О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная одиннадцатая краеведческая конференция «Наше наследие» прошла в  Заводоуковске 24-25 октября 2019 года. Она была посвящена 75-летию Тюменской области, 30-лети.ю Заводоуковского краеведческого музея, коллективизации в СССР и её влиянию на развитие сельского хозяйства, и ставшему уже традиционным изучению генеалогического наследия земли Заводоуковской.

Подводя итоги конференции, участники конференции предлагают:

  1. Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия;
  2. Рекомендовать оргкомитету и учредителям продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие»;
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2018 года;
  4. Очередную конференцию «Наше наследие» посвятить
    - 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
    - 9060-летию со дня присвоения Заводоуковску статуса города и 55-летию образования Заводоуковского района;
    - кроме того продолжить изучение генеалогического наследия юга Тюменской области.




 

 
   

Корыто на Руси повсеместно начали использовать в X веке. Об этом свидетельствуют  археологические находки в Великом Новгороде, Старой Ладоге и других местностях, где жили славяне.

Чаще всего   корыто выдалбливали из ствола ивы, осины или липы. Его форму подсказывала сама природа — длинное и вытянутое, как часть ствола используемого дерева. Поэтому корыто, превышающее полметра в ширину, на селе сыскать было трудно, а вот длинное — по 2 метра и более — вполне возможно.

Деревянное корыто в быту у славян имело массу утилитарных свойств. В него клали корм скоту и птице — зерно, которое толкли, или траву, запариваемую кипятком. Такая деревянная посудина для корма скота имела более 10 названий, дошедших до XX века. Вот лишь часть из них: «жёлоб», «калгашник», «калгашка», «калда», «калюх», «колган», «колода» и прочие. Деревянную посудину ставили в хлеву, на дворе или возле колодца для водопоя животных. При этом в хозяйстве разделяли кормовое и водопойное корыта, дабы скот ел из одной колоды, а пил из другой.

Корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение - в перевёрнутом виде его использовали, как большую крышку, а зимой крестьянские дети катались в нем с горок, как в санках.

Стирку в зимнее время, когда реку сковывал лед, тоже нельзя было представить без корыта. А чтобы стирать в тёплой воде, хозяйки ставили деревянную ёмкость у печи и ухватом клали в корыто раскалённые камни из огня. Затем заливали их водой из колодца. Стирающим хозяйкам вошедший в дом человек в качестве приветствия говорил: «Мыло в корыто!».

А вот отслужившие свой век изделия использовали как ящики для рассады. В них засыпали землю и по весне сеяли семена репы, брюквы и других культур.

Развитие металлургии привело к тому, что на смену деревянным ёмкостям стали приходить железные. Их распространение сдерживали коррозия и цена. Но в 1742 году французский химик Поль Жак Малуэн впервые применил метод горячего цинкования стали. Такой металл почти не был подвержен коррозии, хотя дорого стоил. Поэтому цинковые корыта даже в первой половине XX века в сёлах встречались нечасто. Зато после Великой Отечественной войны промышленность наделала столько железных шаек, что их использовали повсеместно. И не только в деревне, но и в городе. Даже сегодня в общественных банях люди используют оцинкованное корыто. Правда, его форма чаще бывает круглой, чем овальной, но от этого суть изделия не меняется.

Также в 70-х годах XX века появились пластмассовые корыта для бытовых целей. Например, для замачивания белья и стирки. В отличие от железного или деревянного, такие корыта имеют лёгкий вес, что немаловажно для хозяек.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   

Календарь событий

Май 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»