О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Приблизительно около 650 млн. человек каждый день надевают галстук: кто на работу, кто на праздник. Между тем долгое время галстук был едва ли не единственной возможностью украсить мужской костюм.

Прообразом галстука можно считать шарфы, которые римские легионеры надевали под доспехи, чтобы защитить кожу от натирания. Эти шарфы назывались «фокалес», что означает «узелки». Из римской моды фокалес перешли к румынам, а от них в хорватскую армию. В середине XVII века галстуки пришли и в европейскую моду. Произошло это благодаря королю-солнце Людовику XIV. Солдаты из Хорватии, прибывшие во Францию, имели платки из шёлка яркой расцветки, повязанные на шее. Они носили этот аксессуар как знак отличия за проявленную храбрость в период Тридцатилетней войны. Королю Людовику XIV  невероятно понравилась идея использования таких шейных платков, и он особыми указами сделал галстук признаком принадлежности к дворянству! Распорядился  создать специальные войска, названные «Королевские галстуки». А во французском языке закрепилось название "cravat", т.е. хорватский, для обозначения галстука. Позже это слово перекочевало и в другие европейские языки.

 А «подружка» французского  короля Луиза Лавальер стала первой в мире женщиной, осмелившейся использовать в своем наряде этот аксессуар. У неё была своя манера ношения шейных платков – она завязывала их в форме бабочки. В итоге такой тип узла получил своё название в честь изобретательницы — «лавальер», и остается актуальным и в наши дни. Изменения в этом аксессуаре произошли в период французской революции. В это время шейные платки завязывались несколькими узлами и драпировались от груди до самого подбородка.

В период Великой французской революции в зависимости от цвета галстука можно было понять, какие политические убеждения имеет его хозяин. На шее революционера можно было увидеть галстук чёрного цвета, который имел название «черное проклятие».

Прототип современного длинного галстука появился в Англии в середине XIX  века. Узкие длинные галстуки завязывались узлом под подбородком, а концы свободно свисали на грудь. Высшим оскорблением в адрес мужчины могла стать отрицательная оценка его галстука, в этом случае оппонент мог быть вызван на дуэль.

Первое пособие с обучающими инструкциями грамотного использования этого аксессуара вышло в 1827 году. Его автором стал Оноре де Бальзак, которой в своей книге сделал упор на эстетическую необходимость правильного завязывания галстука. Также в пособии описывались их виды, и в какой ситуации правильно надевать тот или иной галстук.

Важное событие в эволюции галстука свершилось в 1924 году, когда была окончена эпопея с всевозможными вариациями шейных платков. Произошло это благодаря предпринимателю из Америки Джесси Лангсдорфу, а точнее изобретенному им способу пошива галстука. По его запатентованной методике изделие кроилось по косой и сшивалось из трех частей.

В 60-70-х годах XX века, в эпоху рок-н-ролла и студенческих волнений, люди восстают против официального стиля. В моду входят нестандартные галстуки: очень узкие или наоборот, ненормально широкие, а также галстуки самых невообразимых расцветок.

 

В России галстук появился, как и мода на европейскую одежду, благодаря Петру I. Часто путали  галстук и носовой платок, который тоже был в диковинку. Поэтому Петр I издал пояснение специально о том, что «в галстук негоже утираться и в него не велено сморкаться». В России галстук невзлюбили и довольно сильно сопротивлялись этому новшеству, но Петр I карал за это, применяя репрессии, и бояре вынуждены были надеть шейные платки. Галстуку русские дали такие презрительные имена, как  «петелька», «удавка», «змеюка». Объяснялась это ревнителями православного благочестия тем, что в галстуке видели символ еретизма, легкомыслия и богоотступничества.

Но, не смотря на это, галстук постепенно проникал на бескрайние просторы России. Но революция 1917 года поставила клеймо на самом галстуке как пережитке буржуазного прошлого, лишь сделала исключение для его разновидности – пионерского галстука.  Во время НЭПа его опять «легализовали».

Звездный час советского галстука приходится на 50-е годы. Именно в это время набирает силу движение стиляг. Кок, широкие штаны, рубашки-гавайки, сумасшедшей расцветки носки и, конечно, широкий галстук цвета "пожар в джунглях".  Позже галстук, как и весь облик стиляг, претерпел изменения. Костюм стал более элегантным: брюки-дудочки, приталенный пиджак и галстук-селедка.

В настоящее время галстук остается необходимой принадлежностью деловой моды. Носить ли галстук в обычной жизни - личный выбор каждого.  Этот элемент одежды  проник и в женский гардероб. Его можно носить и как классический галстук, а можно проявить фантазию и повязать на манер шарфа, ленты для волос или пояса. Если мужскому образу галстук придает стиля, элегантности, то женскому – оригинальности и дерзости.

Сейчас можно найти галстуки самых разных цветов, материалов и ширины. Традиционные ткани для галстуков - это шелк и шерсть. Также может использоваться хлопок, лен, вискоза или полиэстер. Очень интересны галстуки из неклассических материалов, например, из кожи, бисера или кружева.

При помощи сложных подсчетов в конце 90-х годов математиками были разработаны 85 разных вариаций завязывания галстуков, но немного позднее другие ученые-математики заявили, что рассчитали при помощи компьютера  177 147 методов завязывания узлов. В итоге был разработан специальный сайт (tieknots.johanssons.org), выдающий через генератор случайные варианты всех возможных узлов.

Завязывание узла на галстуки остается проблемой и тяжелой задачей для многих поклонников этого аксессуара, поэтому был придуман галстук «регат», имеющий уже готовый узел, который остается лишь немного затянуть на шее.

Стильные галстуки наших дней способны подчеркнуть все стороны мужского и женского характера, делая повседневный образ более интересным и разнообразным.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»