О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Санки - один из самых известных и самых любимых атрибутов русской зимы. Глядя изо дня в день на это средство передвижения, мы редко задумываемся о том, насколько богатая и интересная у него история.

Сани пришли к нам из древности, и с того времени мало что изменилось в их принципиальной конструкции. Да, внешне они менялись со временем, но основные части устройства по назначению не изменились. Полозы и сиденья в различных видах и с применением разных материалов остались неизменны.

Сани или санки – это повозка на полозьях (без колёс), легко скользящих по снегу. Название «сани» произошло от слова «сань», означающее «змея». Сани на Руси были самым распространённым средством передвижения из-за своей дешевизны. В них запрягали лошадей, собак, оленей, быков.

На Руси у этого средства передвижения были разные названия: «дровни» (крестьянские открытые сани для перевозки дров, сена и т. п.), «возила», «розвальни» (крестьянские широкие и низкие сани без сидения, но с облучком, с расходящимися вширь от передка боками), «избушка», «каптана» (зимняя крытая повозка, в ней ездили князья, царицы с дочерьми), а также дорожные сани – пошевни (обшевни), чунки для катания ребятни с горок.

По мнению ученых, санки появились задолго до изобретения колеса и первоначально представляли собой связанные между собой две жерди, передние концы которых привязывались к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле. Возраст самых древних саней-находок относят ко второму тысячелетию до нашей эры.

Зимой сани широко применялись не только в сельской местности для хозяйственных нужд, но и в городах. По устройству они были открытыми и закрытыми, по предназначению – дорожные, крестьянские или городские.

По древней традиции сани использовались в свадебных торжествах. Невесту в церковь всегда везли на санях в зимнее время. В настоящее время эта традиция возрождается.

Сани на Руси были самым почетным видом повозок: даже после появления экипажей на колесах, езда на санях все равно считалась более престижной, поэтому даже летом торжественный выезд царя в санях был в порядке вещей. Не каждый человек на Руси мог пользоваться ими. Езда по городу в санях была привилегией богатых людей. Чем богаче был хозяин, тем красивее было убранство повозки.

Сани встречаются также у многих народов, где снежные и морозные зимы. Индейцы Северной Америки до сих пор используют их для перевозки домашнего скарба.

Сани, как средство весёлого катания, были распространены по всей западной Европе.

Самые просторные сани были изготовлены в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году для переезда двора императрицы Елизаветы Петровны в Петербург. Этот «возок императрицы» или, как его еще называли «зимняя линея», свободно вмещал десять человек и отапливался в пути серебряными жаровнями с углем.

Самые дорогие сани производят в Швейцарии, наряду с эксклюзивными часами и лучшим шоколадом: сделанный вручную швейцарский «Король салазок» стоит более семи тысяч евро.

В XVIII веке были популярны сани с парусом — на них дети и взрослые совершали прогулки по покрытым льдом озерам.

С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде.

А еще придумали санки для лета. Слайсеры – так называют санки, на которых можно кататься на протяжении круглого года. На их днище есть специальные решётки со льдом. Поездка на таких санях с горы в жару выйдет удачнее, чем зимой, потому что при высокой температуре таяние льда происходит быстро, днище покрывается скользкой водяной плёнкой, что позволяет развить хорошую скорость.

Сейчас сани – развлечение детей и взрослых, а также спортивный инвентарь для скоростного спуска по специально оборудованным горным трассам.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»