Печать
Просмотров: 2670

Г.К. Скачкова, 
к.и.н., доцент, зав. музеем-лабораторией 
народного образования Тюменской области, 
ТГПИ им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ), 
г. Тобольск

 

С началом Великой Отечественной войны школьное образование г. Тобольска, как и всей страны, претерпело существенные преобразования: сократилось количество школ и численность учащихся, некоторые средние школы были понижены в своем статусе (из разряда средних вновь перешли в разряд семилетних), в связи с уходом на фронт сократилась численность учителей и т.п. Кроме организационных наблюдались и многочисленные сложности материального характера: нехватка продовольствия, топлива, перебои с электричеством, трудности в снабжении учебниками, учебными принадлежностями, бумагой и др.

В 1940/41 уч. году в Тобольске действовало 16 школ, в которых обучалось 6 тыс. учащихся. Материальная база школ не всегда соответствовала требованиям времени: они размещались в старых неприспособленных зданиях дореволюционной постройки, нуждались в современном оборудовании, технических средствах обучения [1; c.155].

Как отмечает исследователь Ю.П. Прибыльский: «С началом войны тобольская школа, сохранив в главном и существенном традиционные формы и методы обучения и воспитания учащихся, перестроила учебно-воспитательную работу в соответствии с требованием: «Всё для фронта! Всё для победы!». Творческие усилия педагогических коллективов были направлены к тому, чтобы вооружить учащихся прочными знаниями, воспитать в патриотическом духе, соединить учение с производительным, общеполезным трудом» [1; c.219].

Самой крупной по численности учащихся и ведущей в учебно-воспитательном процессе среди школ города была средняя школа №1. К концу 1941 года в ней обучалось 1470 человек, в том числе 258 эвакуированных детей [2; с. 62-64]. 

Главной задачей руководства народным образованием города, как и всей страны, оставался всеобуч. С целью постоянного контроля за посещаемостью учащихся микрорайон каждой школы города был разбит на участки, закреплённые за отдельными учителями. Школьники пропускали занятия в связи с отсутствием тёплой одежды, загруженностью дополнительными обязанностями дома, отсутствием внимания со стороны родителей, ослаблением от голода и болезней. Все это отражалось на успеваемости учащихся. К примеру, по данным средней школы №1 за 1941/42 учебный год, свои социалистические обязательства по учёбе выполнил 951 ученик, в числе не справившихся с годовым заданием было 100 человек, имели частичную задолженность 313 человек [2; с. 65].

С другой стороны, необходимо отметить, что дети и подростки стремились посещать школу регулярно потому, что учащихся обеспечивали бесплатными обедами в школьной столовой, овощи для которых учителя и учащиеся выращивали сами. Тоболячка Ф.П. Берендеева, будучи школьницей, вспоминает: «В 5-м классе сижу на уроке русского языка или литературы, урок проходит в полной тишине, слушаем учительницу с большим вниманием, а в животе урчит от голода, да и не только у меня - у соседки тоже. Мальчишки, народ смекалистый и ловкий, помогали утолить голод - приносили в класс поджаренный овёс и раздавали всем желающим. Мы его щёлкали беспрестанно, и на уроках, и в перемены, учителя нас за это не наказывали. Иногда самых ослабленных учеников учительница приглашала на кухню, где им давали выпить кружку ухи, сваренной из голов карася» [3, с. 14]. Следует подчеркнуть, что водившаяся в изобилии в р. Иртыш и местных водоёмах рыба была большим подспорьем местному населению в голодные годы, а массовая добыча и переработка рыбы в Тобольске и Тобольском округе являлась важнейшей статьёй помощи тыла фронту [8].

Внеклассная и внешкольная работа с детьми и подростками в тот период была направлена на обеспечение их максимальной активности и занятости в общественных делах, посильном физическом труде на благо школы и города, спорте, художественной самодеятельности. В школах действовали кружки по интересам, проводились лекции и беседы, выпускались стенные газеты.

Второе дыхание в годы войны обрело тимуровское движение пионеров и школьников. Летом 1942 года в Тобольском округе действовало 623 тимуровские команды общей численностью 6500 участников [1; c.219]. 

Важную роль в воспитании детей и подростков в годы войны играл Тобольский Дом пионеров и школьников, организованный в 1936 году и располагавшийся в просторных помещениях двухэтажной церкви Михаила Архангела. В годы войны в нём работали различные кружки: хоровой, хореографический, драматический, ИЗО, военно-физкультурный, литературный, рукоделия, кройки и шитья, столярный; устраивались новогодние маскарады и костюмированные вечера. Кружками руководили высокообразованные творческие работники. Кроме мероприятий, проводимых в Доме пионеров, кружковцы устраивали концерты на мобилизационном пункте военкомата, на промышленных предприятиях, выступали по радио, принимали участие в городских смотрах художественной самодеятельности. (4; с. 24)

Важно отметить, что в годы войны провинциальный Тобольск превратился в город высокой культуры благодаря активизации культурно-просветительной работы местных учреждений этой сферы: драматического театра, кинотеатра «Художественный», окружной библиотеки, краеведческого музея. Центром культурной жизни города оставался драматический театр, несмотря на значительное оскудение его труппы (38 актёров вместе с художественным руководителем и директором ушли на фронт). Оставшиеся актёры участвовали в одноактных спектаклях, давали концерты на сцене и в учреждениях города. Большой популярностью у тобольской публики пользовались военные фильмы, которые активно пропагандировал тобольский кинотеатр, его работники устраивали тематические лектории и кинофестивали с показом и последующим обсуждением наиболее популярных фильмов. К примеру, фильм «Фронтовые подруги» только за 5 дней июля 1941 года просмотрели 7750 зрителей, в том числе 1875 детей [4; с. 22]. Особую роль в жизни города играла окружная библиотека, коллектив которой освещал события с фронта, проводил литературные беседы и вечера. О высокой посещаемости библиотеки в годы войны свидетельствуют следующие цифры: за пять дней января 1942 года отмечено 590 посетителей, которым было выдано 1250 книг [4; с. 25].

Новую струю в сферу культуры города внесли эвакуированные учебные заведения и учреждения. Днепропетровское музыкальное училище организовало набор местной молодёжи в музыкальные классы по направлениям: фортепиано, скрипка, виолончель, вокал. Большую популярность у школьников города вызвала музыкальная школа, открытая при училище (в первый день её работы было принято 46 заявлений) [4; с. 23].

Театр имени Заньковецкой, эвакуированный с Украины и работавший в Тобольске почти 2 года, поставил на сцене местного драмтеатра почти 500 драматических и музыкальных спектаклей, в том числе и военной тематики, привлёкших более четверти миллиона зрителей. В военные годы состоялись гастроли цыганского ансамбля под руководством Г.Д. Магарского, созданного в 1934 году в Ленинграде (в его составе было 17 участников, в том числе такие известные, как Ляля Чёрная, Николай Жемчужный). Летом 1942 года на тобольской сцене состоялись 12 концертов Омского театра миниатюр. В 1944 году Тюменский драматический театр представил в Тобольске 4 премьеры своих спектаклей [4; с. 21].

Особый настрой в провинциальную жизнь детей, подростков и всего населения города вносили детские дома, которых в военные годы насчитывалось 11, в их числе ленинградский и польский. Руководство и воспитатели детских домов, несмотря на трудности военного времени, старались обеспечить учреждения всем необходимым: своими силами шили одежду и обувь, создавали подсобные хозяйства, огороды и цветники, а главное, отвлекали детей от мрачных мыслей путём вовлечения их в общественно-полезную и культурно-просветительную работу; совместно с воспитанниками готовили и отправляли на фронт посылки с тёплыми вещами, подарками и продуктами, а также в каникулярное время зарабатывали и отправляли деньги для помощи населению освобождённых районов или, к примеру, на постройку танка «Малютка» [10].

Ленинградские дети (более 200 человек) были комфортно размещены в двух детских домах: в живописном пригороде Тобольска на базе городского Дома отдыха и в д. Филатовой Тобольского района. Руководство детдомами в трудных условиях отсутствия транспорта находило возможность вывозить детей в город на экскурсии в музеи и к историческим памятникам, в городской драматический и кинотеатры. Летом дети купались и загорали на ближайших речках. Ослабленные голодом, больные дети, которых привезли в Тобольск на пароходе (некоторых выносили на носилках), вскоре поправились и набрали здоровый вес [6].

Польский детский дом в Тобольске был организован посольством Лондонского эмигрантского правительства осенью 1942 года (численность воспитанников в разные годы составляла от 47 до 137 человек). Польский детский дом отличали хорошая организация внутренней жизни, достаток, вовлечённость в посильный труд детей всех возрастов, насыщенная культурная жизнь. Летом 1946 года польские дети покинули Тобольск. Бывшая воспитанница Леокадия Сварцевич много лет спустя в письме к директору Б.В. Соловьёвой писала: «Как бы я дорого отдала за то, чтобы хотя бы немного снова побывать в нашем детдоме» [7; с. 38].

Таким образом, несмотря на многочисленные трудности военного периода, тобольские школьники благодаря отлаженной работе органов народного образования и культурных учреждений продолжали обучение, были вовлечены в активную трудовую, общественно-полезную и досуговую деятельность, повышали свой культурный уровень, обогащали кругозор, словом, вели во многом привычный для детей провинциального города образ жизни.

 

Литература

 

  1. Прибыльский Ю.П. Тобольск. - Тюмень, 2007.
  2. Скачкова Г.К. Негасимый свет. Очерк истории средней школы № 1 г. Тобольска. - Тюмень, 2004.
  3. Берендеева Феоктиста Павловна // Дети войны (в очерках и воспоминаниях), - Тобольск, 2010. – С. 12-19.
  4. Бонифатьева Г.Т., Стахур Н.Ю. Культурная жизнь Тобольска// Жертвенный подвиг. Материалы историко-мемориальной конференции, посвященной 55-й годовщине Победы над фашизмом. - Тобольск, 2000. - С. 19-31.
  5. Новопашин А.К. Ленинградские дети в Тобольске// Война и школа. Материалы Тюменской областной научно-практической конференции в Тобольске, посвящённой 50-летию победы над фашизмом. – Тобольск, 1995. – С. 29-33.
  6. Сыкчина Г.В., Чабарова Ф.Н. Польский детский дом в Тобольске// Война и школа. Материалы Тюменской областной научно-практической конференции в Тобольске, посвящённой 50-летию Победы над фашизмом. – Тобольск, 1995. – С. 33 – 38.
  7. Прибыльский Ю.П. Во имя жизни. – Тюмень, 2002.
  8. Из заметки П. Барановской в газете «Тобольская правда» - об общегородском слете тимуровцев// Тюменская школа в XX в. Хрестоматия. Т.II. – Тюмень, 2002. - С.110 - 111.
  9. Из заметки А. Сазоновой «Помощь комсомола детям, пострадавшим от фашизма» - в газете «Тобольская правда» // Тюменская школа в XX в. Хрестоматия. Т.II. – Тюмень, 2002. - С.101.

"Краеведческая конференция "Наше наследие - 2015":Материалы докладов  и сообщений".-Ишим, 2016.- СС. 12 - 14