Д. С. Ермакова,
кандидат исторических наук,
преподаватель ТГАКИиС
Становлению единоверия в Зауралье в 30-40-е годы XIX века способствовала активная миссионерская деятельность в Пермской и соседних епархиях пермского архиепископа Аркадия и единоверческого священника из Екатеринбурга Алексея Георгиевского.
В феврале 1834 года архиепископ Пермский Аркадий сообщил Синоду о прошении старообрядцев Курганского, Ялуторовского и Каинского округов Тобольской и Томской губерний, желающих присоединиться к единоверию. До создания церкви и прихода старообрядцы просили разрешения привозить к себе для исправления треб единоверческого священника из с. Сосновского Пермской епархии. В ответ из Синода 20 марта 1834 года поступил указ удовлетворить просьбу старообрядцев, не дожидаясь предварительного согласия Тобольского архиепископа. Архиепископу Тобольскому в свою очередь было предписано обязать приходских священников тех мест, куда отправится единоверческий священник из Пермской епархии, оказывать ему полное содействие во взаимодействии с местными старообрядцами1.
11 апреля 1834 года последовал указ Синода, предоставлявший пермскому архиепископу полную свободу действий на территории Тобольской епархии в отношении обращающихся в единоверие2. Таким образом, создававшиеся единоверческие приходы находились в ведении благочинного единоверческих церквей с. Сосновского Шадринского округа Петра Кыштымова.
Первые единоверческие приходы в Тобольской губернии появились в с. Кодском Ялуторовского округа и с. Романовском Курганского округа.
В конце 30-х годах XIX века активизировалась деятельность по организации единоверческих приходов в Ишимском, Курганском и Ялуторовском округах. 31 декабря 1838 года Синод предписал «собрать без огласки достоверные сведения о тех из раскольников Курганского и Ялуторовского округов, которые изъявили готовность присоединиться к единоверию».
В конце 40-х годах XIX в. в Ялуторовском округе было образовано три прихода: в 1846 году – в с. Уваровском, в 1847 – в с. Сосновском (церковь построена в 1849 году), 1849 – в с. Крутихинском.
В селе Сосновском некоторые старообрядцы перешли в единоверие в 1838 и 1839 годах. В 1847 году по распоряжению архиепископа Георгия в селе был открыт единоверческий приход. Богослужение и все христианские требы, кроме литургии, отправлялись в находящейся в этом же селе старообрядческой часовне. В 1849 году из этой часовни устроили единоверческую церковь во имя Святого Пророка Ильи3. На момент строительства церкви в численность прихода составляла 1 234 человека.
В 1869 году в селе Сосновском была построена новая деревянная церковь4. В 1909 году на её месте построили уже каменную церковь. В 1906 году при Сосновской церкви была открыта церковно-приходская школа5.
К 1916 году в Тобольской епархии насчитывалось 16 единоверческих церквей, 15 из них находились под управлением Тобольского епархиального начальства и делились на два благочиния. Сосновская единоверческая церковь входило в благочиние ялуторовских и тюменской церквей. Возглавлял благочиние Владимир Бирюков6.
По количеству прихожан Сосновская единоверческая церковь занимала в Ялуторовском округе второе место после Кодской церкви (таблица 1). Наибольший приток к единоверческому приходу наблюдается в первое десятилетие после основания прихода, т.е. в период активного насаждения единоверия в Тобольской губернии.
Таблица 1
Численность единоверческих приходов Ялуторовского округа
в 1849 – 1918 году*
Округ |
1862 |
1900 |
||||
Население |
Единоверцы |
% |
Население |
Единоверцы |
% |
|
Ялуторовский округ |
159071 |
5414 |
3,4 |
194743 |
3544 |
1,8 |
*Посчитано: РГИА. Ф.796. Оп.440. Д.708. Л.171-172; ГУТО ГАТО. Ф. И-114. Оп.1. Д.43. Л.65; Д.89. Л.3-3 об, 7; Д.354. Л.23-24,30-31; Д.361. Л.1-4; Д.362. Л.1; Д.380. Л.1, 6-10; Д.385. Л.18об, 22об.-23, 27об.-28, 32об.-34, 36об.-37, 40об.-42, 47об.-48об; Ф. Р-4. Оп.4. Д.1762. Л.7об.-8, Л.35-38
**Данных нет.
В целом на протяжении второй половины XIX века численность единоверцев Ялуторовского округа не превышала нескольких процентов от общего количества населения. К концу XIX века численность единоверцев сокращается почти в два раза (таблица 2).
Таблица 2
Соотношение количества единоверцев к населению
в Ялуторовском округе во второй половине XIX века
Год Приход |
1849 |
1855**
|
1858 |
1898 |
1900 |
1918 |
с. Кодское |
~3000 |
1946 |
2542 |
722 |
674 |
407 |
с.Уваровское |
2633 |
1544 |
1662 |
643 |
826 |
954 |
с.Крутихинское |
- |
775 |
915 |
907 |
618 |
1132 |
с. Сосновское |
1234 |
1707 |
1911 |
1169 |
1202 |
** |
с.Бердюгинское |
- |
- |
- |
** |
224 |
344 |
с. Середкино |
- |
- |
- |
- |
- |
323 |
с. Савинское |
- |
- |
- |
- |
- |
115 |
Жили священники в домах, построенных за счёт прихожан. Дом священников Сосновской единоверческой церкви был построен на церковной земле7.
В начале XX в. Сосновская церковь имела 90 десятин пахотной и 9 десятин сенокосной земли, 3 десятин усадебной земли, 10 десятин составлял лесной участок. Большую часть земли священники сдавали в аренду местным крестьянам в среднем за 1,5 – 2 рубля за десятину в год 8.
Отношения единоверческих священников со своими прихожанами также оставляли желать лучшего. Одна из главных трудностей в общении с ними заключалась в дальности расстояний. Каждый приход включал в себя несколько десятков деревень, разбросанных далеко друг от друга. Так, например, священнику Уваровской церкви, чтобы добраться до своих прихожан, нужно было преодолеть от 2 до 120 верст, а священнику Сосновской церкви от 20 до 110 верст9.
Священник Сосновской церкви Василий Буров по неизвестной причине в 1858 году был переведён из единоверческого в православный прихода в с. Дубровское10.
На нового священника с. Сосновского Евгения Кузнецова в 1860 году поступила жалоба от прихожан. Они обвиняли Кузнецова в пьянстве и разврате и просили о назначении им нового священника, заявляя, что Кузнецов «нам не пастырь, и мы ему не овцы»11. В результате священник был переведен в село Николаевское в Покровскую православную церковь12.
В начале 20-х годов XX века., в результате начавшегося раскола Русской православной церкви Тобольская епархия разделилась на более мелкие: Ялуторовскую, Ишимскую, Тюменскую и Тобольскую13.
В 1922 году в Кургане и Ялуторовске образовались полусамостоятельные епископские кафедры, функции которых были ограничены. Было создано отдельное благочиние ишимских единоверческих церквей во главе со священником Травнинской единоверческой церкви Симеоном Григорьевым. Тюменская единоверческая церковь присоединялась к Тюменскому общему городскому благочинию. Курганские и ялуторовские единоверческие церкви переходили в ведение новых епархиальных властей14.
Обязательным постановлением Тюменской губернской комиссии по отделению церкви от государства от 1 февраля 1920 года всем уездным и волостным управлениям было предписано произвести регистрацию религиозных общин15. Имеются сведения о регистрации Тюменской единоверческой церкви, Уваровской церкви, Теплодубровской церкви, Крутихинской церкви, Травнинской церкви. Сведений о Сосновской церкви не найдено. Таким образом, Сосновская единоверческая церковь просуществовала с середины XIX века до 20-х годов XX века.
________________________________________________
- РГИА Ф.796. Оп.118. Д.1196. Л.13.
- Там же. Л.13об.
- ГУТО ГАТО. Ф. И-114. Оп.1. Д.43. Л.87-87об.
- Там же. Ф. И-108. Оп.1.Д.47. Л.258-259.
- Там же. Оп.1. Д.50. Л.167, 188; Д. 48. Л.176.
- ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф.156. Оп.18. Д.1259. Л.15.
- ГУТО ГАТО. Ф. И-114. Оп.1. Д.47. Л.259, 264, 269, 274.
- Там же. Ф. И-108. Оп.1. Д.47. Л.180.; Д.50. Л.130, 166, 172, 176, 184об.; ГУ ГАКО. Ф.17. Оп.1. Д.9. Л.6.
- ГУТО ГАТО. Ф. И-108. Оп.1. Д.19. Л.5,11,16.
- Там же. Д.154. Л.1-1об.
- Там же. Д.192. Л.1-2.
- Там же. Д.169. Л.1.
- Мавлютова З.Ш. Движение обновленчества в Тюменском крае в 1920-е гг. // Археология, антропология и этнография. №8. 2008. Электронная версия. URL: http://www.ipdn.ru/rics/va/_private/a8/C-115-120-Mavlutova.pdf (дата обращения: 19.05.2009).
- ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф.57. Оп.2. Д.245. Л.1-1об.
- ГУТО ГАТО. Ф. Р-2. Оп.1. Д.77. Л.17.