Завтра заводоуковская крылатая пехота соберётся в сквере воинской славы. Постоянно участвует в таких торжествах горожанин Андрей Симбирцев, хоть быть десантником он и не собирался.
– Я с измальства техникой интересовался: мотоциклы, машины… И в родном городе Булаево в Северном Казахстане, и в Омске, гкда поступил в техническое училище. Поэтому когда меня осенью 1985 года призвали в танковые войска, я был доволен. Ведь в советское время не служить в армии было просто неприлично, – говорит Андрей Владимирович.
Их команду готовили к отправке в Афганистан, но планы поменялось и омские призывники попали в «витрину социализма», Германскую Демократическую Республику.
11 ноября на аэродроме новоприбывшее пополнение встретили офицеры-десантники из охранявшего авиабазу батальона и предложили желающим перейти в ВДВ. И девять несостоявшихся танкистов, в том числе наш собеседник, оказались в строю крылатой пехоты. Служить А. Симбирцеву довелось в 1044-м отдельном десантно-штурмовом батальоне в городе Кёнигсбрюке.
– Первый раз с парашютом я прыгнул только в феврале 1986-го. Готовили нас к этому основательно. Заместитель командира батальона по воздушно-десантной подготовке ужас какой строгий был. У него даже спортсмены-парашютисты, перворазрядники, начинали учиться с нуля, – вспоминает Андрей Владимирович.
Первый прыжок нашего героя не впечатлил. Предупредили о предстоящем «десантном крещении» новичков за день. Но Андрей несколько не волновался – ночью спал как убитый, утром вместе со всеми совершил пятикилометровый марш-бросок до аэродрома, занял место в вертолёте и когда открылся люк – шагнул в пустоту. Даже за кольцо дёргать не пришлось – купол раскрылся автоматически.
– Вот второй раз через день прыгать было страшновато, – признаётся Андрей Владимирович. – Но ничего, привык. Запомнился прыжок с Ан-12-го. Здоровый такой самолёт, в него рота спокойно входит. Прыгали в два потока. Даже волновался чуть-чуть: а ну как в воздухе с кем столкнусь? Но стоило шагнуть в небо, страх остался позади – всё сделал, как учили.
За плечами А. Симбирцева 24 прыжка – в два раза больше, чем положено рядовому десантнику. Случилось так, что роту неожиданно подняли на учения, а борт для очередного десантирования уже заказали. «Не пропадать же добру», - решили отцы-командиры и оставили несколько солдат, которые и «отпрыгали» за всех.
Ещё запомнились Андрею большие маневры «Щит-86» где дружественные армии – советская, польская, чехословацкая, восточногерманская – лихо «громили» условных противников из блока НАТО.
– Конечно, на учениях всегда «наши» побеждают. Но к возможной войне нас готовили серьёзно. Говорили, что десантники, если что, первыми в бой пойдут. И при этом не скрывали, что случись всё по-настоящему, наш батальон поляжет за 20 минут, – вспоминает Андрей Владимирович.
К тому времени рядовой Симбирцев был уже опытным бойцом, считал дни до «дембеля». Но за полгода до увольнения в запас в части сменились командиры. Прибыли офицеры, воевавшие в Афганистане
– Вот уж они нас гоняли! – восклицает Андрей Владимирович. – Не смотрели на то, новобранец ты или «дед». Говорили: «Там в Афгане солдаты пачками гибнут! А всё оттого, что учиться не хотели, пока время было».
Так что приказ о демобилизации А. Симбирцев встретил с радостью и облегчением. Вернулся в родной Казахстан, а в 1996 году перебрался с семьёй в Заводоуковск, устроился работать в «Загрос». Там и познакомился с Павлом Чирковым из ветеранской организации ВДВ и спецназа. С тех пор Андрей постоянный участник встреч и мероприятий воинов запаса. Вместе с товарищами он устанавливал в 2020-м памятный знак к 90-летию ВДВ в сквере воинской славы.
– Я горжусь тем, что служил в крылатой пехоте! С тельняшкой вот не расстаюсь. Десантник – это навсегда, – завершает свой рассказ Андрей Владимирович.
"Заводоуковские вести" № 62 от 1.08.2023.