С.В. Лукьянова,
студентка
филиала  ФГБОУ ВПО
«Тюменский государственный университет»
в  г. Заводоуковске

 

Ни для кого не секрет, что православная церковь в России начала ХХ в. играла огромную роль в духовной жизни страны. Вера сопровождала русских людей самых разнообразных сословий повсюду. И хотя православие далеко не единственная конфессия многонационального государства, связь с православной церковью была заметна невооружённым взглядом повсеместно. Православная церковь довольно крупный собственник, источник образования (не главный и неединственный, конечно), сила, способная влиять на народ. Однако после захвата власти большевиками в октябре 1917 г. положение Церкви оказалось под угрозой.

По Декрету о земле от 8 ноября 1917 года церковь в целом, а вместе с нею и приходское духовенство лишались прав собственности на землю. За ним 4 (17) декабря следует Декрет о земельных комитетах, по которому все сельскохозяйственные земли, «включая и все церковные и монастырские, отбирались в руки государства». В первые же месяцы после Октября был принят целый ряд декретов и постановлений, лишавших церковь собственной экономической базы и господствующего статуса.

По Декрету об отделении церкви от государства 21 января 1918 года  гражданам предоставлялось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отменялись все ограничения прав, связанные с отношением к религии, запрещалось впредь издавать законы, ограничивающие свободу совести, из всех официальных актов устранялось указание на религиозную принадлежность граждан, отменялись религиозная клятва и присяга, религиозные обряды или церемонии при совершении государственных действий. Отношение к религии провозглашалось частным делом граждан, а религиозные общества - частными организациями, не получающими никаких субсидий со стороны государства.

В. И. Ленин в программе, принятой VIII съездом РСДРП (б) (1919) заявил, что отныне партия будет содействовать освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организует для этого  самую широкую научно-просветительную пропаганду [1, 24].

В 1917-1922 годах начались хулиганства и издевательства над церковнослужителями. На Церковь обрушивались все новые и новые запреты, ограничения, регламентации, местным властям было разрешено закрывать храмы и прекращать деятельность религиозных обществ в них, если эти здания потребуются для «иных целей», а затем –и вовсе распускать религиозные объединения, если их члены будут замечены в «политической неблагонадёжности и антисоветской деятельности» [2].

В Тюменской губернии, в том числе и Ялуторовском уезде, притеснения служителей церкви и огромной части верующего населения начались в 1921 году, когда проводился сбор средств для помощи голодающим Поволжья. Сибиряки понимали, что долг каждого христианина – помочь ближнему, терпящему острую нужду в пропитании, лечении, одежде. Поэтому селяне под руководством священников без возражений отдавали церковные ценности и реликвии на благое дело.

В тоже самое время местные власти начинают обвинять церковь в приобщении верующих  к  разгулу и пьянству, якобы не характерных для граждан нового социалистического государства. Милиционеры сообщали начальству, что в дни религиозных праздников жители Ялуторовского уезда (позднее – района) упиваются до неприличия и ведут себя асоциально. В Управление пятого региона Ялуторовской милиции 29 января 1923 г. поступил доклад милиционера Новосёлова о религиозных престольных праздниках в селах, в которых развивается пьянство. Он выделил села и деревни, в которых зафиксировал пьянство и винокурение во время зимних праздников в Исетской и Бешкильской волостях:

 

Список населённых пунктов, в которых было замечено пьянство и винокурение во время зимних праздников 1922-1923 года по Ялуторовскому району [3,4]

 

Волость

Наименование селения

Примечание

Исетской

 

 

 

 

Бешкильская

Рафайлово, Гаево, Исетское,

Тараскуль, Бархатово, Ботики, Пастухово, Солодаева.

В.Бешкиль, д. Малый Яр

Было пьянство, но по прибытии милиции было искоренено

 

Новое правительство старалось всеми доступными ему средствами внедрить в жизнь революционные праздники, торжественно отмечать юбилейные даты жизни партийных лидеров, годовщины образования страны, основных государственных органов. Но крестьяне продолжали ходить в церковь и с особой ностальгией ждать издревле известные им религиозные праздники. Так, Иванов день 23 июня широко отмечали в следующих волостях Ялуторовского уезда:

 

Населённые пункты Ялуторовского района, где в 1923 г. широко отмечали Иванов день [3,5-12]

 

Волость

Селение

Денисовская

Шороховская

Архангельская

Шатровская

Терсюковская

Бигилинская

Денисово, Куликово, Горбуново

Шорохово, Кокушки, Сунгурово

с. Архангельское, Иванино

Сплыванка, Таловка, Скородум

д. Дворцы, д. Малые Дворцы

д. Мурашово, Пушнякова, с. Бигила

 

Для того чтобы пройти крестным ходом по определённому маршруту во время того или иного религиозного праздника, верующие должны были заранее подавать заявку властям и просить разрешения на традиционное исполнение обрядов. Так, 20 мая 1926 г. начальник Ялуторовской районной милиции Вяткин выдал такое разрешение религиозному обществу села Заводоуковского в том, что 26 мая им можно пройти крестным ходом из сельской церкви до реки Ук и обратно [4,37].

 

Населённые пункты Ялуторовского района,

где в 1923 году широко отмечался Афанасьев день

Волость

Селение

1)Суерская

2)Упоровская

3)Петропавловская

4)Ингалинская

5)Бигилинская

д. Колугина

Снегирёва,Угренинова

Хорошкова

Коклягино

Коршунова

 

Афанасьев день - месяцев праздник. Вечером люди наблюдают за месяцем, как он ведёт игру на небе. Если он виден, то будто перебегает из стороны в сторону, то говорили, что месяц играет к урожаю, хороши игры - хороши урожаи. Родившимся в этот день покровительствует месяц.

На Михайлов день, или день Михаила Архангела, по народному обычаю, ублажали дворового. Он считался младшим братом домового, но его старались задобрить, чтобы он остался жить во дворе и не прислал вместо себя лихого. Для этого после произнесения специального заговора во дворе проводилась дёгтем полоса, за которую дворового просили не выходить. Кроме того, по обычаю между Кузьминками и Михайловым днём справляли «куриные именины». Чтобы ублажить лихого, домового и дворового сразу, выбирали самого старого и худого петуха и ржавым тупым топором отсекали ему голову, принося в жертву мелким бесам. Михаилов день отмечался в таких волостях как:

 

Волость

Селение

1)Архангельская

 

2)Слободо-Бешкильская

3)Заводоуковская

с. Архангельское, Изонинова, Сплывайка, Таловка

с. Скородум

с. Падун, Сосновка, Меньшикова

 

Юрьев день (весенний и осенний - 23 апреля и 28 ноября) и был посвящён христианскому святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу, который в России считался покровителем домашнего скота; именно к нему обращались с просьбой защитить стадо во время пастьбы, у него просили исцеления в случае заболевания животных и т.д. Этот праздник отмечался во всех волостях Ялуторовского уезда, потому что во всех деревнях и селах люди заботились о своем хозяйстве.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелились им от болезней. Поэтому в деревне Середкиной Верх-Суерской волости это был традиционный праздник.

21 июля во всем Ялуторовском уезде отмечается престольный праздник - день памяти святого Прокопия Устьянского. В этот день принято ходить на погост поминать усопших родственников. Раньше в этот день проходили Прокопьевские ярмарки, которые обычно сопровождались грозами и дождями.

Иванов день (23 июня) - главный праздник, дошедший до нас из далёких языческих времен, который до сих пор отмечают европейцы.  Это не случайно: считалось, что в Иванову ночь нельзя спать до самого рассвета не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью оберега на весь грядущий год. 

 

Волость

Селение

1)Денисовская

2)Шороховская

3)Архангельская

4)Шатровская

 

5)Терсюковская

6)Бигилинская

Денисово, Куликово, Горбуново

Шорохово, Кокушки, Сунгурово

с. Архангельское, Изонинова,

Сплыванка, Таловка, Скородум, д. Дворцы,

д. Малые Дворцы

д. Мурашово, Пушнякова

с. Бигила

 

19 января празднуется Крещение Господне - праздник Святого Богоявления. С крещенской ночью в народе связано множество примет, обрядов и обычаев. Крещенский снег и лёд собирали девушки в чистом поле. Этим снегом нужно было обтирать лицо, чтобы оно было белым да румяным.

Закалённые и просто смелые люди используют день Крещения, чтобы непременно окунуться в прорубь. В день Крещения Господня многие люди стараются крестить детей. Или проходят обряд крещения сами. По народным поверьям  в этот день крещёным быть - всю жизнь счастливо прожить.

В канун Крещения девушки на Руси традиционно гадали о суженом, о будущем. Крещенские сны и гадания считались самыми верными.

 

Волость

Селение

Дата праздника

1)Красногорская

2)Денисовская

3)Кодская

4)Саломатовская

5)Упоровская

6)Лыбаевская

7)Бигилинская

д. Малыши

с. Денисово, Куликово, Горбуново

с. Кодское, д. Чёрно-Макарова, д. Кылмань,

 с. Спасское

Черпакова

Ново-Лыбаево, Комарово, Зарубино, Старое Лыбаево

Дроново

12 января

 

 

 

6 января

 

1/14 августа - народное название праздника православной церкви, посвящённого Иисусу Христу - Спасителю (Спасу). Церковь устраивала крестный ход к водоёмам и освящение воды. В этот день происходили массовые гуляния, купания людей и скота и всюду отдавалась дань воде. Пчеловоды в этот праздник освящали мёд.

19 декабря считается зимним Николиным днём. Святой Никола - второй после Бога заступник, покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах. В редкий год на Руси в этот день не бывает морозов. На русских иконах его изображают пожилым человеком с  седой бородой, с  залысинами на лбу и в епископском облачении. И оказывается, именно этот строгий человек становится под Новый год румяным, красноносым Дедом Морозом, а также Санта-Клаусом. День святого Николы отмечался в таких волостях Ялуторовского уезда как:

 

Волость

Селение

1)   Слободо-Бешкильская

 

2) Шатровская

3) Саломатовская

4) Мостовская

6) Коркинская

7) Верх-Суерская

д. Усово, Скородум, Созоново, Кирьяново

с. Шуравинское

д. Самохвалова

д. Тонаревка

с. Тюменцево

с. Крутихинское

 

В Петров день (29 июня по старому стилю,12 июля – по новому) солнце достигает самого сильного влияния на землю, потому древнерусский люд посвящал это время своему светилу. Принято было оставлять остатки семейной трапезы на столе с тем, чтобы все умершие предки могли разговеться в этот день. В вечерних застольях принимали участие только женатые и старики. А молодёжь ещё с вечера уходит в лес или в поле, чтобы караулить восход солнца. В поле девушки приносили смолу, солому, лавочки. Они жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали двенадцать цветов с двенадцати полей, клали их под головы и приговаривали «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и меня погляди!»

Петров день отмечался в таких волостях, как  Шороховская, Архангельская, Исетская, Терсюкская, Шатровская, Верх-Суерская, Заводоуковская, Бигилинская.

Дмитриев день 8 ноября (26 октября по старому стилю) считался началом полугодия и продолжающегося до Юрьева дня, который открывал второе полугодие. Пограничный характер праздника отразился в поверье, согласно которому в ночь на Дмитриев день (как и на Юрьев) ведьмы сбрасывают с неба луну, превращают её в корову и доят. Дмитриев день был началом зимы, отсюда пословицы: «В Дмитриев день зима лезет на плетень»; «Пришёл  к  нам  святой Дмитрий на белом коне». У восточных славян Дмитриев день отмечал завершение осеннего брачного сезона, так как только до этого дня (в преддверии рождественского поста и последующих праздников) можно было засылать сватов. Дмитриев день отмечался в Слободо-Бешкильской, Петропавловской и Заводоуковской волостях.

Таким образом, рассматривая расстановку сил между органами власти, непосредственно занимавшимися осуществлением политики государства в отношении церкви, можно сделать вывод, что советское правительство, в первые же дни определив церковь как внутреннего врага, сумела насадить новую коммунистическую идеологию, в корне отличную от христианства. С уничтожением  священнослужителей и церковных сооружений сибирское крестьянство постепенно было вынуждено примириться с действительностью, отречься от прошлого и начать свято верить в светлое будущее. Церковные праздники, отмечаемые многими поколениями сибиряков, постепенно были вытеснены новыми, советскими. Сегодня в начале XXI века происходит возрождение традиций прошлого, и ни у кого не вызывает недоумения тот факт, что россияне с удовольствием отмечают старинные православные и языческие праздники, запрещённые в первые годы советской власти.

Литература:

  1. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. - М.: Республика, 1995.
  2. Архив: № 1, январь-февраль1999 г. /Власть и Церковь в 1922-1925 гг: [Ресурс доступа] law.admtyumen.ru
  3. ГУТО ГАТО Ф.Р-204, оп. 1, д.2.
  4. ГУТО ГАТО Ф. Р-303, оп. 1, д.2.

 

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»