Печать
Просмотров: 1941

Шивакова Е.В.,
учитель МАУК ЗГО
«Заводоуковская СОШ №1»

 

В 2014 - 2015 годах жители Заводоуковска стали участниками патриотической акции «Согретые Сибирью», посвящённой сохранению памяти подвига сибиряков, приютивших в годы Великой Отечественной войны детей, эвакуированных из прифронтовых городов. В наших руках оказались книги, рассказывающие о судьбах эвакуированных детей. Упоминание о спорности вопроса нахождения в самом городе (в то время – рабочем посёлке) детского дома натолкнуло автора на поиск архивных материалов, подтверждающих воспоминания очевидцев. Сотрудничество с архивами Тюмени и Омска позволило обнаружить документы, ранее мало известные местным краеведам, а именно: титульный список детских домов Омской области по состоянию на 1.11.1943 года [1], где под номером 168 числится Заводоуковский детский дом; решение исполкома Омского облсовета депутатов трудящихся от 3 мая 1943 года о перемещении Ленинградских интернатов в Ново-Заимский район [2]; отчёт о работе детского интерната №168 за второе полугодие 1943 года [3]; а также отчёт о состоянии детских домов, эвакуированных в Омскую область, от 1 ноября 1941 года [4].

В Отчёте о состоянии работы детдомов, эвакуированных в Омскую область от 1 ноября 1941 года, описывается состояние прибывшего в Заводоуковск детского комбината Наркомпищеторга, обследование которого проводилось дважды: в октябре 1941 года - представителями областного комитета ВЛКСМ, в ноябре 1941 года - представителями областного отдела народного образования. В отпечатанном на машинке тексте отчёта сохранились сведения о состоянии помещения, выделенного под детский комбинат: «В Заводоуковске помещение представлено удобное, светлое, но оно с самого начала нерационально используется: нижний этаж заняли под квартиры сотрудников, сгрудив всех детей школьников и дошкольников в один этаж. В данное время низ здания освобождается, но он нуждается в ремонте. Ремонт до сих пор не начат, несмотря на то, что весь материал для ремонта есть…» Сопоставив данный текст с уже известной информацией о том, что осенью 1941 года около 40 прибывших в Заводоуковск детей «остановились в недостроенной средней школе (современное здание агротехникума города Заводоуковска)» [5, 200] и упоминание о директоре школы-интерната Г.А.Азерской  [5, 206], можно предположить, что именно в здании современного агротехникума и расположился эвакуированный детский комбинат Наркомпищеторга.

В тексте отчёта описываются трудности воспитательной работы, с которыми столкнулись сотрудники учреждения: оторванные от родителей, родственников, привычного уклада столицы, дети с трудом привыкали к новым условиям жизни. Общая растерянность начала войны, ожидание скорой победы – все это осложняло как работу воспитателей, так и адаптацию детей. Отсюда резкие строки октябрьского отчёта: «Дети не заняты трудом, дисциплина среди школьников низка, воспитатели не пользовались авторитетом. Дело доходило до «ночных бунтов» детей. Со стороны работников отношение неравное, то ругают «гитлеровцами», то слащаво ласкают». Уже в ноябре ситуация несколько изменилась: «…ребята привлечены к колке и переноске дров, глаженью белья, чистке картофеля…», «есть попытки нарушить изолированность детского коллектива: устанавливается более тесная связь со школой, организуется обслуживание госпиталя детской художественной самодеятельностью».

Сохраняются трудности адаптации к провинциальной жизни: при попытке «вовлечь детей в участие в уборочной… организовать как следует не сумели, дети работали плохо, не чувствовали ответственности за работу, до сих пор не изжито у детей столичное чванство «мы- москвичи». В условиях начала войны, всеобщей мобилизации страна пытается не просто сохранить жизнь каждого ребёнка, но и воспитывать достойных своих отцов советских патриотов. Поэтому так жёстки следующие слова: «Дисциплина по- прежнему скверная, причём не только у старших ребят, но и у дошколят, которые ругаются нецензурными словами. Кружковая работа не развёрнута. Единственный кружок автотракторного дела свёртывает свою работу (сначала в нем участвовало 12 человек, а сейчас четверо). Интересы детей не направляются.   В связи с этим у старших девочек увлечение лётчиками (учащимися эвакуированной школы ВВС)». Далее называется одна из причин возникших в интернате трудностей: отсутствие согласованности в работе районных комитетов ВКП(б), на границе которых находился данный интернат: Ново-Заимского и Ялуторовского.

         В 1943 году из-за бытовых трудностей, непригодности предоставленных помещений и проблем с топливом и водой в Полтавском районе Омской области детский интернат №168 был перемещён в Заводоуковск [4]. Число детей на 1 января 1944 года – 119, из них мальчиков – 54, девочек – 65. Омский исторический архив располагает отчётом директора интерната за второе полугодие 1943 года. Написанный ручкой на тридцати листах школьной тетради, документ содержит сведения о бытовых условиях, воспитательной работе, деятельности мастерских и подсобного хозяйства, об отношениях с организациями и предприятиями Заводоуковска. 

 «Интернат №168 в настоящее время находится в Ялуторовском районе, куда он прибыл полностью только 1 ноября 1943 года. Переброска интерната в столь позднее время во многом отношении обусловила его работу, значительно усложнив её вследствие непредвиденных трудностей, которые и на сей день остаются ещё не окончательно разрешёнными. В Заводоуковске … интернат занимает здание новой средней школы. … Само по себе здание новое, светлое, удобное, но в настоящее время холодноватое и требует для своего отопления много топлива, что вызывает пережог его, вызываемый необходимостью поддержки нормальной температуры». Среди бытовых трудностей воспитанников интерната можно выделить следующие: отсутствие света («особенно в долгие зимние вечера»), изношенность одежды и постельного белья («дети в эвакуации уже три года, за эти три года износили всё, выросли из всего»), недостаток мебели («острая нужда во всём необходимом: столы, скамейки, стулья, табуреты»), проблема санитарии и гигиены – борьба с педикулёзом, обеспечение дополнительного питания для ослабленных детей (масло, сахар, белый хлеб, манная каша), отсутствие тетрадей (одна тетрадь на человека) и учебников (на 22 человека – один учебник истории, один – химии, два – географии).

Сравнивая условия быта детских учреждений 1941 и 1943 годов, можно выявить тенденцию к большей самостоятельности воспитанников, более ответственному отношению к труду и пониманию его значимости. Так, согласно отчёту, многие бытовые вопросы интерната решаются усилиями самих воспитанников: изготовление мебели, пошив белья, заготовка дров, работа по самообслуживанию в здании интерната. Отчёт содержит сведения о воспитанниках швейной мастерской: Семунина Рената, Андреева Валентина, Варламова Клара, Никофорова Тамара, Герасимова Людмила, Гурова Надежда, Фомичёва Маргарита, Мозжухина Анна, Никалаюк Лариса, Максимова Галина, Соловьёва Тамара, Романова Римма. Всего 12 человек, чьими руками за период второго полугодия пошиты различные изделия: брюки - 45 штук, зимние пальто – 3 штуки, простыни – 101 и прочее. Согласно отчёту о подсобном хозяйстве, интернат самостоятельно обеспечивал себя овощами и мясом.

Несмотря на трудности переезда, на необходимость первоочередного решения бытовых вопросов, важнейшей задачей деятельности учреждения оставалась учебно-воспитательная. В условиях войны, сосредоточения всех ресурсов страны на организацию перелома в Великой Отечественной войне, страна продолжает выполнять задачу воспитания достойных граждан и патриотов.

Большая часть отчёта директора интерната посвящена проблемам учёбы и воспитания. В связи с отбытием пионервожатого в Томск для учёбы в вузе «пионеры работают в составе пионерской организации школы, комсомольцы также работают при средней школе Заводоуковска».  Именно отношениям с жителями Заводоуковского посёлка посвящены несколько страниц отчёта. Обучение детей проводилось в достаточно трудных условиях:«Дети учатся в три смены, … последняя возвращается в девять часов вечера». Ввиду отсутствия в Заводоуковске учреждений культуры большим вкладом в организацию досуга населения вносили воспитанники интерната, чьими усилиями зимой 1943 – 1944 годов были организованы несколько концертов в Эвакогоспитале, вечер показа самодеятельности для рабочих и служащих в клубе Заводоуковска, в средней школе и «концерт новогодний для Глазуновского колхоза». Такое «шефство» ребят над жителями нашей местности было очень своевременно, поскольку «в Заводоуковске нет ни театра, ни кино, ни библиотеки».

Поэтому в период нахождения интерната в нашем городе сложилось тесное сотрудничество между местными властями и организациями и руководство интерната. «Интернат выполнял задания поселкового совета, эвакогоспиталя и колхоза в плане проведения агитационных художественных выступлений, оказывал помощь леспромхозу в заготовке берёзовой чурки для газогенераторных автомашин» и прочее. 

С особой благодарностью директор детского интерната пишет о помощи, оказанной коллективом Заводоуковского леспромхоза, особенно его отдела по лесозаготовкам «Лесзаг»: «Шефом интерната является Лесзаг Заводоуковский (директор товарищ Скачков). Надо отметить его внимательное отношение к запросам интерната, большинство которых он удовлетворяет, даже не имея на то нарядов. Запросы на топливо, стройматериалы и прочее были им удовлетворены задолго до нарядов и авансов. Была оказана помощь предварительным транспортом для возки хлеба, мяса.  Недавно был отпущены сани». Всегда готовы были оказать помощь интернату поселковый и районный советы. Сравнивая отношение к интернату в Пятковском и Ялуторовском районах, директор интерната отмечает:«Здесь (в Ялуторовском районе) – внимание, человечность, реальная помощь, там – запугивание, крик, голос администрирования, а иногда и хамство».

К сожалению, в найденных документах не имеется списка воспитанников интерната. Но при упоминании деятельности учреждения в различных сферах, затронутых в отчёте, называются и фамилии некоторых воспитанников. Кроме девушек швейной мастерской, о которых упоминалось выше, названы имена и фамилии некоторых учащихся: Зверева Лилия; Петроканская, Носов, Носова, Налётова, Горев, Петроканский, Налётов – учащиеся начальной школы; Разиков, Екимов, Александров, Богданов – учащиеся пятого класса; Гуревич – учащийся шестого класса; Ефимова, Игнатова – учащиеся восмого-девятого классов.Дальнейшую судьбу детского интерната, перемещённого в Заводоуковск в 1943 году, нам установить не удалось. Однако полученный материал позволяет составить представление о роли нашего края в важном деле заботы об эвакуированных в Сибирь детях западных областей нашей страны. Местные органы власти и местные жители, которые, несмотря на собственные трудности, смогли найти средства и силы для того, чтоб принять и обогреть воспитанников прибывших детских учреждений. 

 

Литература:

  1. Титульный список детских домов Омской области по состоянию на 01.10.1943 – ф.1272, оп.1, д.294, л.4-5.
  2. Решение Исполкома Омского Облсоветадепутатов трудящихся от 3 мая 1943 года «О перемещении Ленинградских интернатов Марьяновского, Оконешниковского и Полтавского районов и Павлоградского Детдома в Ново-Заимскийрайон. - БУ ИсА.
  3. Отчёт о работе детского интерната № 168 за 2-е полугодие 1943 г. – БУ ИсА, ф. 1272, оп.1, д.293,л.80-94.
  4. Отчёт о состоянии детдомов, эвакуированных в Омскую область, от 1 ноября 1941 года (БУ ИсА, ф.1272, оп.1, д.185, л. 205-205 об., 207 – 207 об.)
  5. Согретые Сибирью [Текст] / [авт. проекта и гл. ред. Иван Кнапик]. - Тюмень: Тюменский изд. дом, 2012, том 1.

 

Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 64 - 68.