Д. С. Ермакова,
кандидат исторических наук,
преподаватель  ТГАКИиС

 

Становлению единоверия в Зауралье в 30-40-е годы XIX века способствовала активная миссионерская деятельность в Пермской и соседних епархиях пермского архиепископа Аркадия и единоверческого священника из Екатеринбурга Алексея Георгиевского.

В феврале 1834 года архиепископ Пермский Аркадий сообщил Синоду о прошении старообрядцев Курганского, Ялуторовского и Каинского округов Тобольской и Томской губерний,  желающих присоединиться к единоверию. До создания церкви и прихода старообрядцы просили разрешения привозить к себе для исправления треб единоверческого священника из с. Сосновского Пермской епархии. В ответ из Синода 20 марта 1834 года поступил указ удовлетворить просьбу старообрядцев, не дожидаясь предварительного согласия Тобольского архиепископа. Архиепископу Тобольскому в свою очередь было предписано обязать приходских священников тех мест, куда отправится единоверческий священник из Пермской епархии, оказывать  ему полное содействие во взаимодействии с местными старообрядцами1.

11 апреля 1834 года последовал указ Синода, предоставлявший пермскому архиепископу полную свободу действий на территории Тобольской епархии в отношении обращающихся в единоверие2. Таким образом, создававшиеся единоверческие приходы находились в ведении благочинного единоверческих церквей с. Сосновского Шадринского округа Петра Кыштымова.

Первые единоверческие приходы в Тобольской губернии появились в с. Кодском Ялуторовского округа и с. Романовском Курганского округа.

В конце 30-х годах XIX века активизировалась деятельность по организации единоверческих приходов в Ишимском, Курганском и Ялуторовском округах. 31 декабря 1838 года Синод предписал «собрать без огласки достоверные сведения о тех из раскольников Курганского и Ялуторовского округов, которые изъявили готовность присоединиться к единоверию».

В конце 40-х годах XIX в.  в Ялуторовском округе было образовано три прихода: в 1846 году – в с. Уваровском, в  1847 – в с. Сосновском (церковь построена в 1849 году), 1849 – в с. Крутихинском.

В селе Сосновском некоторые старообрядцы перешли в единоверие в 1838 и 1839 годах. В 1847 году по распоряжению архиепископа Георгия в селе был открыт единоверческий приход. Богослужение и все христианские требы, кроме литургии, отправлялись в находящейся в этом же селе старообрядческой часовне. В 1849 году из этой часовни устроили единоверческую церковь во имя Святого Пророка Ильи3. На момент строительства церкви в численность прихода составляла 1 234 человека.

В 1869 году в селе Сосновском была построена новая деревянная церковь4. В 1909 году на её месте построили уже каменную церковь. В 1906 году при Сосновской церкви была открыта церковно-приходская школа5.

К 1916 году в Тобольской епархии насчитывалось 16 единоверческих церквей, 15 из них находились под управлением Тобольского епархиального начальства и делились на два благочиния. Сосновская единоверческая церковь входило в благочиние ялуторовских и тюменской церквей. Возглавлял благочиние Владимир Бирюков6.

По количеству прихожан Сосновская единоверческая церковь занимала в Ялуторовском округе второе место после Кодской церкви (таблица 1). Наибольший приток к единоверческому приходу наблюдается в первое десятилетие после основания прихода, т.е. в период активного насаждения единоверия в Тобольской губернии.

 

Таблица 1

Численность единоверческих приходов Ялуторовского округа

 в 1849 – 1918 году*

 

 

Округ

1862

1900

Население

Единоверцы

%

Население

Единоверцы

%

Ялуторовский округ

159071

5414

3,4

194743

3544

1,8

 

 

*Посчитано: РГИА. Ф.796. Оп.440. Д.708. Л.171-172; ГУТО ГАТО. Ф. И-114. Оп.1. Д.43. Л.65; Д.89. Л.3-3 об, 7; Д.354. Л.23-24,30-31; Д.361. Л.1-4; Д.362. Л.1; Д.380. Л.1, 6-10; Д.385. Л.18об, 22об.-23, 27об.-28, 32об.-34, 36об.-37, 40об.-42, 47об.-48об; Ф. Р-4. Оп.4. Д.1762. Л.7об.-8, Л.35-38

**Данных нет.

 

В целом на протяжении второй половины XIX века численность единоверцев Ялуторовского округа не превышала нескольких процентов от общего количества населения. К концу XIX века численность единоверцев сокращается почти в два раза (таблица 2).

 

Таблица 2

 

Соотношение количества единоверцев к населению

в Ялуторовском округе во второй половине XIX века

 

Год

                 Приход

1849

1855**

 

1858

1898

1900

1918

с. Кодское

 

~3000

 

1946

 

2542

 

722

 

674

 

407

с.Уваровское

2633

1544

1662

643

826

954

с.Крутихинское

-

775

915

907

618

1132

с. Сосновское

1234

1707

1911

1169

1202

**

с.Бердюгинское

-

-

-

**

224

344

с. Середкино

-

-

-

-

-

323

с. Савинское

-

-

-

-

-

115

 

Жили священники в домах, построенных за счёт прихожан. Дом священников Сосновской единоверческой церкви был построен на церковной земле7.

В начале XX в. Сосновская церковь имела 90 десятин пахотной и 9 десятин сенокосной земли, 3 десятин усадебной земли, 10 десятин составлял лесной участок. Большую часть земли священники сдавали в аренду местным крестьянам в среднем за 1,5 – 2 рубля за десятину в год 8.

Отношения единоверческих священников со своими прихожанами также оставляли желать лучшего. Одна из главных трудностей в общении с ними заключалась в дальности расстояний. Каждый приход включал в себя несколько десятков деревень, разбросанных далеко друг от друга. Так, например, священнику Уваровской церкви, чтобы добраться до своих прихожан, нужно было преодолеть от 2 до 120 верст, а священнику Сосновской церкви от 20 до 110 верст9.

Священник Сосновской церкви Василий Буров по неизвестной причине в 1858 году был переведён  из единоверческого в православный прихода в с. Дубровское10.

На нового священника с. Сосновского Евгения Кузнецова в 1860 году поступила жалоба от прихожан. Они обвиняли Кузнецова в пьянстве и разврате и  просили  о назначении им нового священника, заявляя, что Кузнецов «нам не пастырь, и мы ему не овцы»11. В результате священник был переведен в село Николаевское в Покровскую православную церковь12.

В начале 20-х годов XX века., в результате начавшегося раскола Русской православной церкви Тобольская епархия разделилась на более мелкие: Ялуторовскую, Ишимскую, Тюменскую и Тобольскую13.

В 1922 году в Кургане и Ялуторовске образовались полусамостоятельные епископские кафедры, функции которых были ограничены. Было создано отдельное благочиние ишимских единоверческих церквей во главе со священником Травнинской  единоверческой церкви Симеоном Григорьевым. Тюменская единоверческая церковь присоединялась к Тюменскому общему городскому благочинию. Курганские и ялуторовские единоверческие церкви переходили в ведение новых епархиальных властей14

Обязательным постановлением Тюменской губернской комиссии по отделению церкви от государства от 1 февраля 1920 года всем уездным и волостным управлениям было предписано произвести регистрацию религиозных общин15. Имеются сведения о регистрации Тюменской единоверческой церкви, Уваровской церкви, Теплодубровской  церкви, Крутихинской церкви, Травнинской церкви. Сведений о Сосновской церкви не найдено. Таким образом, Сосновская единоверческая церковь просуществовала с середины XIX века до 20 годов XX века.

 

________________________________________________

  1. РГИА Ф.796. Оп.118. Д.1196. Л.13.
  2. Там же. Л.13об.
  3. ГУТО ГАТО. Ф. И-114. Оп.1. Д.43. Л.87-87об.
  4. Там же. Ф. И-108. Оп.1.Д.47. Л.258-259.
  5. Там же. Оп.1. Д.50. Л.167, 188; Д. 48. Л.176.
  6. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф.156. Оп.18. Д.1259. Л.15.
  7. ГУТО ГАТО. Ф. И-114. Оп.1. Д.47. Л.259, 264, 269, 274.
  8. Там же. Ф. И-108. Оп.1. Д.47. Л.180.; Д.50. Л.130, 166, 172, 176, 184об.; ГУ ГАКО. Ф.17. Оп.1. Д.9. Л.6.
  9. ГУТО ГАТО. Ф. И-108. Оп.1. Д.19. Л.5,11,16.
  10. Там же. Д.154. Л.1-1об.
  11. Там же. Д.192. Л.1-2.
  12. Там же. Д.169. Л.1.
  13. Мавлютова З.Ш. Движение обновленчества в Тюменском крае в 1920-е гг. // Археология, антропология и этнография. №8. 2008. Электронная версия. URL: http://www.ipdn.ru/rics/va/_private/a8/C-115-120-Mavlutova.pdf (дата обращения: 19.05.2009).
  14. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф.57. Оп.2. Д.245. Л.1-1об.
  15. ГУТО ГАТО. Ф. Р-2. Оп.1. Д.77. Л.17.
   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»