Л. И. Кривицкая,
краевед, внучка Е. Н. Дружининой,
г. Заводоуковск
Моя бабушка Екатерина Николаевна Дружинина создавала первую среднюю школу в пос. Заводоуковский, а затем долгие годы была её бессменным директором и учителем истории. Работал учителем химии и мой дедушка, Константин Михайлович Дружинин, которого я, к сожалению, в живых не застала, но мне много о нём рассказывали. Сама я педагогом не стала, но выросла окружённая особой атмосферой, и это наложило отпечаток на всю мою жизнь.
Когда-то осевшие в Сибири декабристы открывали школы для местных ребятишек, обучая их всему, что знали и умели сами. Потом юные дворянки, едва окончив гимназию, ехали в глухие деревни, чтобы сеять там семена разума. После революции их примеру последовали выходцы из небогатых семей, получившие при новой власти возможность учиться и стремящиеся применить полученные знания на деле. Именно так в 1926 году попали из Костромской губернии на сибирскую землю мои бабушка и дедушка, и она стала для них вторым домом. Отец бабушки, мой прадед, служил лесником - объездчиком, его жена, моя прабабушка, была портнихой. В семье росло шестеро детей, жили очень скромно, но дружно. Дедушка, рано лишившись родителей, вообще воспитывался в приюте. Оба они окончили Костромское училище: бабушка - педагогическое отделение, дедушка - агрономическое. Там познакомились, а затем поженились.
Моя жизнь сложилась так, что уехав после окончания школы в Омск и прожив там более 30 лет, я снова вернулась в родной Заводоуковск. Похоронив всех своих родных, я стала разбирать семейный архив и буквально погрузилась в мир, знакомый мне с детства.
Бабушка часто брала меня с собой в школу, у нас постоянно бывали учителя, а семья Темпель были нашими добрыми соседями. Когда бабушка вышла на пенсию и оставила работу в школе, она посвятила себя внукам, но продолжала при этом заниматься общественной деятельностью. Дверь в нашем доме практически не закрывалась: люди шли за советом и помощью, собирались бывшие выпускники, а письма и открытки приходили пачками.
Я застала многих педагогов того поколения, у некоторых из них мне довелось учиться. И сейчас, глядя на всё уже с высоты прожитых лет, я не перестаю удивляться тому, что в детстве мне казалось само собой разумеющимся, и что можно назвать забытым словом - подвижничество. Это были люди, одержимые своей профессией, отдающие любимому делу все свои душевные силы, иногда даже в ущерб собственной семье. Хотя, наверное, такое отношение родителей к работе и жизни воспитывает детей лучше, чем постоянная мелочная опека. Они фактически жили в школе, после уроков вели различные кружки, ставили пьесы и концерты, готовили для них костюмы, организовывали спортивные соревнования и школьные вечера, вели агитаторскую работу, участвовали вместе с учениками в уборочных кампаниях. Об этом много написано в книге «Памяти живые голоса», изданной в Заводоуковске.
Не везде тогда были клубы, библиотеки, и зачастую сельская школа являлась единственным культурным центром. Дети, росшие в бедности, тянулись к знаниям и, как говориться, выходили в люди, добиваясь успехов в разных сферах деятельности. Многие сами становились педагогами, принимая эстафету у своих учителей. И что разительно: какая-то деревянная школа с печным отоплением, работающая иногда в три смены, находящаяся в сибирской глубинке, давала такие знания, что её выпускники с первого раза поступали в любые вузы, в том числе и в столичные. О Заводоуковской средней школе знали даже в Москве и Ленинграде.
Сами учителя как истинные представители сельской интеллигенции отличались большой скромностью и не афишировали свои заслуги. Но мы, их ученики и потомки, не имеем права о них забывать. Недавно меня неприятно поразил один факт, о котором рассказала знакомая, бывший педагог. Хоронили Михаила Ивановича Париса, старейшего учителя музыки и пения, когда-то хорошо известного в городе. От школы, где он проработал много лет, на похоронах присутствовало несколько учеников. Так вот мало того, что они вообще не знали, кто он такой, ещё выразили недовольство, что их послали хоронить «какого-то старика». Дальше, по-моему, ехать некуда...
Назову навскидку ещё ряд фамилий, причём не только отдельных педагогов, но и целых учительских семей и династий: Пестовы, Трофимовы, Кравчуки, Клеер, Старых, Колов, Веселовский, Дубровин, Кубышев, Леш, Власова, Казанкина, Мельникова, Хоба, Лакиза. Да разве всех перечислишь! Память моей бабушки увековечена, её именем названа улица, в средней школе № 1 создан музей. Но имена многих других, так же отдавших школе всю жизнь и выучивших не одно поколение заводоуковцев, некоторые из которых и ныне здравствуют, незаслуженно забыты и ничего не говорят даже нынешним работникам образования среднего возраста, не говоря уже о более молодых учителях и учениках. А ведь когда-то они были у всех на слуху. Столкнувшись с таким явлением и при этом владея некоторой информацией, я вдруг поняла, что не могу покинуть этот бренный мир, унеся всю информацию с собой. Это и подтолкнуло меня внести посильную лепту в местное краеведение и поделиться тем, что помню, используя сохранившиеся у меня документы, фотографии, предметы быта и памятные вещицы.
Я восхищена работой нашего краеведческого музея, который не только бережно собирает и хранит всё, связанное с историей нашей малой родины, но и активно доносит это до населения, в том числе и до молодёжи. И должно быть стыдно администрации нашего округа, что по сей день не нашлось для музея более нового и просторного помещения!
Кроме того, считаю, что в каждой школе, имеющей свою историю, должна быть хотя бы галерея портретов с именами и краткими биографиями тех, кто стоял у её истоков, а ещё лучше - школьный музей, чтобы сохранялись её традиции. Ведь происходит страшная вещь - прерывается связь поколений, как на уровне семьи, так и на уровне общества в целом. Современные дети растут иванами, не помнящими родства, и допустить этого нельзя.
Моя бабушка, как и многие её коллеги, прожила долгую, интересную, иногда сложную, но всё-таки счастливую жизнь. Она была востребована, её труд был не только по-достоинству оценён государством: её любили и уважали ученики, а это для учителя - самое главное. Сил было вложено немало, но и отдача была соответствующая - всеобщий почёт и уважение. Теперешним педагогам приходится работать совсем в других условиях. В наше нелёгкое время, когда человек труда, и учитель в частности, перестал чувствовать себя морально и социально защищённым. Жизнь радикально изменилась, нравится нам это или нет. И тем важнее не растерять тот дух, который возвышает человека над обыденностью, делает его лучше и чище, помогает пережить даже лихую годину и при этом остаётся человеком с большой буквы.
Сейчас стало модно ругать советское время. Конечно, куда удобнее современный пофигизм, когда все чем-то недовольны, но никто и пальцем не шевельнёт, чтобы попытаться что-то сделать или изменить. А ведь в наших силах остановить деградацию моральных устоев, пробить броню равнодушия и цинизма. И пример старых педагогов, светлая память о них должны помочь в этом. Если в каждой семье будут рассказывать детям, внукам и правнукам об их предках, рассматривать вместе старые альбомы с фотографиями и хранить семейные реликвии не в пыльных чуланах, а на самом почётном месте, если такой подход к воспитанию поддержат и школа, и общество, то, может быть, наша жизнь станет немного лучше.
В заключение позволю себе опубликовать стихотворение, написанное мной для встречи выпускников:
Нам этой тропинки весёлой
Знакомы любые изгибы,
Пришли мы сказать тебе, школа,
Спасибо! Спасибо! Спасибо!
Ты всякого помнишь немало:
Хватало и слёз, и улыбок,
Но нас ты любых принимала
Спасибо! Спасибо! Спасибо!