О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

По данным краеведа Сергея Захарова, первый гудок паровоза на нашей земле услышали 9 мая 1910 года. Тогда на место будущей станции Заводоуковской прибыл поезд со строителями железной дороги Тюмень-Омск.

 Вскоре паровозы стали у нас постоянными гостями. Регулярное движение на железной дороге началось 1 ноября 1913 года. Тогда на станции Заводоуковской останавливались все поезда, идущие по Транссибу – локомотивы заправлялись тут чистейшей водой из реки Ук. А водонапорная башня была самым высоким зданием в окрестностях.

В конце 1930-х маленьких «овечек» (так называли паровозы серии О) на путях станции Заводоуковской сменили более мощные локомотивы. Дело в том, что в 1936 году нашей железной дороге присвоили имя Лазаря Кагановича, руководившего в те годы ведомством путей сообщения. «Железный нарком» помогал «своей» дороге: перед войной новые рельсы, способные принимать самые тяжёлые поезда, проложили до самого Вагая. А вот дальше, на Омской железной дороге, пути остались старые, и прибывшие из центра России эшелоны приходилось делить на два состава.

В те же годы паровозы обзавелись в Заводоуковске собственным домом. В 1938 году началось строительство лесовозной ветки на Лебедёвку и Новый Тап, и для подвижного состава неподалёку от элеватора устроили депо. На «железке» крупнейшего в стране Заводоуковского леспромхоза паровозы трудились долго, хотя от искр из их топок порой случались лесные пожары.

А вот на магистральных путях паровые локомотивы постепенно сдавали свои позиции. С конца 1950-х годов начался переход Свердловской железной дороги (так наша магистраль стала называться с 1944 года) на тепловозную тягу. Паровозы же постепенно вытеснялись на вспомогательную работу. По воспоминаниям старожилов, последний маневровый паровоз работал на станции Заводоуковской до конца 1970-х.

Сегодня и тепловоз на магистрали увидишь нечасто. В 1983 году участок Свердловской железной дороги Войновка – Вагай был электрифицирован. Так что стремительные пассажирские и тяжёлые грузовые поезда ведут через нашу станцию современные красавцы-электровозы.

Но один тепловоз стал постоянным обитателем станции Заводоуковской. Яркий маневровый локомотив деловито снуёт по путям, составляя составы, перемещает вагоны, доставляет грузы предприятий городского округа.

 

"Заводоуковские вести" № 92 от 15.11.2022

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»