О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Остановка: Железнодорожный вокзал

 

 

Название картины: фрагмент фрески «Сотворение Адама», центральной части росписи потолка Сикстинской капеллы Ватикана.

 

Автор: Микеланджело Буонарроти (6 марта 1475— 18 февраля 1564)

Один из титанов Возрождения, итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Его произведения считались шедеврами ещё при жизни самого мастера. Придворный живописец римского папы Юлия II.

История картины: до работы над росписью Сикстинской капеллы Микеланжело был более известен как скульптор. Его работы «Оплакивание Христа» («Пьета) и «Давид» считались общепризнанными шедеврами. Но опыта в создании фресок он не имел и когда в 1508 году папа Юлий II поручил ему роспись потолка Сикстинской капеллы, завистники надеялись, что эта работа станет его фиаско.

Мастеру действительно пришлось нелегко: после четырёх лет работы скрючившись под потолком на неудобных лесах и помостах Микеланджело заработал артрит, сколиоз и заболевания глаз и ушей из-за краски, которая попадала на лицо. К тому же папа Юлий, будучи пожилым человеком, боялся не дожить до конца работы виртуоза и постоянно приходил в капеллу, чтобы посмотреть на неоконченный шедевр. Первое время мастер мирился с визитами понтифика, но когда тот стал подгонял художника и вмешивался в работу, требовать поменять цвета, чтобы смотрелось побогаче, Микеланджело, трудившийся на лесах, начинал, как бы по неосторожности, скидывать сверху доски, что заставляло святого отца поскорей убираться восвояси.

Но когда работа закончилась, Юлий II остался доволен, а фрески заставляли посетителей церкви терять дар речи. Самую большую популярность получила четвертая роспись под названием «Сотворение Адама».

Вдохновили художника слова из книги Бытия «И сотворил Бог человека по образу Своему». В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый ангелами. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию.

Интересные факты: В 1555 году новый папа Павел IV потребовал «прикрыть срамные места» у изображённых, в полном соответствии с Библией, обнажёнными фигур Адама, Евы, грешников на других фрагментах росписи Сикстинской капеллы. Его придворный живописец  Даниэле да Вольтерра зарисовал «непотребное» простынками, фиговыми листьями и облачками. Несмотря на то, что Вольтера в те времена считался талантливым художником, в историю он  как вошёл как «трусописец». Узнав об этом, престарелый Микеланджело сказал: «Пусть его святейшество заботится о том, чтобы навести порядок в мире, а придать должный вид моей картине дело нехитрое».

 

Автор и куратор проекта преображения остановок общественного  транспорта в Заводоуковске – предприниматель Ярославна Викулова. Спонсорами работ на павильоне «Железнодорожный вокзал» стали бизнесмены Евгений Усков и Сергей Голубев. Копию шедевра выполнил заводоуковский художник Вадим Лаптев.

 

"Заводоуковские вести" № 63 от 7.08.2021

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»