День ветеранов боевых действий – праздник и памятная дата для многих заводоуковцев. Наши земляки воевали в Афганистане и Чечне, защищали границы Советского Союза на Даманском и Жаланашколе, несли воинскую службу в Йемене и на Кубе, защищали небо Кореи и Египта. А горожанин Павел Кривоногов вернулся два года назад из Сирии.
Служить нашему земляку довелось в части прославленной. 45-й отдельный ордена Александра Невского полк специального назначения ВДВ первым после Великой Отечественной войны получил в августе 2005 года гвардейское звание.
И молодое пополнение в части готовили по-гвардейски.
– Учили нас военному делу, как Ленин завещал – настоящим образом, – рассказывает Павел. – Я в декабре 2008 призвался, а через месяц, сразу после учебки, уже первый парашютный прыжок совершил. Постоянно то боевые выходы, то стрельбы, то кросс. Уж на что я к армии готовился, хотел офицером-десантником стать, спортом занимался, парашютной подготовкой, в патриотическом классе учился – а всё равно тяжело было.
С благодарностью вспоминает Павел командиров. Все офицеры полка имели боевой опыт – прошли чеченскую и грузинскую компании. А командир роты Сергей Жабреев был для своих солдат настоящим батей – умным, грамотным, образцом для подражания.
– Он предлагал на контракт остаться. Наш полк не зря называют школой спецназа, ребята и в «Альфу» и в «Вымпел» уходят, – отмечает Павел. – Да только я домой хотел. Здесь меня Женя, невеста, ждала. К тому же хотел я в правоохранительные органы устроиться. Но тут как раз началась реформа МВД, преобразование милиции в полицию, вакансий не было.
А ещё «на гражданке» рядовой Кривоногов заскучал по армии. Говорит, что полк для разведчиков – как семья. Своих и после службы не бросают, если трудности какие в жизни – помогут и поддержат. Да к тому же начались тревожные события на Украине…
– В 2014-м позвонил я командиру и вскоре стал бойцом контрактной службы, – говорит Павел. – И вновь жизнь вошла в нормальную колею – учёба, подготовка, служба. Только ответственности больше и задания сложнее.
Павел был уже опытным десантником – первый раз с парашютом прыгал ещё в школе, в Ялуторовском аэроклубе. Но теперь ему пришлось осваивать управляемые парашюты «Арбалет». С таким пролететь можно полтора десятка километров от места десантирования и приземлится туда, где тебя никто ждать не будет. А при первом ночном прыжке даже волновался немного – ну как в темноте натолкнётся на товарища. Но оказалось, что с прибором ночного видения видишь, кто и где, как днём.
К тренировкам разведчики относились ответственно, знали, что обязательно придётся в настоящем деле поучаствовать. И вот в 2016 году гвардейцы-десантники отправились в первую командировку в Сирию.
– Первое впечатление от войны было неожиданное. Откидывается аппарель самолёта и в салон врывается… запах! Море, апельсины – курорт, – улыбается Павел. – Вот только над полосой авиабазы Хмеймим «вертушки» кружатся – нашу посадку прикрывают.
«Турпоездка» продолжилась в древней Пальмире. Здесь десантники прикрывали сапёров, освобождающих от мин этот прекрасный город. Не раз боевики пытались помешать российским солдатам. Но получали отпор.
– Работали как учили – найти врага, навести артиллерию или авиацию, проконтролировать уничтожение. Говорили даже, что идёт «война больших стволов», – вспоминает Павел. – Но когда пришлось столкнуться с исламистами лоб в лоб, поняли, что противник они серьёзный. До конца стояли. Помогло наше хорошее оснащение – приборы ночного видения. Мы знали, где враг, и застали врасплох. Если бы те были настороже – вряд ли у нас без потерь обошлось бы.
За Пальмиру Павла Кривоногова наградили орденом Мужества. Получил его десантник уже в расположении части, куда вернулся после двух месяцев боевой командировки.
Второй раз в Сирию Павел отправился в 2018 году. На сей раз задачей десантников стала охрана генерала Сухеля, командира «Силами тигра» - 25 дивизии спецназа, одного из самых боеспособных сирийских подразделений.
– Генерала Сухеля не раз пытались ликвидировать и американцы, и израильтяне, – говорит Павел. – Но с охраной из российских военнослужащих сразу поосмотрительней стали. А ну как при налёте русского убьёшь – так и до международного скандала недалеко.
За шесть месяцев командировки Павел побывал в Дамаске, Хомсе, на Голландских высотах. Не раз оказывался под ударами американских «Томагавков» и самодельных дронов террористов. Но свою задачу десантники выполнили.
– А потом я решил уволиться из армии, – говорит Павел. – Ведь семья видела меня только наездами. Моя Женя – настоящая жена солдата, меня ещё со срочной службы дожидалась. Дочки по мне скучали. Так что пришло время мирной, семейной жизни, – завершает разговор Павел.
"Заводоуковские вести" № 53 от 3.07.2021