О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Уважаемые заводоуковцы и гости города! Мы продолжаем серию виртуальных экскурсий по старому городу.

Микрорайон Мелиорация, собственно говоря, совсем не старый. Однако у него есть своя история, и очень необычная! Если заглянуть в «Толковый словарь», то мы узнаем, что: «Мелиорация – это улучшение плодородия земель, путем их осушения или орошения». Самым грандиозным проектом в этой отрасли был проект поворота великих северных рек. Этими словами вряд ли можно передать масштабность замысла – перенаправить сток сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию. Такое  трудно себе даже представить!

Но такие запредельные проекты были вполне в духе СССР, и этот – далеко не единственный. Цель была благая – обеспечить пресной водой те части необъятной страны, где её не хватало. Для этого нужны были инженерные и строительные работы невиданного размаха: строительство системы каналов и водохранилищ, которые позволили бы перебросить воду рек северной части Западно-Сибирской равнины в Аральское море. Аральское море, таким образом, хотели спасти от высыхания, а по каналам открыть судоходство. К примеру, канал «Сибирь – Средняя Азия» из Оби через Казахстан на юг — в Узбекистан, должен был быть шириной 130—300 м, глубиной – 15 м.

Проект был разработан под руководством Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР, всего же над ним трудились на протяжении 20 лет 160 организаций. Как ни удивительно, маленькому Заводоуковску в нём тоже нашлось место. Рядом с Заводоуковском должен был проходить этот гигантский канал, а сам город превратился бы в «порт пяти морей». Это, конечно, преувеличение, но с двумя-то морями этот канал нас бы связал точно – с Карским и Аральским.

И ведь работы начались… Всякое строительство начинается с инфраструктуры, под которую в Заводоуковске и создали целый микрорайон. Прежде всего, «Комбинат строительных материалов», предполагалось, что он будет производить материал для будущего канала. Одновременно организовали автотранспортное предприятие «Автобаза №2», строительное ПМК-9, специализированный участок ПМК-11. Все эти предприятия должны были работать совместно, обеспечивая строительство сборными железобетонными конструкциями. Но ведь рабочие этих предприятий должны были где-то жить. Поэтому вокруг вскоре вырос благоустроенный жилой комплекс, детские сады «Белочка» и «Золушка», комплекс бытового обслуживания, были запланированы школа и бассейн.

Но этим планам не суждено было осуществиться – началась перестройка, стало ясно, что нет ни времени, ни денег на такие грандиозные работы. 14 августа 1986 года на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС их было решено прекратить. Большую роль сыграл и массовый протест неравнодушной общественности. Учёные-экологи забили тревогу, по их мнению, столь грубое вмешательство в дела природы грозило экологической катастрофой. Среди их прогнозов были: затопление сельскохозяйственных и лесных угодий водохранилищами; подъём грунтовых вод на всём протяжении канала с подтоплением близлежащих населённых пунктов и автотрасс; гибель ценных пород рыбы в бассейне реки Обь, а значит, нарушение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов сибирского Севера; непредсказуемое изменение режима вечной мерзлоты; повышение солёности вод Северного Ледовитого Океана; изменения климата, изменение ледового покрова в Обской губе и Карском море; формирование на территории Казахстана и Средней Азии, вдоль трассы канала, массивов болот и солончаков.

К примеру, для Заводоуковска самым опасным бы стал …подъём грунтовых вод. Наши плодородные земли могли бы превратиться в болота. Так что, может, и к лучшему, что наш Заводоуковск не «порт пяти морей». Оставим эту честь столичному граду – Москве.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»