Печать
Просмотров: 1922

Животова А.Н.,
зав. сектором
 социокультурной работы
 ИБЦ ТюмГУ

 

С установлением советской власти и началом периода новой экономической политики одной из приоритетных задач молодой республики становится создание и совершенствование системы профессионально- технического образования. В 1919 году при Народном комиссариате просвещения РСФСР была учреждена секция профессионально-технического образования. В январе 1920 года декретом Совета народных комиссаров РСФСР она была преобразована в Главный комитет профессионального образования – Главпрофобр [1]. В это же время происходит создание органов руководства профессионально-техническим образованием на местах.

В Тюменской губернии таким органом стал Тюменский губернский подотдел профессионально-технического образования (далее подотдел), созданный в феврале 1920 года при Тюменском губернском отделе народного образования Губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов [2, 49], и преобразованный в октябре 1920 года [2, 65] в Тюменский губернский комитет профессионально-технического образования (далее комитет губпрофобра). Деятельность этого учреждения в период 1920-1921 годов заложила прочный фундамент для дальнейшего развития профессионально-технического образования в регионе. А организация и проведение первого губернского съезда по профтехобразованию в феврале 1921 года - знаменовало начало нового этапа в его развитии.

Свою работу подотдел начал с апреля-мая 1920 года после приезда из командировки в Москву заведующего подотделом П.М. Безсонова. К этому времени из профессионально-технических учебных заведений в губернии работали: технические курсы для квалифицированных рабочих металлообрабатывающей промышленности, ремесленное училище, преобразованное в августе 1919 года в единую трудовую школу в Тюмени, ветеринарно-фельдшерская и сельскохозяйственная школы г. Тобольска, учебно-показательная мастерская с. Абатского Ишимского уезда и бухгалтерские курсы [2, 79 об.].

В составе подотдела начали работу 4 секции: школьно-курсовая, художественно-промышленная, образования рабочих, внешкольного образования и Совет подотдела, в состав которого вошли представители Совнархоза, Совета профсоюза, Губотнаробраза и других заинтересованных учреждений и организаций с правом совещательного голоса.

По данным подотдела к маю 1920 года в Тюменской губернии из 204700 детей в возрасте от 8 до 17 лет 144983 человека оставались без обучения [2, 79 об.]. В тоже время мобилизация в годы гражданской войны работоспособного населения губернии гибельно отразилась на производстве. Из-за недостатка квалифицированных рабочих многие заводы губернии были на грани закрытия: «На заводе «Механик» не достаёт 83 человек квалифицированных рабочих, на заводе Рекорд - 64 человек, на заводе Победа – 38, что составляет почти 30%. На механическом заводе в Ишиме работают 60 человек. Из них квалифицированных – 15, все латыши, которые при первой возможности эвакуируются на место жительства. Завод останется без квалифицированных рабочих» [2, 53]. Все эти обстоятельства требовали срочных мер по развитию профтехобразования в губернии.

Наибольшее внимание в регионе уделялось металлообрабатывающей промышленности, сельскому хозяйству, особенно в Ишимском и Ялуторовском уездах, а также химической промышленности с её производствами: стекольным, писчебумажным, спичек, спирта, мыла, консервирование пищевых продуктов, выделки разного рода кож и добывания топлива. В этих условиях одной из главных задач подотдела стало открытие ряда ускоренных профтехнических курсов, а также создание сети учебных профтехнических школ, показательных мастерских и организация центрального политехникума, способного объединить и направить работу технических курсов для формирования кадрового потенциала, необходимого промышленности региона.

 План работы подотдела на ближайший период был составлен в апреле и утвержден в мае 1920 года. В числе первоочередных задач работы подотдела было формирование инструкторского персонала. Однако эта задача даже к началу работы первого губернского съезда по профтехобразованию была реализована лишь на одну треть. Вместо 38 человек, которые должны были составлять штат сотрудников подотдела, а впоследствии и комитета губпрофобра, работали всего 13. В их числе: заведующий, руководители секций, инструкторы, секретари и делопроизводитель [2, 79-79 об.].

Этим составом решались основные задачи подотдела, в том числе налаживание связей с уже существующими подобными подотделами в Советской России для обмена информацией, создания положений и инструкций. А также: организация  уездных подотделов профтехобразования и осуществление учёта всех существующих учебных заведений, курсов и мастерских, находящихся до этого времени в ведении других ведомств и их имущества; составление смет на открытие разных профтехнических школ, курсов и мастерских и организация их работы; формирование педагогического и технического персонала и материально-технической базы  профтехобразования; приобретение и разработка учебных программ для разного типа профтехнических учреждений; а также организация и открытие музея художественной промышленности и прикладного искусства Тюменской губернии и многое др.[2, 69].  

Из-за отсутствия указаний из Главного комитета профессионального образования страны, планы и программы учебных занятий разрабатывались в процессе работы специальных комиссий. В их состав помимо членов подотдела входили представители различных советских учреждений и ведомств на местах: Совета профсоюза, Губсовнархоза, Губфинотдела, Союза строительных рабочих, Земотдела и др., а затем утверждались в ходе заседаний Совета подотдела.

Одними из первых начали работу краткосрочные технические курсы для подготовки квалифицированных рабочих с числом слушателей в начале на 9, а позднее на 40 человек. К июню были открыты учебно-показательные мастерские в г. Тюмени для изготовления учебных пособий, и переплётно-картонажная и столярно-токарная мастерские в с. Круглово. К августу 1920 года уже работали учебно-показательные мастерские курсы на 10 человек, и профтехнические курсы на 200 человек в Ишимском уезде, школа выработки оленьих шкур в Берёзовском уезде, школа выработки замши в Сургутском уезде [2, 80 об.]. Целый ряд курсов планировалось открыть в сентябре 1920 года, в частности: почтово-телеграфные курсы на 100 и 40 человек, курсы по подготовке делопроизводителей волостных финансовых членов исполкомов на 60 человек, курсы строительных рабочих на 200 человек, курсы огородничества и садоводства на 80 человек в Тюмени, зырянскую школу 2-й ступени на 160 человек, учебно-показательные мастерские в г. Туринске на 60 человек, технические курсы на ст. Петухово на 80 человек [2, 81].

Ряд курсовых мероприятий планировалось реализовать на базе тюменского политехникума. Вопрос о его создании был поднят на заседании Совета подотдела уже в апреле 1920 года. Организация политехникума признавалась важной и необходимой всеми представленными на собрании учреждениями и организациями. Изначально обсуждалось открытие на его базе 11 отделений: механического, электротехнического, химического, кожевенного, архитектурного, дорожно-строительного, торфяного, мелиоративного, деревообделочного, землемерного и гидротехнического [2, 27]. Однако 1 августа 1920 года политехникум начал работу в составе двух отделений. Деятельность химического отделения, рассчитанного на 50 человек и срок обучения 2,5 года, возглавил инструктор школьно-курсовой секции подотдела профтехобразования Ю.А. Будилович. Руководителем дорожно-строительного отделения, рассчитанного на 150 чел. и срок обучения 3 года, был утверждён Василенко [2, 25].

Развитие образовательных профтехнических учреждений, созданных подотделом, требовало решения целого комплекса проблем. Часть из них так и осталась нерешёнными в этот период, другая решалась как собственными силами, так и путём ходатайств перед различными учреждениями и ведомствами. В частности, подотдел вёл переговоры и ходатайствовал перед местными учреждениями о передаче здания и инвентаря бывшего коммерческого училища для целей и нужд профтехобразования.  Частично этот вопрос был решён в июле 1920 года, когда состоялось заседание комиссии по распределению учебных пособий бывшего Реального и Коммерческого училищ между учебными заведениями города [2, 32]. Помимо этого, подотдел ходатайствовал перед Уральским комитетом профтехобразования о реэвакуации оборудования механико-технического училища, увезённого белыми при отступлении в 1919 году и находящегося в распоряжении военного ведомства [2, 90об.], а также занимался организацией мастерских по созданию учебных пособий в губернии.

Вопрос о нехватке специалистов для обслуживания профтехнических учебных заведений подотдел пытался решить, в том числе ходатайствуя перед революционным военным советом республики о демобилизации квалифицированных рабочих из рядов Красной армии, а также снятии с работ лиц, занятых в советских учреждениях не по специальности. Одной из наиболее сложных проблем, тормозящих развитие губернского профтехобразования, в течение длительного периода времени являлась плохое материальное положение учащихся и преподавателей, а также отсутствие нормальных бытовых условий для их жизни, что впоследствии поставило перед многими учебными заведениями вопрос о закрытии.   

В своем докладе заведующий комитетом губпрофобра П.М. Безсонов на первом губернском съезде по профтехобразованию среди трудностей, с которыми пришлось столкнуться его сотрудникам особо отметил «междуведомственность», подразумевая вероятно раскоординированность связей между ведомствами, от действий которых зависело решение жизненно важных вопросов работы подотдела. А также плохое отношение хозяйственных и снабжающих органов и производственных союзов к профтехобразованию, и несвоевременное финансирование: «В смысле снабжения Губпрофобр жил лишь подачками, выпадавшими на его долю от местных органов снабжения, не получая в то же время почти ничего по сметам из Центра и Уралпрофобра» [3, 28].

Несмотря на вышеизложенные сложности, за сравнительно недолгий (чуть меньше года) период своего существования комитет тюменского губпрофобра смог реализовать целый ряд поставленных перед ним задач: организовать деятельность уездных отделений губпрофобра, наладить работу многих курсов, школ, мастерских и даже политехникума, с общим количеством обучающихся в них порядка 2000 чел. [3, 28], организовать работу первого губернского съезда по сельскохозяйственному образованию и первого губернского съезда по профтехобразованию, на котором работа комитета тюменского губернского профессионально-технического образования единогласно была признана удовлетворительной.

 

Литература:

 

  1. Большая советская энциклопедия. Профессионально-техническое образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_sovet/Professionalno-tehnicheskoe-obrazovanie-52116.html (дата обращения 19.09.2016)
  2. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (далее ГБУТО ГАТО). Ф. 80. Оп. 1. Д. 21.
  3. ГБУТО ГАТО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 162.

Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 20 - 21.