О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная краеведческая конференция «Наше наследие», проходившая в городе Заводоуковске 21–22 октября 2025 года, была посвящена 60-летию образования Заводоуковского района и 65-летию со дня присвоения Заводоуковску статуса города, а также 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Доклады на конференцию «Наше наследие» предоставили учёные, сотрудники музеев, краеведы и исследователи из Перми, Омска, Тюмени, Салехарда, Тобольска, Ишима, Ялуторовска, Заводоуковска, других районов области.

Участники конференции отметили, что краеведческая исследовательская работа является важнейшим фактором и компонентом в деле сохранения культурно-исторического наследия края, патриотического воспитания детей и молодёжи. Они  рекомендовали оргкомитету и учредителям продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие». Очередную конференцию  посвятить:

- основанию старейших городов Сибири – Тюмени и Тобольска;

- юбилеям лётчиков-космонавтов СССР Л. С. Дёмина и В. М. Комарова.



https://rutube.ru/video/07ea7b5d5f00912de29989b018d50cff/?r=plemwd 

   

По данным краеведа Сергея Захарова, первый гудок паровоза на нашей земле услышали 9 мая 1910 года. Тогда на место будущей станции Заводоуковской прибыл поезд со строителями железной дороги Тюмень-Омск.

 Вскоре паровозы стали у нас постоянными гостями. Регулярное движение на железной дороге началось 1 ноября 1913 года. Тогда на станции Заводоуковской останавливались все поезда, идущие по Транссибу – локомотивы заправлялись тут чистейшей водой из реки Ук. А водонапорная башня была самым высоким зданием в окрестностях.

В конце 1930-х маленьких «овечек» (так называли паровозы серии О) на путях станции Заводоуковской сменили более мощные локомотивы. Дело в том, что в 1936 году нашей железной дороге присвоили имя Лазаря Кагановича, руководившего в те годы ведомством путей сообщения. «Железный нарком» помогал «своей» дороге: перед войной новые рельсы, способные принимать самые тяжёлые поезда, проложили до самого Вагая. А вот дальше, на Омской железной дороге, пути остались старые, и прибывшие из центра России эшелоны приходилось делить на два состава.

В те же годы паровозы обзавелись в Заводоуковске собственным домом. В 1938 году началось строительство лесовозной ветки на Лебедёвку и Новый Тап, и для подвижного состава неподалёку от элеватора устроили депо. На «железке» крупнейшего в стране Заводоуковского леспромхоза паровозы трудились долго, хотя от искр из их топок порой случались лесные пожары.

А вот на магистральных путях паровые локомотивы постепенно сдавали свои позиции. С конца 1950-х годов начался переход Свердловской железной дороги (так наша магистраль стала называться с 1944 года) на тепловозную тягу. Паровозы же постепенно вытеснялись на вспомогательную работу. По воспоминаниям старожилов, последний маневровый паровоз работал на станции Заводоуковской до конца 1970-х.

Сегодня и тепловоз на магистрали увидишь нечасто. В 1983 году участок Свердловской железной дороги Войновка – Вагай был электрифицирован. Так что стремительные пассажирские и тяжёлые грузовые поезда ведут через нашу станцию современные красавцы-электровозы.

Но один тепловоз стал постоянным обитателем станции Заводоуковской. Яркий маневровый локомотив деловито снуёт по путям, составляя составы, перемещает вагоны, доставляет грузы предприятий городского округа.

 

"Заводоуковские вести" № 92 от 15.11.2022

   

Календарь событий

Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»