О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

Река, вошедшая в название Заводоуковска, делит город на две части. Когда-то здесь проходила граница между Новозаимским и Ялуторовским районами. Берега Ука сегодня соединяет мост. Его строительство завершилось в 1972 году.

«Ук» – слово татарское, в переводе означает «стрела». Это один из многих тюркских топонимов на заводоуковской земле. Почему река получила такое название, не известно, возможно, в старые времена она была быстрой, как стрела, или такой же прямой.
Первоначально основной переправой через Ук служила плотина Колмаковской мельницы, пока её не прорвало. Случилось это после окончания Великой Отечественной войны. Тогда авиазавод № 499, рабочие которого присматривали за ней в военное время, реэвакуировался в Ленинград, а на его месте создавался Новозаимский мотороремонтный завод. В этой суматохе за плотиной не уследили.


В 1947 году в посёлке Заводоуковском построили деревянный автомобильный мост. У него был один недостаток: каждую весну во время разлива Ука он тонул, и связь между берегами нарушалась. Вся пойма реки оказывалась под водой, затапливало дома на прибрежных улицах. По воспоминаниям старожилов, тогда для переправы через разлившийся Ук пускали паром, а пешеходы могли перебираться через поток по подвесному мосту из трёх канатов. Перебрасывали через реку и молокопровод. По нему с левого берега перекачивали молоко, привезённое на подводах и машинах с новозаимской стороны. На правом  берегу молоко заливали в молоковозы и везли на молзавод, который располагался в нынешнем центре города, примерно там, где сейчас торговый центр «Большой».
В конце концов, деревянный мост не выдержал напора льда, который повредил опоры. Пользоваться им стало опасно. Пока строили мост, возвели временную переправу, а затем новый мост надёжно связал берега реки-стрелы.

 

"Заводоуковские вести" № 18  от 1.03.2022

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»