Арстан Байбаков из Шестаково за год флотской службы успел побывать сразу на двух морях
В прошлом году перед Днём военно-морского флота наша газета рассказала про Амангельды Байбакова, служившего на флоте четверть века назад. А недавно домой из армии вернулся его сын Арстан – младший сержант морской пехоты.
– Можно сказать, я – сухопутный моряк, – признаётся Арстан Байбаков. – И море то первый раз увидел, когда в армию пошёл. Отец, конечно, говорил, что служил на Северном флоте, на крейсере «Устинов». Интересно рассказывал. Но не скажу, что я прямо таки рвался на морскую службу. Рос обычным сельским мальчишкой – учился в школе, любил физкультуру и математику.
Окончив 11 классов, Арстан поступил в Тюменский нефтегазовый колледж. Осваивал бурение нефтяных и газовых скважин. А когда получил диплом – пришло время встать в воинский строй.
– Не успел вернуться домой, в Шестаково, а мне из военкомата звонят, – говорит Арстан. – И 30 июня прошлого года отправился я в армии. Точнее – на флот. Как сказали, что я буду служить в ВМФ – отец обрадовался. Пришёл провожать меня в бескозырке, с андреевским флагом. Очень гордился, что на мне тоже тельняшка – морская душа.
Начинал службу Арстан на Балтийском флоте, в учебном центре ВМФ в городе Ломоносов под Санкт-Петербургом. Три с половиной месяца новобранец осваивал здесь уставы, строевую подготовку, порядок корабельной службы и азбуку Морзе.
– Поначалу, конечно, было тяжело, по дому скучал, но быстро втянулся в ритм армейской жизни, – вспоминает Арстан. – Очень запомнились увольнительные в Санкт-Петербург – когда ещё в северной столице побываешь. А в октябре 2024-го нам сообщили, что служить мы будем в Крыму, в морской пехоте Черноморского флота. Я обрадовался – на курорт еду!
Нести службу А. Байбакову предстояло 810 гвардейской бригаде морской пехоты в Севастополе. Правда, погулять по овеянным славой русских моряков улицам этого города Арстану не пришлось – увольнительных у морпехов не было, и за подготовку бойцов командиры взялись серьёзно с первого дня.
– «Шагистикой» мы не занимались, учились тому, что нужно в бою, – вспоминает наш земляк. – Тактическая, физическая, огневая подготовка. И, конечно, моральная. Офицеры говорили, что идёт война и хотя мы, срочники, на неё не попадём, готовится нужно самым серьёзным образом, чтобы любое развитие событий не застало нас врасплох. Жалею немного, что ни с парашютом прыгнуть, ни в море на десантном корабле выйти нам не довелось – обстановка в Крыму прифронтовая и к таким тренировкам не располагает. Но с другой стороны мы потому и морская пехота, чтобы воевать пешком. И уж окрестности Севастополя мы все облазили.
Каждую неделю взвод выезжал на стрельбы. Гранатомётчик Байбаков успел пострелять не только из штатных станкового гранатомёта и автомата, но и из крупнокалиберного пулемёта и снайперской винтовки. Вообще, в полевых выходах морпехи провели, пожалуй, больше времени, чем в расположении части. И вот тут-то оказалось, что зимний Крым – это тот ещё «курорт».
– По мне уж лучше наша настоящая сибирская зима с пургой и снегом! – восклицает Арстан. – Ветер, дождь, грязь… И по всей этой благодати мы гранатомёт тащим. А он пуд весит!
Тем не менее служба нашему земляку пришлась по душе. Многие его сослуживцы стали задумываться о том, чтобы стать профессиональными военными.
– Но наш комвзвода сказал, что сначала нужно демобилизоваться и съездить домой – повидать родных и близких, вдохнуть воздух гражданской жизни, – говорит Арстан Байбаков. – Если желание заключить контракт останется – в бригаде нам всегда будут рады. И я очень благодарен нашим командирам за такой совет.
Домой Арстан вернулся как снег на голову. Родные ожидали его только на следующий день.
– Родня, знакомые – всё село – собрались вскоре меня встречать. Отец ходил гордый – как будто это он сам снова из армии вернулся. Младший брат Мейрам хвостиком за мной бегал – говорит, что тоже моряком стать хочет. А я вот решил дальше учиться, высшее образование буду получать. Но о том, что провёл год в морской пехоте, ни на миг не сожалею. Всегда считал, что настоящий мужчина должен Отчизне послужить, – заканчивает разговор Арстан Байбаков.
"Заводоуковские вести" № 60 от 26.07.2025.