О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

Елена ЕРМАЧКОВА,
кандидат исторических наук,
г. Заводоуковск

 

«Мы землю не пашем, мы с бичика живём,» - говорили о себе в ХVIII столетии многие жители Уковского Завода, занимавшиеся ямской гоньбой. И на рубеже ХIХ – ХХ веков извоз был вторым по значению после земледелия видом занятия в деревнях, расположенных вдоль Сибирского тракта.

Почти в каждом сибирском селе жили, как их тогда называли, «извозопромышленники», круглосуточно готовые к перевозке пассажиров и грузов. Некоторые крестьяне занимались «почтовой и обывательской гоньбой» в свободное от хлебопашества время, другие же считали ее единственным видом дохода. Так, в 1894 году из 580 жителей деревни Горюновой 44 официально занимались извозом. В Пономарево  извозчиков было 15 из 140жителей, в селе Новозаимском – 135 из 1 364, в Шестаковой – 51 из 600, Падуне – 19 из 782, Бигилинском – 42 из 713, Колесниково – 49 из 1 411.

В 1897 году в селе Заводоуковском извозом занимались: Кузьма Демьянов, Алексей Дружинин, Василий и Маркел Ермаковы, Михаил Иванов, Михаил и Иван Кузнецовы, Никита и Федор Осинцевы, Андрей Ренев, Петр Шабанов и другие. Всего  на 571 жителя здесь приходилось 44 извозчика.

Как и сегодня у таксистов, у ямщиков существовали особые корпоративные правила. Желающие заниматься извозным промыслом для начала должны были предоставить в волостное правление справку о том, что со стороны полиции нет возражений, затем внести определенную плату, получить свидетельство и жестяной ярлык с выбитым на нем номером. По правилам, кандидатам должно быть не менее 17 лет, но из Всеобщей переписи населения 1897 года следует, что этим ремеслом в нашем крае занимались и подростки 13-16 лет, причем, не только парни, но и девушки. Владельцам извозного промысла запрещалось нанимать лиц пьющих и с дурной репутацией, а также сосланных в Сибирь за кражу или убийство.

Проходит своеобразных «техосмотр» и экипаж – его  следовало проверить на прочность, устранить неисправности, грозящие здоровью клиентов. Также и одежда извозчика должна была быть «не изорвана и вообще приличная».

Для «таксистов» тех времён устанавливались и ПДД: подъезжать к клиенту следовало по очереди, а не устраивать скачки.  Не допускалось обгонять другие экипажи в узких местах. При движении держаться правой стороны, при этом езда должна быть умеренно-скорая и осмотрительная. В противном случае извозчики подвергались штрафам и наказаниям.

На рабочем месте следовало быть трезвым, не надоедать проходящим с предложением своих услуг, не насмехаться, не кричать, не свистеть и вообще не нарушать общественный порядок и тишину. Извозчик обязан был бесплатно везти полицейских, преследующих воров, грабителей и других подозрительных личностей, а также отвозить по требованию правоохранителей найденных на улице заболевших, пьяных и скоропостижно умерших.

Каковы были расценки для желающих прокатиться? В 1913 г. ялуторовские извозчики брали за первый час 35 копеек, за каждый последующий час –  ещё по 20. Во время Рождества Христова, Пасхи, Нового года и масленицы цены взлетали до 60 копеек. В ночное время ставка повышалась на 10 копеек. За означенную плату везли двух взрослых пассажиров и двух детей до 10-летнего возраста.

В годы Первой мировой войны тарифы извозчиков выросли в среднем на 10 копеек. А когда в крае началась Гражданская война, извозный промысел вообще пришел в упадок. И красные, и белые забирали в армию только мужчин призывного возраста, но и лошадей, телеги и сани. Да и на дорогах стало опасно – вооруженные разбойники «экспроприировали» не только перевозимые грузы, но и экипажи.

 

"Заводоуковские вести" № 39 от 13.05.2023

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»