А. Е. Лыткин,
заведующий музеем
истории науки и техники
Зауралья ТюмГНГУ,

Т. М. Исламова,
к. и. н., старший научный
сотрудник  НИИ истории
науки и техники ТюмГНГУ

 

3  июля 2012 года в  городе Тюмени состоялось заметное событие – открытие зала «История авиации, космонавтики, моторо- и ракетостроения» в  музее истории науки и техники Зауралья (ИНТЗ) Тюменского государственного нефтегазового университета. В нём  принимали участие представители областных  и городских  органов  законодательной и исполнительной власти, общественности, вузов  города, ветеранов  авиации, работников ОАО «Тюменские моторостроители» - героев  экспозиции. Событие освещали 12 телерадиокомпаний и других средств  массовой информации. Открытие было приурочено к  двум важным  датам  в истории края: 50-летию со дня рождения Тюменского моторного завода (ныне ОАО «Тюменские моторостроители»), и 100-летию со дня первого полёта над  городом Тюменью русского авиатора Александра Алексеевича Васильева.

50 лет назад, 11 июня 1962 года было принято решение Совета Министров СССР о строительстве в  Тюмени завода по производству авиационных двигателей, который стал  флагманом  тюменского машиностроения. А 100 лет назад, 19 июня 1912 года (2 июля по новому стилю) авиатор  А. А. Васильев  дважды поднялся над ипподромом  на самолёте типа «Блерио».

Цель экспозиции – познакомить студентов  вуза, жителей и гостей областного центра с  важными событиями из истории авиации, турбо-моторо- и ракетостроения в  крае, сопряжёнными с  жизнью Отечества, показать уникальную подлинную продукцию высокотехнологичного производства - моторостроения, организованного в  сложных  условиях, но игравшего исключительно важную роль в  укреплении обороноспособности страны и во многом  обеспеченного специалистами Тюменского машиностроительного техникума, Тюменского индустриального института (ТИИ) – Тюменского государственного нефтегазового университета.

Автором  проекта является В. Е. Копылов, директор  НИИ и музея, в  разработке отдельных разделов  и монтаже экспозиции принимали участие А. Е. Лыткин, заведующий музеем, Д. Исламова, с.н.с. НИИ ИНТЗ, З.Ш. Мавлютова, м.н.с. музея, Д. А. Лыткин, специалист  музея.

Материал  для экспонирования собирался в  течение нескольких  десятилетий, использовались разные способы комплектования. Изучались публикации в  газетах, журналах, Интернет-ресурсы, литература, особое внимание обращалось на мемуарные издания, иллюстрации, фото. В  экспозиции использованы богатые личные архивы, книги, музейные предметы В. Е. Копылова, Геннадия Алексеевича Лыткина, ныне покойного, жившего в  годы Великой Отечественной войны в  городе Заводоуковске. 17-летний подросток, слесарь-сборщик, а затем – помощник машиниста Гена Лыткин по просьбе Александра Сергеевича Москалёва, директора, главного авиаконструктора планёрного завода, запустил  в  чрезвычайно короткие сроки паровую машину и электрогенератор  и тем  самым  обеспечил  выпуск  первого военного планёра всего лишь через две недели после прибытия оборудования в  Заводоуковск. Гена Лыткин  дружил  с  курсантами, особенно, с  Володей Комаровым, будущим  космонавтом, дважды Героем  Советского Союза. Впоследствии судьба ещё раз свела в  Ленинграде на заводе «Техприбор» старых  друзей. Это было в  1966 году, незадолго до гибели Владимира Михайловича.

Значительно обогатили экспозицию материалы, привезённые из научных  экспедиций музея ИНТЗ, которые проводились 3-4 раза в  год под  руководством  директора В. Е. Копылова, с  участием  А. Е. Лыткина. Так, в  частности, появились обтекатель винта гидросамолёта Ан-2 50-60-х годов, поднятый со дна озера Андреевского Тюменского района (экспедиция 1989 года); фотоматериалы и фильтр  для очистки радиоактивного воздуха, рассказывающие о факте размещения и функционирования Богандинской базы ракет  стратегического назначения с  1963 по 1976 год (экспедиция музея ИНТЗ 1977 года, фото А. Е. Лыткина); фото с  изображением турбинного колеса мельницы начале ХХ века, изготовленного на заводе С .А. Балакшина, и фрагмент мельничного сита (хутор  Мельница на р. Пышма и д. Жиряково, р. Тавда, экспедиции 1995 года).

Важным  для создания зала стало межмузейное сотрудничество. Значительное число документов  и фотоматериалов  о жизни и деятельности С. А. Балакшина, талантливого инженера - конструктора гидротурбин, основателя машиностроения Зауралья в  начале ХХ века, владельца Курганского турбиностроительного завода Тобольской губернии предоставил  Курганский областной краеведческий музей. В  связи с  20-летием Заводоуковского музея появился альбом  рисунков  курсанта Евгения Петровича Куркова о жизни в  школе лётчиков  в  1941-1944 годах. Эти материалы также использованы в  экспозиции.

Подавляющее большинство экспонируемых в  зале предметов – это дары частных лиц, кафедр  вуза, предприятий.

Комплексы материалов подарены Владимиром Ильичом Шарпатовым, Героем России (журналы об авиации, книги, планшетка, фотографии и копии документальных материалов); модель биплана конца 20-х годов, изготовленная на Филиппинах - дар Нижада Вердизаде и Елены Никифоровны Коноваловой (Швеция, 2012 год). Владимиром  Ивановичем Граковым, исследователем-любителем, составившим  в  электронном  варианте летопись истории мировой космонавтики с  1957 по 2012 год (объём  более 60 000 стр.), передана коллекция значков  по истории космонавтики, книги, диск  о запусках  ракет и о В. М. Комарове с  включением  документального материала. Большую ценность представляют знаки, сувениры и альбом  с  подлинными фотографиями о становлении деятельности Тюменского моторного завода, первых  достижениях  по выпуску двигателей для авиапрома, принадлежавшие Равилю Мирхасановичу Биккину, герою экспозиции, выпускнику Тюменского машиностроительного техникума1961 года, проработавшему на моторном  заводе более 30 лет. В  материалах, переданных  Сергеем Николаевичем Карповым, просматривается одно из перспективных  направлений развития современной авиации – малая авиация. С. Н. Карпов, выпускник ТИИ 1983 года, главный конструктор  самолёта-амфибии СК-12 «Орион», директор  Тюменского научно-производственного центра авиации общего назначения, подарил  музею обтекатель шасси СК-12, фотографии и диск  с  фильмами о полётах  самолёта-амфибии. Неоднократно поступали материалы от Николая Леонидовича Чупиро, общественного корреспондента газеты «Тюменская правда».

В  1988 году военная кафедра ТИИ передала в  музей фильтр  для ракетного топлива. В  экспозиции представлено много разной авиационной аппаратуры, среди которой радиостанция Р-842 – дар  аэропорта Плеханово. Сотрудники аэропорта также безвозмездно передали лыжу и кресло самолёта Ан –2, лопасти винта вертолёта.

Перед  самым  открытием  зала весомый подарок  поступил  от электромеханического завода Тюмени. В  двух витринах  разместилась продукция предприятия, которое более 50 лет с  1959 года изготавливает  различное оборудование для авиационной промышленности (электродвигатели, реле, датчики). В  экспозиции представлен также выпуск  предметов  широкого потребления в  разные периоды жизни завода.

Реализации идеи о создании зала авиации, давно вынашиваемой В. Е. Копыловым, способствовал  счастливый случай. В  2010 году Александр  Васильевич Неживых, технический директор  ОАО «Тюменские моторостроители», работающий на предприятии более 40 лет, непосредственно участвовавший в  освоении оборонных  заказов  и гражданской продукции, выпускник  ТИИ 1972 года, сокурсник-одногруппник В. В. Новосёлова, ректора ТюмГНГУ, предложил  в  дар  университету 8 изделий моторного завода: 7 моторов  и форсажную камеру для самолётов и ракет. Вуз с  благодарностью принял  и разместил  для обозрения уникальную продукцию, ставшую основой экспозиции зала.

По периметру и в  центре зала расположены масштабные оригинальные предметы:

  1. Турбореактивный двигатель РУ 19А-300, выпущенный в  1967 году и предназначенный для самолётов  типа Ан-24, Ан-26, Ан-30 в  качестве дополнительной установки и энергоузла. Его выпуск  фактически прекращён, но ремонт  осуществляется до настоящего времени, он  продлил жизнь Ан-24 на 40 лет.
  2. С  1973 по 1983 год с  конвейера завода выходит  маршевый двигатель 3Ц4М2 для самоходной установки СПУ-2П24М1 зенитно-ракетного комплекса «КРУГ» противовоздушной обороны.
  3. В  1974 году освоен  выпуск  форсажной части (камера сгорания) двигателя АЛ21-Ф3 - самой сложной части мотора для истребителей Су-24 и МиГ-29, в  1988 году её производство передано Украине.
  4. В  центре зала установлен  подъёмно-маршевый двигатель Р27В-300 самолёта палубного базирования Як-38 с  вертикальным  взлётом  и посадкой, эксплуатировавшегося на тяжёлых  авианесущих  крейсерах «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал Горшков». Время выпуска: 1978 - 1990 годах. Такие двигатели производились в  двух  городах  мира: Тюмени и Лондоне. Для его создания (длина мотора – около 4 м, высота – 1 м 90 см, вес – около 2 т) необходимо было сконструировать и изготовить 2,5тыс. деталей и 20 тыс. приспособлений. В  экспозиции отражены трудности монтажа подобных предметов – доставка в зал  через оконный проём.
  5. Маршевый двигатель 3Д83 противокорабельный ракеты «Москит» выпускался с 1980 по 1992 год «Москит» - сверхзвуковая низковысотная самонаводящаяся ракета – предназначен  для поражения надводных  кораблей и транспортов, устойчив  к  разрушающему действию ядерного взрыва, единственный в  мире, скорость полёта которого на малых  высотах  превышает  скорость звука в  несколько раз. Маршевая высота полёта около 20 м, при подходе к  цели происходит  снижение до 7 м над  гребнем  волны. «Москит» пробивает  корпус любого корабля и взрывается внутри. Длина ракеты - 9,385 м, размах  сложенных  крыльев - 1,3 м, раскрытых – 2,1 м, стартовый вес – 3 950 кг, вес фугасной боевой части – 300 кг, из них 150 кг – мощного взрывчатого вещества. Дальность стрельбы – от 10 до 120 км.
  6. Маршевый двигатель 9Д140 ракеты С-300В противоздушной обороны, изготавливался с 1983 по 1992 год.

7). Годы выпуска маршевого коротко-ресурсного двигателя КР-23 стратегической сверхзвуковой крылатой ракеты «Метеорит»- 1985-1992. Длина фюзеляжа ракеты – 12,8 м, размах крыла – 5,1 м, высота полёта – 22-25 км, скорость – 3 500 км/ч, дальность полёта – не менее 5 000 км. Ракета оснащена специальной аппаратурой, создающей за самолётом-снарядом  длинный шлейф ионизированного воздуха, препятствующий точному наведению зенитных  ракет  (плазменные стелс-технологии). «Метеорит» может  стартовать из контейнера подводной лодки, с самолёта и наземной пусковой установки.

 8). Выпуск  последнего двигателя ВД-100 - вспомогательной установки для обеспечения электроэнергией и запуска основных  двигателей самолётов  Ил-114 и Ил-114Т совпал  с  трудными годами перехода к  рыночной экономике - 1992-1996 годами.

Итак, в  течение первых  30 лет Тюменский моторный завод  производил  высокоточную продукцию, которая считается самой сложной в  промышленности: авиационные и ракетные двигатели. Номенклатура изготавливаемых деталей в  80-е годы ХХ в. достигала 49 тысяч. В  конце 80-х и до 1991 года одновременно испытывали 7 типов  различных  авиационных  двигателей. На пике развития (1987-89 годы) на заводе насчитывалось около 8,5 тыс. работающих. Производилось в  год: двигателей РУ19-300 для самолёта Ан-24 до 500 комплектов; форсажных  труб для Су-24 и МиГ-29 – более 800 шт.; двигателей 3Ц4М2 для зенитно-ракетного комплекса «Круг» 1 800 шт. и др.

Тюменский моторный завод  выпускает  гражданскую продукцию: с  1965 года клеточные батареи для птицеводческих  хозяйств, в  настоящее время – на уровне европейских  стандартов; с  1967 году – диски сцепления для автомобиля «Москвич» (в  80-е годы - 480 тыс. в  год). Сейчас производится более 50 различных  видов муфт  сцепления; с  1989 года - самоходные тележки для агропрома; с 1991 года - оборудование для нефтяников. Ведётся восстановительный ремонт  газотурбинных  двигателей судового типа для перекачки газа и мн. др. Обо всём этом  рассказано в  экспозиции.

Высокотехнологичное производство требовало высококвалифицированных  специалистов, которые в  основном  готовились в  учебных  заведениях  города Тюмени, в  частности, Тюменском машиностроительном  техникуме, ТИИ – ТюмГНГУ. Экспозиция включает  материал  о значительном  вкладе этих  учебных  заведений в  подготовку специалистов  завода. Мониторинг, проведенный ТИИ в  1984-85 годах, выявил, что на Тюменском  моторном  заводе в  то время работало более 3 000 выпускников вуза, а в  течение всего периода эта цифра значительно выше.

Структура экспозиционного материала, расположенного по периметру стен  зала, построена по хронологическому принципу.

Первые два стенда посвящены деятельности С. А. Балакшина. Следующие три стенда рассказывают  о начальном  периоде авиации, первом  полете авиатора А. А. Васильева над  Тюменью в  1912 году и первых  шагах  авиации в  крае в  20-30 годы. Показана роль легендарной  личности Эдуарда Мартыновича Лухта (1893– 1940), эстонца по национальности, в 1927 году командира лётного звена Первой советской воздушной полярной экспедиции на остров  Врангеля и воздушного перелёта по маршруту бухта Тикси – Якутск – Иркутск (7 500 км), затем  с  1938 по 1940 год - командира Обского отдельного отряда Гражданского Воздушного Флота, много сделавшего для авиационного освоения Тюменского Севера. Им  открыты регулярные авиалинии до Тобольска, Ханты-Мансийска (Самарово), Берёзово, Салехарда и многих  других населённых  пунктов. Необходимо отметить подборку материала о малоизвестном  факте – проведении в  июле 1931 года международной научной полярной экспедиции дирижабля «Граф Цеппелин», стартовавшей из Фридрихсхафена (Германия) и пролетевшей по арктической трассе Ленинград  – Архангельск - Земля Франца Иосифа - Северная Земля - Таймыр – Диксон - Новая Земля – Архангельск – Ленинград.

 Далее пять стендов  посвящены важным  событиям  в  крае во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов деятельность школы  военных  лётчиков  в  Заводоуковске, где учились будущие космонавты Владимир  Михайлович Комаров  и Лев  Степанович Дёмин, показано сотрудничество нашего вуза со Звёздным  городком, в  частности выполнение заказа на изготовление в  1979-1981 годах учебного телевизионного класса с  телевизорами цветного изображения и пультом  управления для подготовки космонавтов; экспонируются материалы об эвакуированном  заводе  № 499 в  Заводоуковск, директором  и главным  конструктором  которого был А. С. Москалёв, об испытаниях  в  1942 года первого реактивного самолета БИ-1 лётчиком-испытателем  Г. Я. Бахчиванджи в  Кольцово под  городом Свердловском (ныне Екатеринбург); отражена также работа конструкторского бюро Олега Константиновича Антонова (1906-1984) в  Западной Сибири и в  городе Тюмени (1941-1942).

Достойное место (три стенда и напольная витрина) в  экспозиции музея заняли материалы послевоенного периода, особенно, годы открытия и становления Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, где авиация играла  зачастую ключевую роль в  решении многих  производственных  задач. Весьма убедителен комплекс подлинных  материалов  о лётчиках, вертолётчиках – Героях Социалистического Труда, внёсших  огромный вклад  в  освоение нефтегазовых  богатств  Тюменского Севера, используются макеты самолётов  и вертолётов.

Завершает  экспозицию стенд  о размещении в  Тюменском районе Богандинской базы ракет стратегического назначения и три стенда о деятельности Тюменского моторного завода – ОАО «Тюменские моторостроители».

В  экспозиции использованы редкие экспонаты: памятный адрес  с  подлинной подписью О. К. Антонова, дореволюционные издания книг  об авиации, чёрный ящик, головка самонаводящей ракеты, подобной той, что сбила в  1960 году разведывательный самолёт  Пауэрса над  городом Свердловском, американская радиоаппаратура, поступившая в  годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу, американский опреснитель морской воды для военных  летчиков  времен  Второй мировой войны и другое.

Существует  ряд  проблем, решение которых  значительно улучшит  экспозицию. Она во многом  могла выиграть при условии привлечения к  созданию зала художников  для разработки художественного решения и его воплощения в  натуре, применения современного музейного оборудования и аудиовизуальных  и мультимедийных  средств, тем более, что уже скомплектован для этого документальный и научно-популярный материал. Требует  дальнейшей более глубокой научной разработки тема «Роль авиации в  развитии края в  послевоенный период  и в  освоении нефтегазовых  месторождений Западной Сибири». Необходимо продолжить работу по составлению и научному редактированию пояснительных текстов  и аннотаций. Однако, главной проблемой остается крайне небольшая площадь, отведенная для экспонирования уникальной коллекции и раскрытия этой очень важной сферы деятельности.

   

Календарь событий

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»