Е.И. Ченцов,
старший научный сотрудник
Уральского филиала
НИИ железнодорожного транспорта
(Екатеринбург)
Изучение своей родословной привело меня к чтению книг и российской периодической печати начала ХХ века дореволюционного периода. Содержание этих источников было посвящено вопросам экономики сельского хозяйства Западной Сибири, особенно маслоделия, производства зерна, его обработки и торговли сельхозпродуктами. После знакомства с этими материалами я понял, что то, что мы изучали в советское время в школе и институте относительно экономики сельского хозяйства, не отражало настоящего состояния дел.
Начнем с того, что начало бурному развитию крестьянского сельского хозяйства положила столыпинская земельная реформа. Столыпин внес Думу «Закон об уничтожении общественного землевладения». Эта реформа закрепляла землю за крестьянами, поэтому появлялось желание крестьян улучшать плодородие своей земли, что в дальнейшем позволило получать повышенные урожаи. В результате этой реформы наметился рост сельского населения. Уже в 1907 году прирост населения достиг 15 человек на тысячу населения (одно из первых мест в мире). По расчётам Столыпина для центральной России на один двор приходилось по 10 десятин земли (11 га). В Западной Сибири переселенцам выделялось на каждого работника 16,5 га. Так, что лозунг «Землю - крестьянам» был выдвинут и начал реализовываться задолго до большевиков.
Следует отметить, что при общинном владении землёй из-за прибытия новых поселенцев и при перераспределении земли некоторые участки уменьшились до 4-6 десятин. Что приводило, естественно, к недовольству части крестьян. Поэтому столыпинская реформа была очень кстати. Крестьяне начали относиться более бережно к земле, улучшать её, стали применять травопольную систему. Например, в 1913 году в «Народной газете» № 29 опубликованы рекомендации по применению травопольной системы пригодной для районов с животноводческим уклоном. Вот такую уже улучшенную землю и получили некоторые будущие колхозы.
Большое значение для послереволюционного развития сельского хозяйства имело кооперативное движение, которое развивалось в начале ХХ века. В 1902 году министерство земледелия России постановило «содействовать развитию артельного маслоделия». В результате уже в 1904 году из 728 маслоделен 190 были артельными. За создание артельных маслоделен выступала сельская интеллигенция – священники, чиновники, учителя. Цель этого движения - исключение посредников в производстве масла. Вот пример участия интеллигенции в кооперативном движении. В Ялуторовске в 1913 году на совещании артельных доверенных лиц в качестве наблюдателей присутствовали священник отец Николай Протопопов и заведующий новозаимским двухклассным училищем П. И. Калижников.
Организатором кооперативного маслоделия был известный Александр Николаевич Балакшин, редактор курганской «Народной газеты».
В Новой Заимке кооперативная маслодельня была организована в 1908 году. До этого была частная, принадлежащая братьям Ченцовым, моим дедам. В 1913 году новозаимская артель произвела 767 бочек масла, что составляло 2 649 пудов, на сумму 40 364 рублей. Уполномоченным артели был Н. Е. Гусев. Артельным маслодельням пришлось выдержать нешуточную борьбу с хозяевами частных маслоделен. В 1913 году сгорели от поджогов Лабинская и Новопершинская маслодельни. Тем не менее экспорт сибирского масла кооперативного производства непрерывно увеличивался. Вот, например, ежедневное поступление масла в склады станции Курган в июне 1913 года в течение одной недели (табл.1). Вывоз сибирского масла через порт Виндава в Европу в 1913 году составил 1 200 000 бочек масла на сумму 60 млн. рублей. В этом же году была предпринята попытка экспорта в Америку в связи с понижением в 3 раза пошлин, но начавшаяся война помешала продолжению этого дела. Конечно, производство масла связано впрямую с наличием крупного рогатого скота в хозяйствах крестьян. И здесь Россия занимала одно из ведущих мест в мире (табл. 2).
Таблица 1
Поступление масла на ст. Курган за одну неделю 1913 г.
Понедельник |
618 бочек |
Вторник |
552 бочки |
Среда |
892 бочки |
Четверг |
1 750 бочек |
Пятница |
1 960 бочек |
Таблица 2
Количество голов крупного рогатого скота
на 1000 населения страны
Аргентина |
4 487 |
Австралия |
2 021 |
Америка |
739 |
Россия |
313 |
Западная Сибирь |
680 |
Следующими кооперативными организациями по своей массовости были кооперативные лавки. Вот, например, отчёт новозаимской артельной лавки за 1913 год. Оборот - 25 063 руб., прибыль – 3 713 руб., торговая надбавка - 17,29%.
Кроме того, существовала ещё одна форма кооперативного движения - кредитные товарищества. Они организовывались для обеспечения кредитами членов товарищества для покупки сельхозинвентаря, скота и для других нужд. Пример, 1913 год, «Народная газета» № 40. В селе Усть-Суерское Курганского уезда крестьянское общество в полном составе организовало артельный маслозавод, потребительскую лавку и кредитное товарищество. Приговор сельского схода - закрыть в селе винную торговлю. Другой пример. Село Сосновка того же уезда. Кредитное товарищество организовало общие хлебозаготовки. Арендовало три амбара у частных хозяев, приобрело сортировку Клейтона. Общие расходы 3 коп. на пуд зерна. На общем собрании постановили построить собственные зернохранилища. В результате кооперативного движения сложилась хорошая динамика отправки зерна на экспорт через станцию Курган (табл. 3). Об этом же говорит и динамика роста парка сельхозтехники в Тобольской губернии (табл. 4).
Таблица 3
Экспорт зерна через ст. Курган
1900 г |
17 000 пудов |
1904 г |
23 000 пудов |
1909 г |
51 000 пудов |
1912 г |
56 000 пудов |
Таблица 4
Рост парка сеялок в Тобольской губернии
1904 год |
4 штуки |
1911 год |
34 штуки |
1912 год |
184 штуки |
1913 год |
184 штуки |
Если сравнивать экспорт зерна на мировом рынке в 1913 году, то Россия делила 2-3 место с Аргентиной, Америка занимала первое место, а остальные страны не более 60% от объёмов России.
В заключение нужно отметить, что к ХХ веку для западносибирских крестьян были уже освоены коллективные формы хозяйствования на земле. Их нужно было только совершенствовать в истинно социальном плане защиты бедноты. Эти коллективные формы отличались от проводимой в дальнейшем политики принудительной коллективизации в том, что они создавались добровольно самими крестьянами, остававшимися хозяевами на своей земле и хозяевами производимой продукции. Вместо этого большевики, не знавшие реальной жизни в России, принялись через репрессии реализовывать теоретические, бумажные представления своих вождей о неком абстрактном социализме.