Е. О. Елсуфьева,
студентка филиала  ТГУ
 в г. Заводоуковске

 

В  любом  столетии независимо от сложившейся политической, экономической, социальной ситуации главным  был и остаётся человек. Здоровье человека - одновременно основной ресурс  развития общества и следствие его функционирования. С  точки зрения историко-антропологического подхода, человек  есть единственная реальная ценность, благополучие его определяет  социальный прогресс. Это обуславливает понимание здравоохранения как  своеобразного индикатора эффективности функционирования всех  систем  общества, в  том числе в  их  региональном  аспекте.

Под  здравоохранением  мы понимаем  систему государственных, общественных  и индивидуальных  мероприятий по лечению и предупреждению болезней. Рост  качества жизни, укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни людей – это главная цель, стоящая перед  системой здравоохранения – одной из сложнейшей отраслей, влияющей на экономическое развитие общества. Современное российское здравоохранение, как  и в  середине прошлого столетия, нацелено на то, чтобы оказываемые населению медицинские услуги были  доступными и качественными. Но в  отличие от принципов, реализовывавшихся ранее, сейчас осуществляется более прагматичный подход.

Наш  край – это частица России, бывшая Тобольская губерния - территория современной Тюменской области – самой большой области в  стране. Без изучения социально-экономических  аспектов  Тобольской губернии невозможно воссоздать картину становления здравоохранения в  российской глубинке. Именно в  20-30-х годах ХХ века система здравоохранения сформировалась в  том  виде, в  каком  она просуществовала в  России до 90-х годов.

Осмысливая и суммируя накопленные в  литературе сведения, можно констатировать, что проблема развития городского и сельского здравоохранения Западной Сибири в  довоенный период  не получила достаточного освещения в  научной литературе. Нет  ни одной  фундаментальной работы, системно и целостно рассматривающей и обобщающей данную тему, как  в  масштабах  страны, так  и в  границах  региона. Исследование данной темы возможно только по архивным  документам  того периода.

Цель этой работы - проанализировать архивные материалы по деятельности учреждений здравоохранения в  период  с  1921 по 1941 годы и выявить особенности управления, основные проблемы формирования лечебной сети.

Тобольская губерния в  начале XX века состояла из 10 уездов, с  населением  1 433 043 человек, Ялуторовский уезд имел населения 188 4501, а на начало 1920 года население составляло уже около 250 000 человек2. Медицинских  работников  на 1 января 1921 года по губернии было  2 7673 , к  15 августу 1921 численность составляла уже  2 986, из них  было только 40 врачей4, т. е. на 1 врача приходилось  6 250 человек. В  современной Тюменской областью с  населением  3 395 тыс. человек (2010)5 на одного врача приходиться 185,4 потенциальных пациента6 Это говорит  о нехватке медицинского персонала, а особенно дефиците медицинских  работников  с  высшим  образованием – врачей – в  довоенное время.

Исторически территория современного Заводоуковска входила в  состав Ялуторовского уезда (затем – района) с  центром  в  Ялуторовске. Именно здесь сначала развивалась сеть лечебных  учреждений, а уже позже в  Заводоуковске и в  других сёлах, посёлках, деревнях.

Рис 1. Количество медицинских работников в лечебных учреждениях по Тобольско-Тюменской губернии  за 1 января 1921 года

 

Из рис.1 мы видим, что на 1 января 1921 года в  Ялуторовском  уезде трудились 202 медработника (1 врач). В  Заводоуковске работал  только фельдшерский пункт, штат  которого состоял из 1 фельдшера.7

Чтобы более ясно представить тяжесть сложившейся кадровой ситуации, приведём  отрывок  из доклада здравотдела 1926/27 года: «…Здравотдел естественно взял  курс  на всё то, что живое работоспособное, незачерствевшее в  традиции рутины. Достойное старое и молодое… Продолжается подбор администраторов  и в  Здравотделе и по периферии. Вполне понятно, что указанная работа не может  при существующем  отношении быть уложена в  какие-либо сроки… Особо остро стоит  вопрос  в  сельской сети. В  подавляющем  числе районов Завмедучастками являются молодые врачи, с  небольшим  практическим  стажем, не авторитетные в  глазах  населения. И слабый авторитет  особенно подрывается «тонко-рассчитанными» выпадами старых  фельдшеров, которые всячески конкурируют  с  молодыми врачами. В  захолустных  Тюменских  районах оторванность от культурных центров, малая зарплата не привлекает  работников, тем  более врачей. Молодёжь из врачей – работающих  сейчас  в  районах, работают  в  большинстве случаев  по принципу – сколько его не корми, он всё в  город  рвётся… Фельдшерский состав  по сельской сети – распустился, пьянствует, занимается знахарством. Неоднократные случаи арестов, судебных  дел  и прочее…»8

В  скором  времени кадровый вопрос начал понемногу разрешаться. В  Ялуторовском уезде увеличилось число врачей, а также бюджет  учреждений здравоохранения (табл.1). К  примеру в  Ялуторовском районе в  1935 году он  составил  400 000, в  1936 – 613 200, а в  1937 - уже 1 008 300 рублей.9

 

Таблица 1

Отчёт по здравоохранению Ялуторовского района за 1935-1936 годы
и 1 квартал 1937
года10

 

ГОД

Районная больница

Амбулатория

Дет.-жен. консультация

Здравпункт лес. завода

Бюджет

Кол-во коек

Кол-во врачей

Бюджет

Кол-во посещений

Бюджет

Кол-во посещений

Бюджет

Кол-во посещений

Детский

Женский

1935

190449

65

2

41119

53426

10364

1430

3441

37500

18623

1936

220000

65

3

50500

49448

15700

5908

2590

15000

12536

1937

325000

77

3

63800

10268

20800

2166

1025

1300

2535

 

С каждым годом росло и финансирования в районе.

 

Таблица.2

Финансирование Ялуторовского райздравотдела

за период с 1937-1941 годы11

 

Лечебные учреждения

1937

1938

1939

1940

1941

Врачебно–амбулаторная помощь в городе

63800

72000

72600

88800

90000

Здравпункты в городе

26000

21000

26000

26500

28000

Больница в городе

326000

373000

390400

448000

500000

Детские ясли в городе

200800

253400

164900

198100

166200

Детские ясли в совхозах

29200

17200

24500

45000

48000

Больницы в с/м

52500

90000

92600

73000

85900

Другие

ВСЕГО:

982100

1127800

1154000

1229900

1318100

 

Разрешался вопрос  и с  заработной платой. В  1937 году у врача она составляла 475,8 руб., в  1938 –537,7 руб.,1939 – 561,5 руб.,1940 – 610,5 руб.12 Из таблицы 3 видно, что с 1935 по 1940 год рост  заработной платы был достаточно стремительный, особенно у младшего медицинского персонала.

 

Таблица.3

Рост заработной платы у медицинских работников13

 

Должности

1935

1940

Врач

200

300

В с/м

 

360

Ординатор городской больницы

375-400

До 500

Медсестра

70

185-205

Санитарка

41

95-105

 

На примере 1937 года более подробно говорится о расходах  фондов  заработной платы в  ялуторовских  медицинских  учреждениях.

 

Таблица.4.

Акт  о численности работников и расходов фондов заработной платы
по учреждениям  Ялуторовска. 1937
год14

 

 

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Число работников

Сумма заработной

платы всем работникам

Число работников

Сумма заработной

платы всем работникам

 

Число работников

Сумма заработной

платы всем работникамработникам

Число работников

Сумма заработной

платы всем работникам

На первое число

На  конец мес.

На первое число

На  конец мес.

На первое число

На  конец мес.

На первое число

На  конец мес.

Учреждения здравоохранения в городе:

Врачи

1

1

1455

1

1

930

6

6

7915

1

1

1455

Фельдшера

3

3

2370

4

4

3270

4

7

5561

5

5

3597

Акушерки

7

7

4665

3

3

2025

3

5

3636

4

4

2280

Сёстры

14

14

5853

22

21

11107,5

21

22

11361

16

16

9070

Весь персонал

120

120

51131,5

112

112

512334,7

112

142

63148

83

88

43335,2

Учреждения здравоохранения в сельской местности:

Врачи

-

-

-

-

-

-

1

1

1620

-

-

-

Фельдшера

9

9

5865

9

9

6057

9

10

6309

9

9

5307

Акушерки

2

2

2140

2

2

1140

2

5

2565

6

6

3405

Сёстры

-

-

-

6

6

1971

6

5

1905

3

3

1459

Весь персонал

36

36

12376,5

61

61

19745

61

61

21546

36

37

16524,5

ИТОГО

156

156

63857

173

173

70979,7

173

203

84694

119

125

59859,7

Адм.-управленческий персонал

7

7

4885

13

13

7613

13

13

7613

6

6

3120

 

С  увеличением  персонала увеличивается и количество коек  в  больницах. В  Заводоуковске в  1940 гоу работала больница на 10 коек  со штатом  13 человек15. С  увеличением  коечных  мест  увеличилось и ассигнование. Таким  образом,  рост  бюджетных  ассигнований на стационарное лечение по Ялуторовску поднялся в  1940 году на 238% против 1935 года, а против 1939 - на 6 %.16 Стали выделяться средства на капитальный и текущий ремонт. К  примеру, в  Ялуторовской районной больнице только у одного отделения было специализированное здание. Наибольшее количество средств, в  т. ч. на капитальный ремонт, выделили в  1937 году.

Рис.2. Рост  коечных  мест  в  больнице города Ялуторовска за период  с  1935  по 1941 год17

Рис.3. Рост  ассигнования медицинских  учреждений в  городе Ялуторовске за период  с 1935  по  1941 год18

Рис.4. Средства, отпускаемые медицинским  учреждениям  города Ялуторовска на капитальный и текущий ремонт  в  период  с  1935 по 1941 годы19

 

Таким  образом, можно сделать следующий вывод: сеть лечебных  учреждений Ялуторовского района прошла длинный и тяжёлый путь становления, столкнулась со следующими основными проблемами: нехватка врачей, помещений, маленькие зарплаты, нехватка финансирования. Но постепенно многое менялось, например, Заводоуковский фельдшерский пункт  со штатом  1 человек, превратился в  больницу с  персоналом 13 человек за 15-17 первых  лет советской власти.

В  настоящее время в  нашей стране, когда продолжается поиск  путей и способов  строительства новых  экономических  и социальных  отношений, особенно важно учесть отечественный опыт. Активное промышленное  развитие  западносибирского региона в  ХХ веке привело к  возникновению новых  городов, посёлков, ставших  основой для изменений условий жизни людей, в  том числе провоцирующих  ухудшение показателей здоровья. С этой целью акцент делался на профилактике, наращивании финансирования, числа учреждений и кадров  здравоохранения пропорционально росту населения.

Изучение законодательства страны позволяет воссоздать общеисторический контекст  развития сферы охраны здоровья и имеет  особое значение, поскольку в  советское время здравоохранение являлось исключительно государственной отраслью, финансировалось за счёт  бюджетных  средств, обеспечивалось необходимыми материальными и кадровыми ресурсами посредством  распределения и регулировалось административными методами.

______________________________________________________________

 

  1. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897г.
  2. ГУТО ГАТО Ф. Р-14. оп.1. д.69, л. 10.
  3. ГУТО ГАТО Ф. Р-14. оп.1. д.88, л. 27
  4. Там же, л. 58
  5. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/03-01.htm
  6. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/07-08.htm
  7. ГУТО ГАТО Ф. Р-14. оп.1. д.88, л. 26
  8. ГУТО ГАТО Ф. Р-15. оп.1. д.39, л.5
  9. ГУТО ГАТО Ф. Р-1183. оп.1. д.6, л. 109
  10. ГУТО ГАТО Ф. Р-1183. оп.1. д.6, лл. 109-114
  11. ГУТО ГАТО Ф. Р-1183. оп.2. д.4, лл. 1, 27
  12. Там же, лл. 28-29
  13. Там же, л. 30
  14. ГУТО ГАТО Ф. Р-1183. оп.1. д.6, лл. 7, 12-14
  15. Там же, л.16
  16. ГУТО ГАТО Ф. Р-1183. оп.2. д.4, л.31
  17. Там же, л.30
  18. ГУТО ГАТО Ф. Р-14. оп.1. д.69, л. 31
  19. ГУТО ГАТО Ф. Р-1183. оп.2. д.4, л. 31

 

 

 

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»