С. Ю. Сидорова,
директор ГАУК ТО
«Тобольский историко-архитектурный
музей-заповедник»
Когда в России, во второй половине XIX века возник широкий интерес к прошлому народов страны, Тобольск не остался в стороне от увлечения стариной: уже в 70-х годах здесь появились энтузиасты, увлеченные исследованием памятников глубокой древности и сбором археологических находок. Важную роль в изучении сибирских древностей сыграл и тобольский музей, который был основан 21 апреля (8 апреля по старому стилю) 1870г при поддержке губернатора Адриана Степановича Соллогуба. Первое его название – Музей тобольского губернского статистического комитета. Секретаря Тобольского губернского статистического комитета Ивана Николаевича Юшкова к созданию музея подвигла порученная губернатором подготовка Тобольской губернии к участию во Всероссийской мануфактурной выставке 1870г. При жизни основателя музей принял участие в двух выставках: в 1874 году – в С-Петербурге выставлялись прядильные растения для их обработки; в 1876 году – на 3-м Международном съезде ориенталистов было представлено более 100 археологических и этнографических предметов. На последней выставке Западно-Сибирское отделение по полноте представления экспонатов заняло 1-ое место, а коллекции Тобольского музея обратили на себя внимание европейских ученых. Первыми экспонатами музея стали предметы, привезенные И.Н.Юшковым с Обдорской ярмарки и приобретенные им во время поездок по территории губернии с целью сбора статистических данных. Коллекция музея включала предметы по археологии, этнографии и природе. Музей при Губернском статистическом комитете создавался не просто как хранилище древностей и реликтов, а как научное учреждение, с основанием которого связано было становление таких научных дисциплин как археология и этнография.
Время определяло значимость культурного заведения, прежде всего отношением к нему высших чиновников губернии и города. Так, действительный статский советник Владимир Александрович Тройницкий беспокоясь о сохранении и приумножении собранного И.Н. Юшковым, после преждевременной кончины оного, принял решение о его передаче бесценного материала директору Ветеринарно-фельдшерской школы Лыткину Н.А, который и стал первым хранителем музея.
Социальное назначение музея предопределяло внимание к нему не только державной власти, но и городского сообщества. Так, 4 июня 1887 года в день празднования 300-летия со дня основания Тобольска состоялась закладка фундамента для его здания, инициатором строительства которого стал Тобольский губернатор В.А. Тройницкий. В декабре 1888 года на пожертвования жителей Тобольска было построено здание по проекту архитектора Аплечеева, а весной 1889 года все экспонаты перевезены в новое помещение, приведены в порядок и размещены в 5-ти отделах: естественноисторическом, этнографическом, археологическом, промышленном и общеобразовательном.
10 апреля 1889 года музей в новом здании впервые открылся для посещения. А, становясь самостоятельным учреждением, он перешел в ведение Министерства Государственных имуществ.
7 октября 1891 года во время путешествия от Пирея до Владивостока и по рекам Сибири Тобольский Губернский музей посетил наследник царского престола Цесаревич Николай Александрович. Пораженный уровнем провинциального музея, и в знак благодарности за показ интересной коллекции цесаревич жертвовал хранителю музея Н.А.Лыткину золотые запонки, а библиотекарю С.Н. Мамееву – перстень с драгоценными камнями. Губернатору В.А. Тройницкому удалось использовать этот высочайший визит в целях повышения авторитета нового, и по его просьбе Цесаревич принял музей под свое Высочайшее покровительство и продемонстрировал заинтересованность в комплектовании фондов. При посещении музея он оставил автограф на мамонтовой пластинке, а из Омска отправил флаг, под которым совершал путешествие. Позже, в 1894 году возвратил находки с Искера, отправленные наследнику тобольским дворянином Бутаковым, а 11 июня 1893 года он подарил Тобольскому Губернскому Музею свой портрет в атаманском мундире и медную доску с памятной записью о его посещении.
Несомненно, в становлении этого общественно-культурного центра Западной Сибири огромную роль сыграли уникальные личности, так музейная деятельность Николая Модестовича Богдановича - председателя комитета ТГМ с 1892 по 1896 годы была направлена на преимущественное изучение естественноисторических и сельскохозяйственных условий губернии. С 1895 года наступает новый период формирования музейных коллекций. Музей преобразовался из хранилища раритетов в общественное учреждение, отвечающее потребностям населения. Николай Лукич Скалозубов впервые поставил всю деятельность музея на научную основу. Он организовал сельскохозяйственный отдел, отдел ихтиологии, отдел кустарной и заводской промышленности, художественный отдел. При музее была создана комиссия по изучению кустарных промыслов в губернии. В ее задачу входило не только исследование состояния дел, но и организация помощи мелким товаропроизводителям, «собирание коллекций». Несомненно, выставки, в которых принимал участие Тобольский Губернский музей, служили важным источником пополнения фондов это: Московская, 1895г., Курганская, 1895г., Всероссийская Нижегородская, 1896г., Парижская, 1900г., Западно-Сибирская в Омске, 1911г. По участию составлялись каталоги. На Парижской выставке музей получил Большую бронзовую медаль и Диплом. Стараниями губернского агронома-ученого музей получал работы известных художников-передвижников. Так одним из первых прислал свою работу «В лесу» художник А.Иванов. В дальнейшем прислали свои произведения и другие художники. Деятельность этого руководителя определила планомерность и методичность, как приоритетные направления, а научность с того периода - фундаментом исследовательского курса общественно-культурного института. Безусловно, сегодня можно считать, что эти годы в деятельности музея стали первоначальным этапом формирования частно-государственного партнерства в деле сохранения культурного наследия Сибирского края. Так как основным источником поступлений для формирования музейных коллекций до 1910 года были пожертвования от частных лиц, большинство из которых сотрудничали с музеем на протяжении многих лет и являлись членами музея. По инициативе распорядительного комитета музея с 1900 по 1927 годы проведено 37 экспедиций, результатом которых явились и предметы, отражающие быт проживающего на территории Западной Сибири населения, и фотографии, впоследствии вошедшие в состав сформированной в музее коллекции. В экспедициях принимали участие ученые-исследователи: Лев Евграфович Луговский - редактор «Ежегодника Тобольского губернского музея». Занимая пост заведующего метеорологической станцией при музее, он вел метеорологические наблюдения и в течение нескольких лет составлял гербарий флоры Тобольска, который и сейчас представляет несомненный научный интерес. Александр Николаевич Дунин-Горкавич (1854 – 1927 гг.), главный губернский лесничий, посвятивший свою жизнь изучению коренных народностей Тобольского Севера, написавший в свое время, что исключительной целью, ради которой он «потратил время, труд и средства, было - заинтересовать известную часть общества условиями быта обитателей края и обратить внимание надлежащих сфер на его положение». Исследователь на собственные средства ездил в экспедицию, развертывал исследовательскую работу, вкладывал деньги в издание Ежегодника Тобольского губернского музея. За составленную им карту Тобольского Севера был награжден Большой золотой медалью Русского географического общества. Весомый вклад в дело внес Борис Николаевич Городков коренной тоболяк, геоботаник, профессор, выдающийся исследователь Севера, участник двух десятков экспедиций с 1910 по 1923 годы. Его главный труд о природе тундровой зоны получил высокую оценку Л.С.Берга (президента Географического общества СССР, академика). Гербарий, собранный Б.Н. Городковым еще в гимназические годы, до сих пор считается одним из самых полных в окрестностях Тобольска. Необходимо отметить заслуги Василия Николаевича Пигнатти – консерватора, филолога, юриста, дважды сосланного в Тобольск в 1899 и 1903гг. В 1917г. Он, назначенный Временным правительством России Тобольским губернским комиссаром, исполняя обязанности казначея и секретаря распорядительного комитета Тобольского Губернского музея, проводил археологические раскопки, результаты которых были опубликованы в Ежегоднике за 1915г.
К началу 20 века Тобольский Губернский Музей наладил связи со многими русскими и зарубежными учеными и научными учреждениями: Национальным музеем в Будапеште, Национальным музеем в Вашингтоне, Фино-угорским обществом в Гельсингфорсе, с Обществом археологов, историков и этнографов Казанского университета, Московским университетом, Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого, Русским музеем, Румянцевским музеем, Ботаническим музеем, Академией наук, Императорским географическим обществом и другими. Таким образом, благодаря сборам научно-исследовательских экспедиций, в это время были сформированы богатейшие коллекции этнографии, археологии, гербарный и фото фонды. Создание в музее художественного отдела положило начало художественной коллекции. С 1893 по 1918 годы издавался свой печатный орган – «Ежегодник Тобольского губернского музея», к 1917 году был подготовлен «Краткий путеводитель по Тобольскому губернскому музею».
Дореволюционный период характеризовался коллегиальным управлением, поэтому, учреждение в это время имело высокий общественный статус и опыт сотрудничества с центральными и местными научными, государственными, общественными организациями. Так консерватор музея В. Н. Пигнатти в марте 1917 года избирался председателем комитета общественного спокойствия, а позднее – губернским комиссаром. Но политические катаклизмы этого года в полной мере сказались и на состоянии Тобольской губернии, города Тобольска, а также делах и чаяниях местной интеллигенции. С 1917 по 1920 годы власть в городе менялась 10 раз, разделяя горожан на сторонников и противников реформ. А 1918 год для музея был самым тяжелым. Финансовая поддержка в силу объективных причин не поступала, музей не имел средств заплатить за электроэнергию, купить дрова. Приобретение экспонатов резко сократилось, однако, именно в этот период фонды музея пополнились личными вещами семьи последнего императора Николая Второго, находившегося в Тобольской ссылке (переданы комендантом отряда особого назначения Е.С.Кобылинским); флагом весельного катера, на котором переезжал Иртыш наследник императорского престола, будущий Император Александр II при посещении Тобольска в 1837 году (передан Тобольской городской управой осенью 1917 года); и др. 11 октября 1919 года Тобольский Губернский Музей посетил адмирал Александр Васильевич Колчак со свитой, о чем свидетельствует оставленный автограф в книге посещений. Узнав о бедственном положении музея, он распорядился о выделении 15 тысяч рублей, которые тут же были вручены представителю. Символом времени была участь этой благотворительности: обесцененные деньги через несколько дней стали нумизматической коллекцией музея. В сложнейший для страны период управленческая функция состояла в том, что нужно было сохранить учреждение, предотвратив ликвидацию, ведь общественная значимость его выросла именно в эти годы, которые были отмечены неимоверным подъемом интереса к истории и многократным увеличением посещений в музее, как приезжими гостями, так и горожанами.
Новая эпоха развития музейного дела в крае была ознаменована идеологической трансформацией внутренней политики станы. Поскольку, Тобольск оставался центром исследования Обь-Иртышского Севера, музей был переименован в Музей Тобольского Севера. Первым директором музея при Советской власти с 1920 по 1929 год стал М. П. Тарунин, тоболяк, окончивший агрономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института. Будучи хорошим препаратором, таксидермистом, он изготавливал для экспозиции чучела и биогруппы, собрал большой материал по флоре и фауне, на протяжении многих лет проводил фенологические наблюдения. В 1929 году на Всесоюзном съезде фенологов М. П. Тарунин получил особую премию.
Музей Тобольского Севера, становясь преемником Тобольского Губернского Музея, сохранял традиции просветительской и краеведческой работы с населением. И если в предыдущих десятилетиях основной формой управления была коллегиальность, то в эти годы формировался поворотный порог организации в деле сохранения исторического наследия. Не общество управляло музеем, а музей должен был управлять процессом понимания и представления прошлого страны.
Несомненно, идеология нового общественного строя была определительным вектором в управлении учреждений культуры и формировала социальную эффективность деятельности, которая оценивалась количеством лозунгов, акций, агитационных конфигураций, рекламных прокламаций, но не качеством их содержания. И хотя продуктивность мероприятий носила глобальный размах, но результативность была минимальна, поскольку составляющая их не имела устоявшейся идейной основы, а цели и задачи социализации были направлены на реформацию традиционных ценностей, путем внедрения новых, контрастных и нарочито активных приемов. Действенность музея определялась именно общностью направлений и носила конкретные формы и достижения. Не смотря, на политические катаклизмы и общественные перипетии, как связующее звено в цепи передачи вечных ценностей, Тобольский музей оставался общественно-культурным и исследовательским центром Западной Сибири.