О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная четырнадцатая краеведческая конференция «Наше наследие» состоится в  Заводоуковске 18 - 19 октября 2022 года.

Она будет посвящена: 
150-летие со дня рождения купца, мецената и просветителя Кирьяка Степановича Колмакова; 
60-летию Карибского кризиса и участию сибиряков и уральцев в локальных конфликтах и антитеррористических операциях второй половины ХХ – начала ХХI века;
Изучению генеалогического наследия юга Тюменской области.

Конференция пройдёт в гибридном формате (онлайн и офлайн).

Заявки на участие в конференции принимаются до 26 сентября 2022 года по адресу:
627140, город Заводоуковск, ул. Вокзальная, 44,
либо по электронному адресу:
zvd-museum@mail.ru, ceba251072@mail.ru с пометкой «Конференция».

 

О

   

 

Если дать маленькому ребёнку в  руки карандаш или краски, он начнёт  рисовать. Так и человечество на заре своей юности научилось рисовать и раскрашивать значительно раньше, чем  писать.   Первобытный человек, который взял  в  руку кусочек  известняка и случайно приложил  его к  отполированной водой и временем  стене, не знал, что стоит  на пороге великого открытия.

 В пещерах первобытных людей, живших много тысяч лет тому назад, были обнаружены наскальные рисунки, которые очень искусно показывают животных. Рука изображала то, что видели глаза. Такие рисунки есть почти везде, где в  далёком  прошлом  обитал  человек. Для древних  людей эти рисунки были очень важны. Они не только украшали стены их  пещер, но и помогали  в  их  тяжёлой жизни.  В  некоторых наскальных рисунках быки и медведи были исколоты копьями. Охотники верили, что, поразив  изображения, они получат  сверхъестественную власть над  зверем  и смогут убить его и на охоте. Человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен.

Так  картинки использовались для передачи сообщений. Рисунок человека,  бегущего за кабаном,  например, мог означать приглашена на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Человек,   получивший  такое послание, мог прочитать его так же, как мы читаем письма. Такие значки называются пиктограммами.

Пиктограммы существуют и в наши дни. Это эмблемы различных международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображения на государственных флагах и т.д. Вспомните также рисунки в детских журналах, которые составляют целые сериалы, посвященные похождениям одного героя. К  пиктограммам относятся дорожные знаки, различные указатели, компьютерные смайлики и т. д.

Никто не знает точно, где и когда возникла письменность. Мало-помалу люди сообразили, что любой предмет можно обозначить условным знаком, символом. Рисунок  вызвал  к  жизни письмо.  Характерным примером использования таких знаков–символов были иероглифы древнего Египта. Недаром  слова «рисунок» и «письменность», «живопись» и «письмо», «художник» и «писец» в  древнеегипетском  языке совпадали. У иероглифов  есть очень важное достоинство – их можно прочитать, даже не зная языка. Современные учёные до сих  пор  могут  только предполагать, как звучал язык  фараонов. Но, зная значения иероглифов, даже вы можете прочитать простые древнеегипетские предложения.

Позже иероглифическая письменность получила широкое распространение на Дальнем Востоке - в Китае, Японии и Корее. Если у египтян  было всего 750 основных иероглифов, то китайцы, совершенствуя свою письменность на протяжении 3,5 тысячелетий, придумали аж 50 тыс. значков. Здесь вы видите два китайских иероглифа – «жи» (солнце) и «юэ» (луна). Их  сочетание уже имеет  значение «светлый, сияющий» (мин).

Таким  образом,  можно было отразить любую, даже самую сложную и отвлеченную мысль. Однако на то, чтобы научиться писать, уходит несколько лет постоянных упражнений. Для того чтобы прочитать простенький текст, например,  газетную статью,  нужно запомнить несколько тысяч значков. Для не посвященных в тайну иероглифов смысл написанного был совершенно непонятен.

А  пользуемся ли мы с  вами сейчас  иероглифами? Как ни странно, да. Простой пример: три  плюс  два равно пяти  мы с  вами можем  написать  как  3 + 2 = 5. Целое слово, понятие мы, как  когда-то древние египтяне, заменяем  всего одним  значком. Так  что и   «+», и  «%», и  «=» и все цифры, которые вы пишите на уроках  математики, есть ни что иное, как  идеограммы  или иероглифы.

В  ещё одном  центре древней цивилизации – Междуречье – сначала тоже «писали» рисунками. Однако тут  не было ни папируса, как  в  Египте, ни шёлка или бумаги, как  в  Китае. Поэтому писали здесь чаще всего на сырой глине. На ней трудно рисовать. Потому рисунки всё более упрощались и постепенно превратились в  набор  палочек  и клинышков. Эта письменность  называлась клинописью.  Такие письмена,  существовавшие за 3500 лет до нашей эры, дошли до нас на глиняных табличках.

У нас  на витрине вы видите, как  со временем  упрощались такие знаки. Чтобы написать слово «бык» вначале рисовали мордочку быка. Потом  её изображение стало очень схематичным. На финикийском  языке слово бык  произносится как «алеф». Так появилась буква «А». Понятие «радоваться» изображалось в  виде человека с  поднятыми руками. Назывался такой значок  «хе!» (восклицание). Так появилась буква «Х».

Также точно, как вы сейчас, древние финикийцы, населявшие в конце 2 тыс. до н. э. восточное побережье Средиземного моря, осознали, что один и тот же знак можно использовать для одного звука во всех сочетаниях, поэтому они применяли ограниченное число знаков в этих целях. Такие знаки и стали алфавитом. Финикийский алфавит состоял из 22  букв, каждая из которых обозначала отдельный звук.  Вот  только гласных  в  этом  алфавите не было. Вы спросите, как  же можно читать без гласных? Оказывается, можно, ведь евреи и арабы до сих  пор  пользуются подобными алфавитами

Мы  видели с  вами, что  люди до сих  пор  пользуются  и пиктограммами, и иероглифами. Но  уж  мы-то с  вами  пишем с  гласными, скажите вы мне. Так  то оно так, но скажите мне, как  вы  прочтёте такие слова «100 км», «7 млрд.» Так  что, сокращая для скорости слова, вы поступаете сейчас, как  древние финикийские торговцы.

Изобретение алфавита стало для человечества большим шагом вперед. При помощи нового письма легко было написать любое слово. Обучиться ему было очень просто. Искусство письма перестало быть привилегией посвященных. Это послужило одной из причин быстрого распространения алфавита по всему миру. Как считают, четыре пятых всех известных ныне алфавитов возникло из финикийского.

Первыми же додумались добавить в  алфавит гласные звуки древние греки.  Сначала они тоже писали справа налево. Потом  стали писать и так  и этак: первую строчку – справа  налево, а следующую – слева направо. Но и это показалось им  неудобным. Тогда они стали писать все строчки слева направо. Изменив  направление строки, греки и буквы повернули в  привычную нам  сторону. Так  что греческий текст мы с  вами можем  уже прочитать довольно легко.

Но на этом  путешествие букв  не закончилось. Прошло два тысячелетия, и они отправились на север.

В  IX веке в  греческом  городе Салоники родились два брата. Звали их  Кирилл и Мефодий. Они были полукровками и с  детства знали и греческий, и славянский языки. Старший Мефодий выбрал  монашеское служение.  А  младший Кирилл  стал  учёным–философом. В  863 году император  приказал  Мефодию отправиться на север просвещать славян. Но как  учить людей, которые не умеют ни писать, не читать. Можно, конечно, было сначала научить их  греческому. Но Мефодий поступил  иначе. Он  попросил  своего учёного брата разработать алфавит, которым  можно было бы записывать славянские слова.  Большую часть букв  они взяли из  греческого алфавита, некоторые (например  «Ц»  и «Ш») из  еврейского, а кое-какие придумали сами. Например  «Щ» они составили так: написали  «Ш», а под  ним маленькое  «т» (даже называлась эта буква «ШТА»); «У»  получилась из  сочетания греческого  «Y»  и маленькой «о». Всего в  первой славянской азбуке, называемой  кириллицей, было 43  буквы.

Так  путешествовали буквы на протяжении почти 4  тыс. лет  через  века и страны. На спинах  рабов  в  круглых  корзинах  для свитков  папируса, на финикийском  30-вёсельном  корабле, в  котомках  странствующих  монахов. И, наконец, после долгих  скитаний, изменившись почти до неузнаваемости, дошли они до нас.

Киньте ещё один взгляд  на азбуку Кирилла и Мефодия. Вы видите там  много «лишних» букв. Получилось так  потому, что учителя словенские составляли свою азбуку не столько для русских, сколько для болгар, сербов, хорватов, моравов, валахов и других    народов, для которых  эта разница значение имела. Например, звук «и» передавали три разные буквы «И», «ИЖЕ» и «ИЖИЦА». Вот школьники и должны были заучивать, что «Работать всемъ МIРОМЪ» надо писать через «И», «Война закончилась МИРОМЪ» через «ИЖЕ», а «Однимъ  МYРОМЪ мазанные» через «ИЖИЦУ».

Вот откуда взялась пословица: «Аз». «Буки». «Веди» страшат  как  медведи?»

Первым  решился упростить  жизнь несчастным  школярам  Пётр  Великий. В  своей всеобъемлющей реформаторской деятельности не обошел  он  и родную грамматику. В 1710  году он утвердил так  называемый «Гражданский шрифт». Новые буквы были проще и красивее старых. И всё же людям  того времени было нелегко привыкнуть к  новой азбуке. «Это очам  российским  было дико и делало некоторое затруднение в  чтении, особливо ж  таким, которые и старую московскую печать с  превеликою запинкою читали», жаловался современник.

Пётр провёл  первую реформу русского письма. Он убрал  из  алфавита  8  ненужных  букв, а также ввёл  новое начертание. Буквы стали, наконец, похожи  на привычные для нас.

Но,  тем  не менее, «лишних»  букв оставалось ещё много. Окончательно современный вид  наша письменность обрела в 1918 году. Советское правительство во главе с  В. И. Лениным провело много реформ  во всех  сферах  жизни. В  том  числе была значительно упрощена орфография русского языка, и выброшены из  азбуки ещё 5 букв, среди которых  оказался и «Ъ». В  то  время писали: «С`ЕЗД», «ПОД`ЁМ» и т. д. «Реабилитировали» твёрдый знак только через  40 лет.

Когда после реформы алфавита 1918 года переиздали роман  Л. Н. Толстого «Война и мир», новое издание оказалось на 70 страниц  тоньше дореформенных – столько оказалось в четырёхтомнике твёрдых знаков на конце слов.

Но вы можете сказать

- Как  так, у  Кирилла и Мефодия в  азбуке было 43 буквы, Петр 1  исключил  8, Ленин – ещё 5. Значит  должно остаться 30. Ну, с  твёрдым  знаком -31. А  букв-то 33?!

Дело в  том, что за столетия наша азбука не только теряла устаревшие буквы, но и приобретала новые. В 1735 году наша азбука пополнилась буквой «Й», а в 1797 – «Ё»

Вот, оказывается, какая длинная история у  наших  букв.

 

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»