О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Река, вошедшая в название Заводоуковска, делит город на две части. Когда-то здесь проходила граница между Новозаимским и Ялуторовским районами. Берега Ука сегодня соединяет мост. Его строительство завершилось в 1972 году.

«Ук» – слово татарское, в переводе означает «стрела». Это один из многих тюркских топонимов на заводоуковской земле. Почему река получила такое название, не известно, возможно, в старые времена она была быстрой, как стрела, или такой же прямой.
Первоначально основной переправой через Ук служила плотина Колмаковской мельницы, пока её не прорвало. Случилось это после окончания Великой Отечественной войны. Тогда авиазавод № 499, рабочие которого присматривали за ней в военное время, реэвакуировался в Ленинград, а на его месте создавался Новозаимский мотороремонтный завод. В этой суматохе за плотиной не уследили.


В 1947 году в посёлке Заводоуковском построили деревянный автомобильный мост. У него был один недостаток: каждую весну во время разлива Ука он тонул, и связь между берегами нарушалась. Вся пойма реки оказывалась под водой, затапливало дома на прибрежных улицах. По воспоминаниям старожилов, тогда для переправы через разлившийся Ук пускали паром, а пешеходы могли перебираться через поток по подвесному мосту из трёх канатов. Перебрасывали через реку и молокопровод. По нему с левого берега перекачивали молоко, привезённое на подводах и машинах с новозаимской стороны. На правом  берегу молоко заливали в молоковозы и везли на молзавод, который располагался в нынешнем центре города, примерно там, где сейчас торговый центр «Большой».
В конце концов, деревянный мост не выдержал напора льда, который повредил опоры. Пользоваться им стало опасно. Пока строили мост, возвели временную переправу, а затем новый мост надёжно связал берега реки-стрелы.

 

"Заводоуковские вести" № 18  от 1.03.2022

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»