О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

Считается, что история лыж началась 20-30 тысяч лет назад. В далекие времена добывать пищу, передвигаться от одного поселения к другому зимой по глубокому снегу было тяжело, ноги проваливались и застревали.  Древний человек сообразил, что если увеличить площадь опоры, передвигаться будет проще и сложностей не возникнет. Одни из самых древних лыж выглядели, как две продолговатые или округлые дощечки. Потом их стали мастерить из толстых веток: их сгибали так, чтобы получился овал, а концы стягивали верёвками из жил животных. Такие лыжи сохранились до наших дней. Только теперь их называют не лыжами, а снегоступами. Они очень популярны в горной Швейцарии. Снегоступы позволяют забираться в такие непроходимые места, куда на обычных лыжах не добраться.

У одних народов это были круглые или продолговатые дощечки, у других – сплетённые ветки, чем-то напоминавшие теннисную ракетку с креплением для ног. В такие «лыжи» жители горных районов обували даже лошадей.

В то же время жители тёплых стран и подумать не могли о таком изобретении. Возвращаясь из путешествий по снежным землям, они рассказывали удивительные истории: «Живут в тех снегах чудища на одной ноге, а бегают они по снегу с быстротой невероятной – сущие дьяволы!».  Всё это было правдой. Скандинавские охотники были одеты в меховые шкуры с головы до ног, и скользили они на одной длинной лыже, другая – маленькая – использовалась для толчка. К тому же очень долго лыжники использовали только одну палку. Ведь они, прежде всего охотники или воины, и им требовалась свободная рука, чтобы держать лук, ружьё или добычу.

Позднее лыжи стали обтягивать снизу шкурой лося, оленя или нерпы с коротким ворсом, расположенным назад. Когда лыжник поднимался в гору, мех не давал ему соскользнуть назад. Северные и восточные народности подклеивали шкуры к лыжам при помощи клея, сваренного из рогов и костей лося, оленя или рыбьей чешуи.

Постепенно лыжи стали обретать привычную для нас с вами форму: чтобы вес лыжника равномерно распределялся по всей длине лыж, их плавно изогнули; чтобы лыжи лучше держали след, сохраняли направление, в скользящей поверхности делали углубление – жёлоб. Для большей прочности и гибкости лыжи изготавливали из нескольких слоёв древесины разных пород: берёзы, ясеня, бука, гикори. Чтобы скользящая поверхность не так быстро изнашивалась и имела лучшее сцепление со снегом, по краям её стали оббивать прочной древесиной, а со временем – металлическими прутиками.

Лыжи стали невероятно популярны в конце XIX века. Началось повальное увлечение ими. Дамы выходили на лыжню в длинных юбках и больших шляпах. Также появились лыжи, предназначенные для езды вдвоём, которые кавалеры охотно дарили дамам. Но это ещё что! Многие барыни хотели, чтобы их любимые собачки катались вместе с ними, и заказывали мастерам крошечные лыжи для своих любимцев.  Пылкие кавалеры дарили дамам сердца лыжи, рассчитанные для езды вдвоём.

С 1974 года стали очень популярными пластиковые лыжи. Они легче и прочнее деревянных, хорошо держат мазь. Это очень важно для спортсменов-лыжников. Но для того, чтобы просто прогуляться по лесу в ясный морозный денёк или покататься с горы, подойдут и простые деревянные лыжи. В наше время лыжи – это, прежде всего, вид спорта или зимнее увлечение.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»