О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Судьба знаменитого советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева богата на крутые повороты. Он поднимался к вершинам славы и впадал в тяжёлую опалу, он воспитал плеяду конструкторов крылатых машин, а потом вёл со своими учениками жёсткую конкуренцию, давя их своим, вполне заслуженным, впрочем, авторитетом.

Родился наш герой 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово под Тверью. Мать его, Анна Васильевна, была из дворян, а отец Николай Васильевич был сибирским казаком, родом из Сургута. В глухое село этот выпускник Санкт-Петербургского университета был сослан за то, что разделяя взгляды революционеров-народников. Однако этой опалой Н. В. Туполев особо не тяготился – он  считал, что место интеллигентного человека рядом с  простыми людьми, крестьянами, народом. Из Пустомазово он уехал в Тверь только для того, чтобы дать образование своим шестерым детям.

С детства Андрей Туполев проявлял интерес к рукомеслу. В Тверской гимназии любимыми его занятиями были уроки труда. Юношеские столярные работы, которые он мастерил на уроках, практически всегда попадали на школьные выставки.

В 1908 году Туполев поступил в Московское техническое училище. В 1909 году в училище образовался Воздухоплавательный кружок, вел который преподаватель Николай Егорович Жуковский. Туполев стал самым активным посетителем кружка. Жуковский прочил своему любимцу великое будущее. Но в 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны Туполеву удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Естественно, Андрей Николаевич – сын народника и сторонник левых взглядов – принял революцию. Правда, потом ему не раз вспоминали «неправильное» дворянское происхождение.

А. Н. Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института, где окончательно определилось призвание молодого инженера. Во время работы в ЦАГИ А. Н. Туполев возглавлял отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства. В 20-е годы при самом активном его участии были спроектированы и построены уникальные аэродинамические трубы.

Свой первый самолёт АНТ (первые буквы ФИО) Туполев построил в 1923 году. Вскоре определилось магистральное направление творчества  нового авиаконструктора – создание тяжёлых самолётов с использованием металлических конструкций. В 20-е годы ХХ века, когда во всём мире преобладали летательные аппараты из дерева и ткани, «кольчугалюминиевые»  (авиационный дюраль выпускали тогда на заводе в Кольчугино) смотрелись очень футуристично. Кстати, из этого же материала в КБ Туполева делали и аэросани – очень востребованный в постреволюционном бездорожье вид транспорта.

Но главную славу А. Туполеву его самолёты-гиганты. В 1925 году он создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который считался одним из лучших бомбардировщиков в мире. В 1932 году был сконструирован его четырёхмоторный собрат ТБ-3. Вплоть до Великой Отечественной войны он был основным кораблём нашей дальней авиации, широко использовался для доставки грузов в народном хозяйстве и полярной авиации – в  1937 году именно на таких машинах доставили на Северном полюсе экспедицию Папанина.  Стал ТБ-3 и главной рабочей лошадкой для зарождающихся Воздушно-десантных войск. Кто знает, может быть именно эти заслуженные ветераны поднимали в годы войны «аэропоезда» десантных планеров, построенных на заводоуковском авиазаводе   № 499.

Всемирную славу А. Н. Туполеву принёс рекордный самолёт АНТ-25, на котором экипажи лётчиков Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили полёты через Северный полюс в США, установив мировой рекорд дальности.

 

К концу 30-х годов ХХ века А. Н. Туполев наряду с Н. Н. Поликарповым стал главным авиаконструктором страны, «королём бомбардировщиков». И надо сказать честно – немного «забронзовел». Подчинённые прозвали Андрея Николаевича «барином». Он позволял себе нецелевое использование средств (не на себя, естественно, но закупая не то, на что выделялись деньги из бюджета небогатой в общем-то страны) возил с собою в загранкомандировки супругу. Но всё же арест авиаконструктора 21 октября 1937 года грянул как гром среди ясного неба. Вполне в духе того времени осудили его не за реальные прегрешения, а за  создание «вредительской антисоветской организации в авиационной промышленности, ослабление  обороноспособности Советского Союза и передачу французской разведке сведений, составляющих государственную тайну».

Туполева приговорили к 15 годам лишения свободы. Но отправлять столь ценного кадра на лесоповал, конечно, никто не собирался. Для него и других репрессированных специалистов была создана «шарашка» – закрытое конструкторское бюро НКВД.  Конструкторам было объявлено, что путь на волю для них – это скорейшее создание необходимых армии самолётов.

Даже после ареста в 1937 году, находясь в тюрьме, Туполев сохранял присутствие духа и свои «барские» замашки. Приставленного к нему бойца охраны он использовал в качестве ординарца. Спорил с Л. П. Берия по поводу того, какой именно самолёт нужен стране. Правда, Лаврентий Павлович сам был инженером по образованию, и Андрею Николаевичу удалось убедить его, что армии нужен не тяжёлый четырёхдвигательный пикировщик, а фронтовой бомбардировщик. В январе 1941 года совершил первый полёт Ту-2 (так стали называть все самолёты, созданные конструктором после ареста). Эта машина считался лучшим средним бомбардировщиком Второй Мировой войны. И хоть наладить массовый выпуск её удалось только к концу войны (не хватало двигателей), 19 июля 1941 года А. Н. Туполева, как и было обещано, досрочно освободили из-под ареста. Правда, реабилитировали его только 9 апреля 1955 года.

Под руководством А. Н. Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов.

Андрей Николаевич воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, таких как В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, С. А. Лавочкин и многих других.

За свои заслуги великий авиаконструктор был удостоен всех мыслимых наград нашей страны: трёх «Золотых Звёзд» Герой Социалистического Труда, Ленинской,  четырёх Сталинских и Государственной премии СССР, звания  Академик АН СССР, Заслуженный деятель науки РСФСР. Но самая большая наградой Андрею Николаевичу – это то, что крылатые машины с маркой «Ту» на фюзеляже и сегодня, спустя полвека после его смерти бороздят небо нашей Родины.

 

Изображения взяты из общедоступных источников.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»