Т. В. Рептюх,
преподаватель
БОУ СОШ № 55,
г. Омск
Встреча с ветераном Производственного Объединения «Полет» Григорием Ильичом Громыхалиным дала возможность узнать о судьбе трижды Героя Социалистического Труда Андрея Николаевича Туполева, который в годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 год работал генеральным конструктором самолётов на авиационном заводе в городе Омске.
Жизнь конструктора – это жизнь созданных им машин. Когда думаю о машинах Андрея Николаевича Туполева, то удивляюсь, как их много! Пожалуй, больше чем у Туполева, нет ни у одного известного конструктора во всей мировой авиации.
История создания и боевого применения Ту-2 берёт начало в Большово, за колючей проволокой. Он значился как «проект 103». Андрею Николаевичу Туполеву поручили работу по созданию проекта «103». В сжатые сроки А. Н. Туполев выработал проект двухмоторного бомбардировщика и предложил своё решение высшему руководству. В октябре 1940 года был построен первый экземпляр самолёта. 29 января 1941 года лётчик-испытатель М. А. Нюхтиков провёл испытания самолёта «103».
В соответствии с протоколом № 9 от 19 июня 1941 года заседание Президиума Верховного Совета СССР А. Н. Туполев и все те, кто находился с ним в заключении, освободились.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
22 июня Андрей Николаевич появится дома в московской квартире, времени хватит лишь собрать вещи и с семьёй эвакуироваться в Омск, куда в июле-августе отправят его конструкторское бюро.
В городе Омске Туполеву выделили квартиру в благоустроенном доме № 33 по проспекту Маркса. Эта трёхкомнатная квартира, окна которой выходят на три стороны - во двор дома, на проспект Маркса и улицу Масленникова.
Ветеран ПО «Полёт» Григорий Ильич Громыхалин вспоминает: «А. Н. Туполев умел направить коллектив на работу по поиску и выдвижению новых идей и путей их реализации. Он сам умел и научил своих конструкторов оценивать и воспринимать чужие идеи, но принимать к реализации только то, что научно обосновано, доказано фактами. Он говорил: «Меня не интересует, что ты думаешь. Меня интересует, что ты узнал, увидел, понял, что ты сделал». А. Н. Туполев искал и учил искать до тех пор, пока не придёт решение вопроса. Он преодолевал трудности сам, вместе с коллективом, а если случалось, что была допущена ошибка - это в новом деле практически неизбежно – брал ответственность на себе и со свойственной ему энергией устранял понятые ошибки, находил пути правильных решений».1
Для работы КБ отвели часть площадей управления Иртышского пароходства. Появилась возможность оборудовать второй кабинет конструктору. Главный мог теперь работать в здании лётного училища, которое находилось на территории Кировского района. С середины октября авиазавод вошёл в нормальный производственный режим, в сборочном цехе из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, начали собирать первый омский Ту-2, частично под открытым небом.
Первый в Омске Ту-2 собрали 9 декабря 1941 года. В воздух он поднялся в январе. Не было никаких митингов, газетных репортажей, событие не афишировалось, хотя заводчане знали, что вот-вот их первенец поднимется на крыло. Весть, что самолёт в небе, мгновенно облетела цеха, многие высыпали на территорию. Это была победа. Маленькая в масштабе страны, но значительная для них: рабочих, инженеров, технологов, москвичей и сибиряков. Боевая машина не делала праздничных кругов, буднично и всё же победно пролетела над территорией завода и взяла курс… нет, не на запад. Заводская лётно-испытательная станция ещё строилась на восточной окраине города, машины испытывали и доукомплектовывались вооружением и электро- и радио оборудованием в Куломзино, на поле лётно-технического училища. Туда перелетел Ту-2.2
Казалось бы, после испытаний прямо из воздушных ворот завода лететь на фронт, но и второй, и третий, и десятый самолёт оставались в Омске. Судьба Ту-2 складывалась нелегко. Как видно из выступления главного инженера завода Полонского на конференции 28 июня 1942 года: «Все самолеты, собранные к тому времени ещё живут на заводе. Налегке с заводского аэродрома они перелетают в Куломзино» и там, на лётно-испытательной станции, проводится доводка, наземная обработка, лётные испытания.2
15 февраля 1942 года начались первые испытания первого омского бомбардировщика. Заводские лётчики-испытатели Пауль и В. В. Карпов проверили в небе надёжность боевой машины, т. е. как сработал завод.
Уже летом 1942 года три самолёта были подготовлены к государственным войсковым испытаниям. Завод начал серийное производство. Первым лётчиком-испытателем стал М. П. Васякин, про которого А. Н. Туполев сказал: «Он дал Ту-2 путёвку в небо». Первым командиром 132 БАП (бомбардировочного авиационного полка), оснащённого самолётами Ту-2 и вылетевшего на фронт, стал А. С. Хлебников. С 132 БАП начался боевой путь Ту-2.
Первый полк бомбардировщиков с лётного поля ОЛТУ отправился на фронт лишь 15 сентября 1942 года. Его путь лежал на Калининский фронт в Третью Воздушную армию, которой командовал бывший шеф-пилот КБ Туполева генерал-майор Н. М. Громов. На проводах авиаполка присутствовали директор Л. П. Соколов, главный инженер Н. И. Полонский. А. Н. Туполев, С. П. Королёв, рабочие, курсанты и командиры летного училища. С напутственным словом перед лётчиками выступил А. Н. Туполев: «Провожаю вас с надеждой, что самолеты, в которые мы вложили все знания, способности, умения помогут освободить русскую землю от завоевателей».2
В конце 1942 года, когда были закончены войсковые испытания Ту-2 (только акт не подписан), когда завод благодаря титаническим усилиям рабочих и инженеров в тяжелейших условиях подошел к ритмичному выпуску прекрасных машин, был получен приказ о прекращении их производства. Заводу предписывалось перестроиться на выпуск истребителей Як.
Туполевский бомбардировщик начали выпускать в Москве в середине 1943 года. За время вынужденного перерыва в серийном выпуске Ту-2, ОКБ под руководством А. Н. Туполева, непрерывно, не теряя времени, продолжало совершенствовать самолёт. За это время был создан стандартный тип самолёта Ту-2. Из него при минимальных изменениях можно было получить самолёты различного назначения
Ту-2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны. За годы войны удалось сделать 800 машин. Всего было построено 2 527 машин различных модификаций.3
За разработку Ту-2 А. Н. Туполеву в 1943 году была присуждена Государственная премия 1 степени.
Имя А. Н. Туполева увековечено в памяти омичей. На производственном объединении «Полёт» установлена мемориальная доска. Ветераны завода «Полёт» помнят и чтят память о выдающемся конструкторе. Встречаясь со школьниками, рассказывают о легендарных днях создания самолёта и о его создателях. Одна из площадей города носит имя Героя Социалистического Труда Андрея Николаевича Туполева.
___________________________________________________
- Из воспоминаний ветерана ПО «Полёт» Громыхалина Григория Ильича
- Каня Э.В., Елтышева Л.В. Высота полёта.- Омск, ООО «Издательский дом Наук», 2006г.
- Самолёты Победы. - Машиностроение, 2005г.