Е.П. Ермачкова,
к. и. н., зав. кафедрой гуманитарных
и естественнонаучных дисциплин
 филиала ТюмГУ  в г. Заводоуковске

 

История государства Российского неотделима от истории его главной дороги - Сибирского тракта, соединяющей Москву и Сибирь. В  народе тракт, документально открытый в  1781 году, имел  несколько названий: «Великий кандальный путь», «Екатерининский тракт», «Государева дорога». Так как по данной магистрали шло оживлённое движение во все времена года, то бывали  случаи, когда в особенно снежные зимы заметало огромные территории и путешественники терялись. Чтобы как-то исправить эту ситуацию, Екатерина II распорядилась по обеим  сторонам  дороги в  два ряда через каждые 4 метра посадить березы. Посадку и уход  за деревьями проводили крестьяне в  принудительном  порядке.

По этой дороге в  ссылку, на каторгу и вечное поселение перемещались арестанты, их семьи со скромным скарбом. В  среднем  ежегодно проезжало 20 тыс. пассажиров, 18 тыс. арестантов, провозили свыше 50 тыс. тонн различного груза. Уголовных  и политкаторжан  вели в  Сибирь большими партиями: по 100-200, иногда до 500 человек. Их  заковывали в  кандалы и связывали друг с  другом крепкими верёвками. Таким  образом многие осуждённые проходили путь от Петербурга до Иркутска в  течение двух лет, особых  государственных преступников чаще всего везли в  специальных каретах, лишая их  возможности общения с  миром  и простого наблюдения за окружающим пейзажем. За арестованными шли подводы, которые подбирали умерших  и доставляли их  в  ближайшую пересыльную тюрьму. Отсюда и пошла поговорка: «Доставить живого или мёртвого».

Для запланированных  остановок  арестантов  через каждые 20-30 километров по Сибирскому тракту были построены этапные тюрьмы, которые находились в  ведении губернских  правлений.

Чаще всего этапные здания были большими и располагались в  просторном  дворе, в  котором имелись дополнительные хозяйственные постройки. В  одном  помещении размещались на ночь офицеры, в  другом солдаты, в  третьем, самом  большом, - арестанты. Здесь имелись 3- 4 камеры с  печами и двумя рядами нар  из досок. Расположенные вдоль тракта этапные постройки традиционно окрашивались в  грязно-жёлтый цвет.

 Исправники Ялуторовского и Ишимского округов  обратились в  1887 году в  III Отделение Тобольского губернского правления с  предложением  построить новые этапные здания по Ялуторовскому округу  в  сёлах Романовском, Заводоуковском, Новозаимском, Зимовье-Вагайском и Омутинском1, основываясь на том, что в  1886 году по главному Сибирскому тракту через город Ялуторовск  проходили летом  по 400 человек, а весною и осенью (май, сентябрь, октябрь) - до 200, а зимою - до 55 человек. Поэтому Ялуторовский исправник  считал необходимым  построить новые здания в  двух  помещениях на 250 человек без печей, и на 200 человек тёплое 2.

В  селе Заводоуковском  партии пересыльных  арестантов  размещались на нижнем этаже здания волостного правления в  одной большой комнате, предназначенной для сходов  и в  двух  арестантских  камерах, когда те пустовали. Как  отмечали конвоиры, в  большой комнате нары отсутствовали и арестанты укладывались прямо на полу, и лишь немногим  удавалось занять узкую лавку. По сравнению с  другими зданиями волостного правления, расположенными вдоль Сибирского тракта, здесь могли устроиться на ночлег до 80 человек. В  летнее время для арестантов открывали стоящий рядом  с  волостным  правлением  особый сарай без окон, без печки и без нар, где на полу помещались около полусотни человек. Когда же и этих  помещений не хватало, приходилось обращаться к  местным  крестьянам. Арестанты и их  конвоиры частенько останавливались в  простых  крестьянских  избах, выделенных для этих  целей волостным правлением. Так как в  конце XIX века количество ссыльных увеличилось, в  1892 году в  с. Заводоуковском пришлось предоставить для отдыха арестантов  ещё и здание пожарной команды, совершенно не приспособленное для этих  целей3.

Если в  некоторых  поселениях  официально были определены места для дневного отдыха направляющихся в  ссылку осуждённых, то в  селе Заводоуковском  для арестантских  партий назначается ночлег. Например, в  селе Новозаимском была оборудована для арестантов  днёвка, во время которой партии размещались на нижнем  этаже волостного правления точно так же, как и в  Заводоуковском. Если партии были большими, то и здесь приходилось просить крестьян  приютить арестантов, предпочитающих  после скудной трапезы отдохнуть перед  долгой и трудной дорогой4.

Среди  множества  установленных   местными  властями  повинностей жители Ялуторовского уезда были вынуждены отрабатывать «завождение колодников». Так как на рубеже XVIII-XIX вв. было принято решение о том, чтобы денежного сбора на сопровождение арестантов  не собирать, приходилось поселянам поочередно «наряжаться за ними в караул»5.

В  результате того, что, во-первых, охраняли арестантов большей частью не профессионалы, а местные крестьяне и представители других  сельских сословий, во-вторых, во время отдыха ссыльные были зачастую предоставлены сами себе, с  этапных  остановок  иногда совершались удачные побеги. Так, вечером  3  апреля 1891 года из каталажной камеры Новозаимского волостного правления бежал содержавшийся по обвинению в  конокрадстве крестьянин  Заводоуковской волости Максим Созонов 6. 26  июля 1891 года с  этапа в  селе Заводоуковском  бежал  препровождавшийся в  партии из Тюкалинского тюремного замка арестант  Болеслав  Двержинский. После того как  он  оказал  активное сопротивление, был  убит  выстрелами из ружья конвоиром  ялуторовской местной команды Адриановым7.

Когда в  село входила очередная партия арестантов, то зачастую ослабевал надзор  за местными преступниками, дожидающимися приговора общества в  изолированном  помещении при волостном  правлении. Так, в  1890 году Лыбаевское волостное правление Ялуторовского округа опубликовало заявление о разыскании бежавшего из-под  присмотра караульного волостного правления содержавшегося в  каталажной камере этого волостного правления за конокрадство крестьянина из ссыльных Омутинской волости деревни Крутой Нестора Васильевича Баканова. О результатах  таких  поисков  чаще всего не сообщали широкой публике.

Самым  крупным  побегом  ссыльных  в  нашем  крае можно считать совершённый 29  июня 1822 года побег  с  пути препровождения с  Заводоуковской станции в  Новозаимскую двадцати колодников. Пойманные единогласно поясняют, что вышедшие с  ночлега имели в  конвое только трёх  пеших  казаков, которые шли с  экипажем и слабыми, а четверо остались для поимки отпущенных  ими на подножный корм  лошадей. Отойдя от Завода Уковского версты четыре, их  староста Суховский отнял  у казаков  оружие, перерубил  канат  саблей и тем  самым  освободил  арестантов. Вскоре пойманные объяснили, что они побежали не из злого намерения, а единственно, чтобы взять от товарищей свой мешок  с  находившимся имуществом. В  заговоре же данного преступления они ни в малой степени не участвовали, а хотели по взятии мешка возвратиться к  оставшейся партии, но на дороге были пойманы поселянами и под  конвоем  доставлены в  волостное правление. Колодник  Кривоногов  объяснил, что побег  сей учинил  по договорённости со старостой Суховским, с которым и был пойман. Во время же нахождения их в кладовке волостного правления последний выполз в окошко и вторично бежал, и где теперь находится, неизвестно.

Суд  приговорил  наказать всех  беглецов  17  ударами плетьми и отправить дальше на назначенные ранее поселения. Охранявших  их  крестьян Ивана Извина и Ивана Пономарёва за «неисполнение обязанности препровождения колодников,  за не старание удержать их  бегущих», арестовать на семь суток  в  волостном  правлении.

Практика деятельности этапных  тюрем  и зданий, расположенных  вдоль Сибирского тракта, начала исчезать в  начале XX века, когда в  регионе появились железные дороги. Для перевозки государственных  преступников  всё чаще стали использовать так  называемые «столыпинские вагоны», предназначенные для массового перемещения огромного количества переселенцев  и арестантов. Кроме этого с  развитием судостроения в  Тюмени осуждённых  помещали на пароходы и другие плавсредства и отправляли по крупнейшим сибирским  рекам  дальше на Восток. В  результате значительно сократился срок  следования до места ссылки, снизилась смертность осуждённых, уменьшилось финансирование, выделяемое на содержание этапных  зданий и сопровождение колодников  по Сибирскому тракту. Здания волостных  правлений в  годы советской власти были переоборудованы для нужд  сельских Советов, колхозов, начальные школы, клубы, склады.

________________________________________________________

  1. ГУ ГАТО в г. Тобольске. Ф.353. Оп.1. Д.166. Л.4.
  2. Там же. Л.6.
  3. Там же. Л.100.
  4. Там же. Л.8.
  5. ГУ ГАТО в г. Тобольске. Ф.329.Оп.13. Д.157. Л.29. 'Тобольские губернские ведомости. 1891. № 19. 7ТГВ. 1891. №35.
  6. ТГВ. 1890. №3.
  7. ГУГО ГАТО. Ф.И-241. Оп. 1. Д. 250. Л. 1-5.

 

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»