бомбардировщика. Заводские лётчики-испытатели Пауль и В. В. Карпов проверили в  небе надёжность боевой машины, т. е. как  сработал  завод.

Уже летом 1942 года три самолёта были подготовлены к  государственным  войсковым  испытаниям. Завод  начал  серийное производство. Первым лётчиком-испытателем стал  М. П. Васякин, про которого А. Н. Туполев сказал: «Он дал  Ту-2 путёвку в  небо». Первым  командиром  132 БАП (бомбардировочного авиационного полка), оснащённого самолётами Ту-2 и вылетевшего на фронт, стал А. С. Хлебников. С  132 БАП начался боевой путь Ту-2.

Первый полк  бомбардировщиков  с  лётного поля ОЛТУ отправился на фронт лишь 15  сентября 1942 года. Его путь лежал  на Калининский фронт в  Третью Воздушную армию, которой командовал  бывший шеф-пилот КБ Туполева генерал-майор Н. М. Громов. На проводах  авиаполка присутствовали директор  Л. П. Соколов, главный инженер  Н. И. Полонский. А. Н. Туполев, С. П. Королёв, рабочие, курсанты и командиры летного училища. С  напутственным  словом  перед  лётчиками выступил  А. Н. Туполев: «Провожаю вас  с  надеждой, что самолеты, в  которые мы вложили все знания, способности, умения помогут  освободить русскую землю от завоевателей».2

В  конце 1942 года, когда были закончены войсковые испытания Ту-2 (только акт  не подписан), когда завод  благодаря титаническим  усилиям рабочих  и инженеров  в  тяжелейших  условиях  подошел  к  ритмичному выпуску прекрасных  машин, был получен  приказ о прекращении их  производства. Заводу предписывалось перестроиться на выпуск  истребителей Як.

Туполевский бомбардировщик  начали выпускать в  Москве в  середине 1943 года. За время вынужденного перерыва в  серийном выпуске Ту-2, ОКБ под  руководством  А. Н. Туполева, непрерывно, не теряя времени,  продолжало совершенствовать самолёт. За это время был  создан  стандартный тип самолёта Ту-2. Из него при минимальных  изменениях можно было получить самолёты различного назначения

Ту-2 был признан  лучшим  фронтовым  бомбардировщиком  Второй мировой войны. За годы войны удалось сделать 800 машин. Всего было построено  2 527 машин различных  модификаций.3

За разработку Ту-2 А. Н. Туполеву в  1943 году была присуждена Государственная премия 1 степени.

Имя А. Н. Туполева увековечено в  памяти омичей. На производственном  объединении «Полёт» установлена мемориальная доска. Ветераны завода «Полёт» помнят  и чтят  память о выдающемся конструкторе. Встречаясь со школьниками, рассказывают  о легендарных  днях  создания самолёта и о его создателях. Одна из площадей города носит имя Героя Социалистического Труда Андрея Николаевича Туполева.

___________________________________________________

 

  1. Из воспоминаний ветерана ПО «Полёт» Громыхалина Григория Ильича
  2. Каня Э.В., Елтышева Л.В. Высота полёта.- Омск, ООО «Издательский дом Наук», 2006г.
  3. Самолёты Победы. - Машиностроение, 2005г.

 

   

Календарь событий

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»