О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

История развития советского нагрудника началась в 1937 году.

Броневой нагрудник инженера Вейнблата

Вейнблат предложил «Броневой нагрудник» для защиты от 7,62-мм винтовочной пули (правда, не уточнив, какого типа), состоявший из двух частей. Нагрудник должен был защищать всю грудь и плечи от пуль, а также штыковых и сабельных ударов. Снизу к нему ремнями должна была крепиться защита живота. 13 сентября 1937 года были изготовлены оснастка для производства и первые образцы нагрудников из 3-мм брони. Обстрел пластин производился «простой трёхлинейной пулей» с расстояний 400 м под углом 90 градусов, и с 350, 300 и 200 м под углом 30 градусов. Результаты обстрела показали, что на дистанции 400 метров пробитий не было, при обстреле под углом 30 градусов проломы пошли на дистанции 200 метров. После обстрела пластин, в начале ноября 1937 года, изготовленные опытные экземпляры нагрудника были переданы в дивизион НКВД. По заключению были не удобны для ношения.

СН-38 – первый серийный нагрудник РККА

5 января 1939 г. Были разработаны 2 вида нагрудников под названием СН-38 тяжёлого типа из трёх частей и тяжёлого типа из двух частей. По итогам обстрелов отмечалось, что они полностью соответствуют тактико-техническим требованиям: нагрудники облегчённого типа пробиваются с дистанции 500 метров, нагрудники тяжёлого типа пробиваются с дистанции 250 метров в 50% случаев. Помимо этого отмечалось, что защита тяжёлого типа из двух частей может использоваться в сложенном виде, как щиток, и не пробивается с дистанции 50 метров. Для испытаний было выпущено более 490 нагрудников. В валовое производство СН-38 запущен не был, но он стал серьёзным шагом вперёд в процессе разработки индивидуальной защиты солдат РККА на поле боя.

СН-39 

27 августа первые опытные образцы СН-39 были опробованы «на предмет носки и удобства использования в боевой обстановке» в Красногородском лагере Ленинградского пехотного училища им. С. М. Кирова (Горелово, Ленинградская обл.). Испытывался прототип весом 2,265 кг, по всем видам испытаний было отмечено: «показал хорошие результаты». 16 декабря 1939 года цикл армейских полигонных испытаний был завершён. Нагрудники были отправлены на советско-финскую войну, в 7-ю Армию под Ленинград, на Карельский перешеек. В 255-й стрелковый полк поступило 40–45 СН-39. По отзывам бойцов, действия в боевой обстановке не стесняло наличие нагрудников, при этом бойцы действовали без ранцев. Несмотря на сильный ружейно-пулемётный обстрел со стороны противника, рота имела только одного раненого. Кроме того, по отзывам разведчиков, нагрудники помимо защиты придавали большую уверенность в бою, но затрудняли свободу некоторых операций, к примеру, доступ к подсумкам, в особенности в положении лежа. В результате нагрудник не пошёл в производство.

 

СН-40

Новый образец получил обозначение СН-40. При его создании опирались на тактико-технические требования от 5 августа 1939 года, но несколько отошли от них в плане размеров: по наибольшему из измерений длина щитка нового типа составляла 420 мм — вместо 400 мм, озвученных в требованиях. Нагрудник представлял собой щиток со сдвижной амбразурой для стрельбы. После обстрела на прочность было выявлено, что нагрудник выдерживает все попадания с расстояния 150 метров.

 

СН-40А

В соответствии с отзывами из 7-й Армии, в которой во время советско-финской войны испытывались СН-39 и СНЩ-39, велись работы, направленные на повышение пулестойкости нагрудников, чтобы обеспечить надёжную защиту на дистанциях близкого боя. Выводы по итогам испытаний СН-40А были сделаны следующие: нагрудники признавались эффективным средством индивидуальной защиты, которое необходимо принять для снабжение Красной армии.

 

СН-42

Нагрудники, получившие индекс СН-42, были произведены только 2-го роста, толщиной 2±0,2 мм из кремне-марганцево-никелевой шлемовой стали 36СГНА (заводской индекс И-1). Важно отметить, что эти нагрудники образца марта 1942 года имеют некоторые конструктивные отличия от СН-42 позднего, «классического» варианта. Они являлись модификацией СН-40А уменьшенной толщины, доработанные с учётом пожеланий. Самым заметным отличием было введение второй вертикальной наплечной лямки по образу нагрудника СН-38. Общий вес защиты колебался от 3,2 до 3,6 кг, средний вес составил 3,4 кг. 16 мая 1942 года 300 СН-42, оставшихся целыми после всех испытаний, были направлены в адрес начальника артиллерийского снабжения Западного фронта для испытания в действующей армии. В случае положительного итога такой вид защиты предполагалось запустить в валовое производство. Прибывшие на фронт нагрудники были отправлены в 5-ю Армию, откуда в первых числах июня 1942 года поступили восторженные отзывы. В ноябре 1942 года нагрудник был принят на снабжение, панцири стали массово поступать в войска. Заказ на производство предполагал изготовление 100 000 штук к 1 января 1943 года.

#75летпобеды #культуразаводоуковска #культуравмассы

 

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»