О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.

 

Обращаем внимание докладчиков: правки и редактирование тезисов докладов и сообщений принимаются до 1 ноября 2023 года. Ваши отправления ждём по адресу 627140, город Заводоуковск, ул. Вокзальная, 44, также по электронной почте: zvd-museum@mail.ru, ceba251072@mail.ru с пометкой «Конференция».



 

О

   

Более полувека самым большим зданием на заводоуковской земле была мельница купцов Колмаковых. Огромное строение из могучих кондовых брёвен возвышалось на берегу реки Ук.


Эта широкая полноводная река – наш маленький Ук! Плотина Колмаковской мельницы подпрудила водный поток, заставила вращать трёхметровые водяные колёса.

Мукомольное производство было здесь исстари. Ещё в 1844 году, покупая землю у наследниц генерала Семёна Богданова, основатель купеческой династии Василий Корнилович Колмаков приобрёл и небольшую водяную мельницу.

Но по-настоящему индустриальный размах придал главному направлению своего бизнеса Василий Васильевич Колмаков, второй владелец заимки. В 1870 – 80 годы новую многоэтажную мельницу построил здесь екатеринбуржский инженер Людвиг Шикаданс. Сначала она работала от энергии реки, а спустя десятилетие появилась паровая машина английской фирмы «Братья Бромслей» и котёл, заказанный на заводе Ятеса в Екатеринбурге. Имелась при мельнице и электростанция. Генератор российского отделения «Дженерал электрик» мощностью 54 киловатта, давал свет на производственные и жилые помещения Заимки.

Ежедневно мельница выдавала 48 тонн муки пяти сортов. Спросом пользовались и отруби. Так за 1892 год здесь было произведено продукции на 106 400 рублей.

На предприятии трудилось 20 рабочих и мастер. Зарплаты по тем временам они получали немалые – соответственно 12 и 75 рублей в месяц. Отметим, что за червонец в тогда вполне можно было сторговать крестьянскую корову, а за 25 рублей – и коня.  

Сторожили спорили, сколько же этажей было в здании мукомольного заведения – четыре, пять или шесть. Стояло оно на косогоре, потому со стороны реки было на один этаж больше. Но сколько бы их ни было – это было поистине грандиозное сооружение. Представьте себе пятиэтажку, построенную из брёвен!

Эта мельница стала «флагманом» мукомольной промышленности купеческой династии. Кроме неё Колмаковы владели водянками в Сокольниках, Село Заводе и Пономарёвой, у впадения Ука в Тобол.

И после революции мельница не прекратила работу. Принадлежала она теперь Падунскому спиртсовхозкомбинату, в который вошли и земли бывшей Колмаковской Заимки. А плотина была главной переправой через Ук. Построенная в те годы, когда о машинах и не слыхали, она легко справлялась с потоком автотранспорта.

В 1930-х годах, после ввода в строй Заводоуковского элеватора, мельницу законсервировали. Сделали это надёжно и основательно, так что в 1941 году её удалось быстро ввести в строй. Старый паровик и динамомашина стали энергетическим сердцем авиазавода  № 499.

К сожалению, заводчане не уследили за плотиной, которую снесло в один из ледоходов. Поэтому в 1946 году решили гидротехническое сооружение не восстанавливать, а мельницу разобрать. Её мощные брёвна пошли на постройку цехов нового, образованного после войны, Новозаимского механического завода.

Когда через 10 лет на заводе стали возводить кирпичные цеха, из старых брёвен построили несколько жилых домов по улице Дзержинского. ставших своеобразным памятником колмаковской мельнице.

 

"Заводоуковские вести" № 64 от 8.08.2023.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»