О. Н. Самсонова,
главный хранитель
Ишимского историко-краеведческого музея

 

Ровно год назад я впервые побывала в Абалаке и была поражена соответствием масштабов открывающегося с горы пейзажа, создания матушки природы, и произведений рук человеческих. В кафе «Белая сова» было, на что посмотреть, где посидеть и с чем сфотографироваться: огромные столешницы на крепких бревенчатых ногах («ножках» здесь не скажешь); под стать им стояли лавки и деревянные троны; вырезанные из дерева  медведи, русалки и прочая живность. Как музейщик, я, конечно, позавидовала острожному частоколу и башням из неохватных стволов вековых лиственниц – вот бы в Ишим такую красоту! Чем ишимские сопки хуже? И вспомнились мне легенды сибиряков о местечке Абалак. Однажды, в давние времена, слетелось сюда так много белых сов, что из-под размаха их крыльев не было видно неба.

Другая история о человеке, именем которого было названо место. На высокой сопке близ Иртыша обитал седой мудрый старец по имени Абалак, был он слеп, но обладал могущественной силой. Тот, кто, преодолев в себе страх, поднимался на гору в лунную ночь, мог получить от старца щедрый дар – власть над людьми. Говорят, что старец одарил властью только одного из смертных – сибирского хана Кучума. Власть над людьми для человека не только счастливый дар, но и тягостное бремя, потому Абалак оставил своё наследство земле.  С тех пор стремятся люди увидеть красоты сибирских просторов с горы Абалак, потому что чувствуют власть земли над собой. Более привлекательными стали эти места с тех пор, как появились на горе Абалак сказочные и мифические персонажи - раскинулся туристский комплекс. 

О клубах исторической реконструкции я была наслышана давно, не раз наблюдала выступления «воинов» на тюменских площадках и скажу честно: правила ведения боя так и не усвоила. Однако, каждый раз, наблюдая за игровыми сражениями, чувствую свою причастность к воинской славе наших предков и горжусь тем, что: «не перевились ещё богатыри …»; что реализуют мужчины свою жажду первенства не в семейном быту, а в честном поединке с равным; что ребята занимаются прикладным творчеством, а не прикладываются к спиртному.

Команды-участники прибыли на «Абалакское поле» из Екатеринбурга, Омска, Тобольска, Тюмени, Челябинска.  Во время игровых сражений любопытно было прислушиваться к комментариям «распорядителей», регулирующих боевые ситуации, и слышать забытые слова русского языка: «кольчуга», «доспехи», «куча»,  «наручи», «палаш», «колчан», «налучье» и т.п. Что уж говорить о боевых игрищах!? В переложении на специальный язык – бугурты – игровые массовые сражения.

Бойцы наступали и оборонялись отчаянно, с остервенением размахивая ненастоящим, но опасным оружием. Некоторые щиты, сделанные наспех или недостаточно качественно, на глазах у зрителей во время боя теряли свой наносной блеск и превращались в жалкое подобие доспехов. Но даже это было зрелищно и придавало особый шарм доблести отчаянно дерущемуся воину и сражению в целом. Тем интереснее, наверное, самому воину, что он своими руками восстанавливает костюм и вооружение, каждый раз вкладывая все больше творческих сил и возрождая костюм, как птицу Феникс, из пепла.

Зрители реконструированных боёв наблюдали не просто битву, мы знакомились с разными видами сражений («битва с подкреплением», «битва на мосту», «стенка на стенку», «дикое поле») и умением владеть разными видами оружия (меча, стрел, топоров). Однако, в «атмосфере исторического прошлого», как обещала реклама, я себя не почувствовала, но ощущение, по крайней мере, безвременья было.  Так как на одной острожной площадке мне пришлось наблюдать: русского воина в доспехах времён Александра Невского и девушку того же времени, но в европейском платье;  семью в языческих одеждах и православных стрельцов XVII века; очаровательных хозяек избушки на курьих ножках и, разумеется, нашего брата туриста. Всё перепуталось: времена, костюмы, народы, жанры, герои, стили… Всем было весело, и каждый находил себе занятие по интересам. Даже во время боёв не все комфортно чувствовали себя в роли зрителей. Мы отправились перекусить к манящему дымку мангала. Кого-то больше привлекала стопка русской водки и беседа с товарищем, другого – многочисленные резные фигурки и постройки, третьего – линия горизонта, открывающаяся с горы, четвёртого – парапланеристы.

Яркие разноцветные крылья парапланеров и звук мотора привлекал многих. Ребята, не обращая внимания на игрища, расположились лагерем под горой на берегу Иртыша и чувствовали себя не менее комфортно, чем туристы за столиком бара «Кит» на территории Абалакского острога. Каждый планер пытался перещеголять другого в управлении, высоте и дальности полёта. Для праздных зрителей крыло планера над головой – дополнительные впечатления и возможность интересных снимков на камеру.

         Стоит ли рассказывать об играх для туристов, о потрясающей ярмарке ремёсел, о вояже в настоящей повозке по территории туристического комплекса и не только – обязательных атрибутах любого праздника и народного гулянья?

         Наша немногочисленная группа завершила свою экскурсию на песчаном пляже Иртыша (по дороге вниз, влево от острога). Как не холодна вода в жаркий день, для моржа она - всё равно тёплая. Тем не менее, наши моржи благополучно поплескались в волнах, попозировали на камеру в лучах заката и мы попрощались с гостеприимным Абалаком.

   

Календарь событий

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»