О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

На фронтах Великой Отечественной войны советские САУ массово появились сравнительно поздно, лишь в конце 1942 года. Но это опоздание компенсировалось целой серией удачных машин, которых любили и уважали солдаты.

Су-76

Эта самоходная артиллерийская установка была создана в 1942 году на базе легкого танка Т-70. Всего же выпущенных САУ этого типа было более 13000! Такая популярность объясняется довольно просто. Во-первых, орудием Су-76 являлась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3, калибром 76,2 миллиметра, которая на тот момент уже доказала свою пользу. Ее подкалиберные снаряды с дистанции в полкилометра могли пробивать любые танки противника, правда, "Тигры" и "Пантеры" все же рекомендовалось бить в борта. Во-вторых, открытая рубка машины помогала экипажу теснее взаимодействовать с пехотой, например, в условиях городского боя. Из минусов - почти полное отсутствие бронирования, лишь несколько миллиметров стали отделяли экипаж от шальных пулеметных очередей. Но все же эта САУ была очень популярна, ведь ее подвижность была, как у легких танков Красной Армии, а орудие куда сильнее.

Су-85

Следующей вехой развития отечественных САУ стала Су-85, которая относилась к классу истребителей танков. Су-85 была построена на базе легендарного танка Т-34 в 1943 году, а ее орудием была 85-миллиметровая пушка Д-5С-85. Надо сказать, что это была первая САУ, которая могла на равных сражаться с танками немцев. С расстояния более километра экипаж Су-85 мог вывести из строя любой танк противника, например, "Пантера" легко пробивалась в маску орудия подкалиберными снарядами. Также САУ сохранила маневренность и скорость своего "родственника" Т-34, и эта подвижность много раз спасала жизнь членам экипажей. И под огнем самоходка чувствовала себя не в пример комфортнее, чем Су-76 - наклонная броня уже была не противопульной и с достоинством держала удар.

Су-100

С появлением у немцев новых танков типа "Королевский Тигр" и САУ "Фердинанд" остро встал вопрос об увеличении мощности орудий советских противотанковых САУ. Было решено использовать базу танка Т-34-85 и 100-миллиметровую пушку Д-10С. В рекордно короткие сроки, к зиме 1943 года, конструкторское бюро Уралмашзавода представило на суд комиссии новую самоходку Су-100. Главным отличием от Су-85, естественно, являлась новая, более мощная пушка и наклонная лобовая броня, толщиной 75 миллиметров. Несмотря на короткие сроки разработки и в целом удачный проект, Су-100 появились на фронте лишь в январе 1945 года. Городские бои оказались "коньком" самоходки, которая зачастую одним выстрелом фугасного снаряда "сдувала" огневые точки врага.

Су-152

Боевое крещение Су-152 получила в великом сражении на Курской дуге, где сразу же зарекомендовала себя, как прекрасный истребитель немецких "кошек". Орудие самоходки - 152-миллиметровая пушка МЛ-20С - комплектовалось всеми видами 152-миллиметровых снарядов, но на деле экипажам необходимы были лишь осколочно-фугасные и бетонобойные. Одного попадания такого снаряда, начиненного тротилом, было достаточно, чтобы убить весь вражеский экипаж и сорвать с корпуса вражеского танка башню. Зачастую от такого попадания еще и детонировал боекомплект, потревоженный ударной волной.

ИСУ-152

Ближе к концу войны появляется самоходка ИСУ-152, во многом очень схожая с предшественницей. Главным ее отличием является шасси танка ИС, а, следовательно, большая подвижность, полезная для городских боев.

Как и Су-100, ИСУ-152 до сих пор несут службу в армиях Вьетнама и Северной Кореи.

#75летпобеды #культуразаводоуковска #культуравмассы

 

 

 

   

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»