Е.П. Ермачкова,
кандидат исторических наук,
Заведующая кафедрой
гуманитарных и естественнонаучных исциплин
Филиал ТюмГУ в г. Заводоуковске
В конце XIX века сельское хозяйство Западной Сибири замедлило темпы своего развития из-за череды неурожайных лет, неблагоприятных погодных условий, нашествия кобылки и грызунов, отсталых методов в земледелии и животноводстве.1 Просветители настоятельно рекомендовали сельским обществам устраивать около школ учебные участки с садом и огородом, проводить народные чтения по сельскому хозяйству. 2
В апреле 1895 года в село Заводоуковское Ялуторовского уезда Тобольской губернии прибыл пермский агрономический смотритель Герман Яковлевич Назаров. До этого он исполнял обязанности члена отряда по борьбе с кобылкой и по личному опыту знал о недостатках, присущих сибирскому землепашцу. Родился Герман Яковлевич в 1869 году в городе Ветлуга Костромской губернии в мещанской семье. Как и новый Тобольский губернский агроном Н. Л. Скалозубов, он окончил Красноуфимское реальное промышленное училище, и посвятил свою жизнь агрономии.3 В одном из писем Скалозубову Назаров так описывал причины своего переезда в сибирскую глубинку: «В селе Заводоуковском начали строить новую сельскую школу, выбрали попечителем Кириака Степановича Колмакова, а он пригласил меня в эту школу учительствовать, выражая надежду на то, что этой школой можно воспользоваться как средством проведения в крестьянскую среду естественноисторических знаний, истории и географии».
По договоренности с губернатором Назаров получал официальную должность «кобыльщика» (специалистом по борьбе с кобылкой), но в действительности должен заниматься только школой. Перед самым отъездом он получил неожиданное известие: Тобольский губернатор отменил сделку, беря на работу именно «кобыльщика», а не педагога. Получив 50 руб. на дорогу, в глубокой растерянности Назаров прибыл в Заводоуковское. Здесь его попытались уверить, что «эта непредвиденная история вскоре, может быть, как-нибудь уладится».
Ожидая решения губернатора, Назаров вместе с Колмаковым, П.В. Ивановым и чиновником по крестьянским делам В.А. Тавастшерном, начали планировать в двух больших комнатах нового сельского министерского училища естественноисторический музей, при котором решили проводить для местного населения сельскохозяйственные беседы.4 В конце апреля 1895 года они подали в губернскую канцелярию прошение о разрешении работы музея. Здесь же говорилось о начале приема пожертвований в его пользу вещами и деньгами; сборе коллекций и гербария, приобретении на полученные деньги научных книг, таблиц, карт, приборов; возможности организации научно-популярных бесед и привлечения к сотрудничеству лиц, имеющих желание помочь заведению как материально, так и морально. После проведения небольшого исследования выяснилось, что работать над музеем собирается почти вся местная интеллигенция, несколько крестьян и, конечно же, ученики школы. Всего на организацию музея было затрачено более 50 рублей. В эту сумму не вошли подарки, сделанные чуть позже Департаментом земледелия по ходатайству В. А. Тавастшерна и присланные специально для торжественного открытия экспозиции. С Боткинского завода поступил плужок и борона зигзаг, с Курганской выставки - веялка и соха – курашимка.5
Назаров подал заявление в Ялуторовское общество попечения об учащихся, чтобы в его устав включили пункт о деятельности сельского музея, который будет проводить беседы для крестьян. Так как этот вопрос мог решить только министр народного просвещения, заводоуковцы настроились терпеливо ожидать ответа. От губернатора же, по расчетам нового учителя, решение об открытии сельского музея, ждали той же весной. Поэтому уже в мае начался планомерный сбор экспонатов для музея, стали поступать пожертвования от волостной и уездной администрации.
В своих письмах к Н.Л. Скалозубову Герман Яковлевич неоднократно приглашал губернского агронома посетить село.6 Долгожданная встреча состоялась в июне. Николай Лукич отмечал в своем дневнике: «18 июня в Заводоуковском отводили школьную землю под пашню и огород. 20-21 июня находился при пахоте школьной земли плугом Кунгурцева, который здесь крестьяне еще не видели и потому следили за пашней с большим интересом целым обществом. В Заводо-Уковске я пробыл до 25 июня, работая с насекомыми и растениями и пр., предназначенными в музей. После поездки в Новую Заимку вернулся обратно в село Заводоуковское 6 июля. Занимался устройством музея, так как получилось разрешение об открытии его. Поэтому большую часть времени экскурсировал в окружающие мест Завода. 11 и 12 июля разбирал картинки снова по группам, так как при подклейке их переплетчиком они были перепутаны. 14 июля набивал чучела птиц. 15 июля вырабатывал тип парт для школы, шкафов, учебных пособий. Затем до 24-го июля исключительно занимался устройством музея в с. Заводоуковском».7
В торжественной обстановке школьный музей села Заводоуковского открыли в июле 1895 году Основой его фондов послужила коллекция, собранная учителем при разъездах по губернии в предыдущие годы, а также в период с 25 мая по 5 июля, когда он исполнял обязанности члена отряда по борьбе с кобылкой. При этом Г. Назаров вел дневник, где записывал всевозможные данные, которые пригодились при оформлении музея: описание скота в имении Иванова Заводоуковской волости, характеристику типичных скотных дворов, самодельных орудий труда местных землепашцев, анализ почв.
Общественное признание деятельность школьного музея получила уже осенью 1895 г. на Курганской сельскохозяйственной выставке. «Многие посетители выставки останавливают свое внимание на небольшом Заводоуковском сельском музее, помещенном в 1 естественноисторическом отделе выставки».8 В его программе указывались следующие экспонаты: картограммы преобладающих культур, количества посева на одного жителя в данной местности и размеры скотоводства; сорта культурных хлебных растений местных и улучшенных; образцы сортированных и несортированных семян из одной пробы; значение глубокой заделки, посева крупными и мелкими семенами, редкого и густого; семена в растениях и колосьях; сорные травы и семена их; модели, рисунки и сами сельскохозяйственные орудия; работа почвоуглубителем; таблицы по урожайности засоренных и чистых посевов и др.9
С начала нового 1895-96 учебного года Назаров стал проводить с учениками и местными крестьянами сельскохозяйственные беседы. Заводоуковские крестьяне охотно воспользовались предоставленной возможностью поучиться передовым методам возделывания хорошо известных и новых культур, внесению удобрений, использованию молотилок, веялок и других машин. С этого периода начинается активное распространение среди сельского населения Заводоуковской волости земледельческих машин и орудий. Крестьяне же в других волостях иронически относились к обучению в школе сельскому хозяйству, «видя в этом барскую затею», так как учителя давали только теоретические знания, «без умения и привычки работать, - этих главных качеств хозяина-земледельца».
После увольнения Назарова осенью 1898 года, новый учитель Николай Козьмин отказался от ведения музейной работы, собрал все экспонаты на несколько подвод и отправил в Ялуторовск.10
Список источников:
- Обзор Тобольской губернии за 1891 год. Тобольск, 1892. С. 9.
- Тобольские губернские ведомости. 1895. № 7.
- ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф.417. Оп. 2 Д. 3403.
- Скалозубов Н.Л. Краткий отчет о поездке, совершенной летом 1895 года по Тобольской губернии. СПб., 1896. С. 9.
- Соколов Е.Ф. Положение начального народного образования в Тобольской губернии за 1896/7 учебный год //Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. IX. Тобольск, 1898. С. 105.
- ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 479. Оп. 5. Д. Л. 5-7.
- Там же. Ф. 147. Оп. 1. Д. 3. Л. 90-95.
- Справочный листок Курганской сельскохозяйственной и кустарной выставки 1895 года. 1895. № 39 от 14 сентября.
- Там же.
- ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 5. Оп. 1. Д. 5. Л. 148.