Е.П. Ермачкова,
к. и. н., зав. кафедрой гуманитарных
и естественнонаучных дисциплин
филиала ТюмГУ в г. Заводоуковске
История государства Российского неотделима от истории его главной дороги - Сибирского тракта, соединяющей Москву и Сибирь. В народе тракт, документально открытый в 1781 году, имел несколько названий: «Великий кандальный путь», «Екатерининский тракт», «Государева дорога». Так как по данной магистрали шло оживлённое движение во все времена года, то бывали случаи, когда в особенно снежные зимы заметало огромные территории и путешественники терялись. Чтобы как-то исправить эту ситуацию, Екатерина II распорядилась по обеим сторонам дороги в два ряда через каждые 4 метра посадить березы. Посадку и уход за деревьями проводили крестьяне в принудительном порядке.
По этой дороге в ссылку, на каторгу и вечное поселение перемещались арестанты, их семьи со скромным скарбом. В среднем ежегодно проезжало 20 тыс. пассажиров, 18 тыс. арестантов, провозили свыше 50 тыс. тонн различного груза. Уголовных и политкаторжан вели в Сибирь большими партиями: по 100-200, иногда до 500 человек. Их заковывали в кандалы и связывали друг с другом крепкими верёвками. Таким образом многие осуждённые проходили путь от Петербурга до Иркутска в течение двух лет, особых государственных преступников чаще всего везли в специальных каретах, лишая их возможности общения с миром и простого наблюдения за окружающим пейзажем. За арестованными шли подводы, которые подбирали умерших и доставляли их в ближайшую пересыльную тюрьму. Отсюда и пошла поговорка: «Доставить живого или мёртвого».
Для запланированных остановок арестантов через каждые 20-30 километров по Сибирскому тракту были построены этапные тюрьмы, которые находились в ведении губернских правлений.
Чаще всего этапные здания были большими и располагались в просторном дворе, в котором имелись дополнительные хозяйственные постройки. В одном помещении размещались на ночь офицеры, в другом солдаты, в третьем, самом большом, - арестанты. Здесь имелись 3- 4 камеры с печами и двумя рядами нар из досок. Расположенные вдоль тракта этапные постройки традиционно окрашивались в грязно-жёлтый цвет.
Исправники Ялуторовского и Ишимского округов обратились в 1887 году в III Отделение Тобольского губернского правления с предложением построить новые этапные здания по Ялуторовскому округу в сёлах Романовском, Заводоуковском, Новозаимском, Зимовье-Вагайском и Омутинском1, основываясь на том, что в 1886 году по главному Сибирскому тракту через город Ялуторовск проходили летом по 400 человек, а весною и осенью (май, сентябрь, октябрь) - до 200, а зимою - до 55 человек. Поэтому Ялуторовский исправник считал необходимым построить новые здания в двух помещениях на 250 человек без печей, и на 200 человек тёплое 2.
В селе Заводоуковском партии пересыльных арестантов размещались на нижнем этаже здания волостного правления в одной большой комнате, предназначенной для сходов и в двух арестантских камерах, когда те пустовали. Как отмечали конвоиры, в большой комнате нары отсутствовали и арестанты укладывались прямо на полу, и лишь немногим удавалось занять узкую лавку. По сравнению с другими зданиями волостного правления, расположенными вдоль Сибирского тракта, здесь могли устроиться на ночлег до 80 человек. В летнее время для арестантов открывали стоящий рядом с волостным правлением особый сарай без окон, без печки и без нар, где на полу помещались около полусотни человек. Когда же и этих помещений не хватало, приходилось обращаться к местным крестьянам. Арестанты и их конвоиры частенько останавливались в простых крестьянских избах, выделенных для этих целей волостным правлением. Так как в конце XIX века количество ссыльных увеличилось, в 1892 году в с. Заводоуковском пришлось предоставить для отдыха арестантов ещё и здание пожарной команды, совершенно не приспособленное для этих целей3.
Если в некоторых поселениях официально были определены места для дневного отдыха направляющихся в ссылку осуждённых, то в селе Заводоуковском для арестантских партий назначается ночлег. Например, в селе Новозаимском была оборудована для арестантов днёвка, во время которой партии размещались на нижнем этаже волостного правления точно так же, как и в Заводоуковском. Если партии были большими, то и здесь приходилось просить крестьян приютить арестантов, предпочитающих после скудной трапезы отдохнуть перед долгой и трудной дорогой4.
Среди множества установленных местными властями повинностей жители Ялуторовского уезда были вынуждены отрабатывать «завождение колодников». Так как на рубеже XVIII-XIX вв. было принято решение о том, чтобы денежного сбора на сопровождение арестантов не собирать, приходилось поселянам поочередно «наряжаться за ними в караул»5.
В результате того, что, во-первых, охраняли арестантов большей частью не профессионалы, а местные крестьяне и представители других сельских сословий, во-вторых, во время отдыха ссыльные были зачастую предоставлены сами себе, с этапных остановок иногда совершались удачные побеги. Так, вечером 3 апреля 1891 года из каталажной камеры Новозаимского волостного правления бежал содержавшийся по обвинению в конокрадстве крестьянин Заводоуковской волости Максим Созонов 6. 26 июля 1891 года с этапа в селе Заводоуковском бежал препровождавшийся в партии из Тюкалинского тюремного замка арестант Болеслав Двержинский. После того как он оказал активное сопротивление, был убит выстрелами из ружья конвоиром ялуторовской местной команды Адриановым7.
Когда в село входила очередная партия арестантов, то зачастую ослабевал надзор за местными преступниками, дожидающимися приговора общества в изолированном помещении при волостном правлении. Так, в 1890 году Лыбаевское волостное правление Ялуторовского округа опубликовало заявление о разыскании бежавшего из-под присмотра караульного волостного правления содержавшегося в каталажной камере этого волостного правления за конокрадство крестьянина из ссыльных Омутинской волости деревни Крутой Нестора Васильевича Баканова. О результатах таких поисков чаще всего не сообщали широкой публике.
Самым крупным побегом ссыльных в нашем крае можно считать совершённый 29 июня 1822 года побег с пути препровождения с Заводоуковской станции в Новозаимскую двадцати колодников. Пойманные единогласно поясняют, что вышедшие с ночлега имели в конвое только трёх пеших казаков, которые шли с экипажем и слабыми, а четверо остались для поимки отпущенных ими на подножный корм лошадей. Отойдя от Завода Уковского версты четыре, их староста Суховский отнял у казаков оружие, перерубил канат саблей и тем самым освободил арестантов. Вскоре пойманные объяснили, что они побежали не из злого намерения, а единственно, чтобы взять от товарищей свой мешок с находившимся имуществом. В заговоре же данного преступления они ни в малой степени не участвовали, а хотели по взятии мешка возвратиться к оставшейся партии, но на дороге были пойманы поселянами и под конвоем доставлены в волостное правление. Колодник Кривоногов объяснил, что побег сей учинил по договорённости со старостой Суховским, с которым и был пойман. Во время же нахождения их в кладовке волостного правления последний выполз в окошко и вторично бежал, и где теперь находится, неизвестно.
Суд приговорил наказать всех беглецов 17 ударами плетьми и отправить дальше на назначенные ранее поселения. Охранявших их крестьян Ивана Извина и Ивана Пономарёва за «неисполнение обязанности препровождения колодников, за не старание удержать их бегущих», арестовать на семь суток в волостном правлении.
Практика деятельности этапных тюрем и зданий, расположенных вдоль Сибирского тракта, начала исчезать в начале XX века, когда в регионе появились железные дороги. Для перевозки государственных преступников всё чаще стали использовать так называемые «столыпинские вагоны», предназначенные для массового перемещения огромного количества переселенцев и арестантов. Кроме этого с развитием судостроения в Тюмени осуждённых помещали на пароходы и другие плавсредства и отправляли по крупнейшим сибирским рекам дальше на Восток. В результате значительно сократился срок следования до места ссылки, снизилась смертность осуждённых, уменьшилось финансирование, выделяемое на содержание этапных зданий и сопровождение колодников по Сибирскому тракту. Здания волостных правлений в годы советской власти были переоборудованы для нужд сельских Советов, колхозов, начальные школы, клубы, склады.
________________________________________________________
- ГУ ГАТО в г. Тобольске. Ф.353. Оп.1. Д.166. Л.4.
- Там же. Л.6.
- Там же. Л.100.
- Там же. Л.8.
- ГУ ГАТО в г. Тобольске. Ф.329.Оп.13. Д.157. Л.29. 'Тобольские губернские ведомости. 1891. № 19. 7ТГВ. 1891. №35.
- ТГВ. 1890. №3.
- ГУГО ГАТО. Ф.И-241. Оп. 1. Д. 250. Л. 1-5.