Печать
Просмотров: 294

Михалевич Т. Н.,
краевед, г. Заводоуковск

Эта история началась с книги.

Мы приехали в гости кАлексею Григорьевичу Голендееву, отцу моего мужа. Алексей Григорьевич показал нам красочно оформленное издание об учителях Тюменской области. В книге мы нашли статью о нем. Он много лет проработал в школах Тюмени. Алексею Григорьевичу присвоено звание Заслуженный учитель РФ.

«А вот статья о ХребтовеИванеЕвгеньевичеиз Падуна. Я хорошо его помню. Мы встречалась с ним на совещаниях», - рассказывал Алексей Григорьевич.  – «Хотелось бы побольше узнать о нем», — это было обращение ко мне. Я согласилась, помнила об этой просьбе. Но семейная круговерть не давала возможности выполнить просьбу. И вот, накануне 2019 гола Алексей Григорьевич деликатно напомнил. Откладывать на потом было просто невозможно.Предварительно созвонилась с директором школьного музея, дочерью И. Е. Хребтова и отправилась в Падун.

Село Падун в Заводоуковском городском округе расположено в живописном месте. Холмы, пригорки, березовые перелески и мощный сосновый бор. А еще родники, благодаря которым в ХVIII века был построен знаменитый винокуренный завод, просуществовавший до ХХI века.

В нем живут неравнодушные люди, бережно сохранившие богатую историю, легенды, воспоминания о родном селе. Эта история хранится в виде информации, многочисленных экспонатов в школьном музее. Ключ музея передавался не раз из рук в руки. Нынешняя его хозяйка –Любовь ИвановнаХамова. Она коренная сельская жительница, бывший ученый агроном и просто влюбленная в родную землю человек.

Голубые ели, дендрарий, здание интерната. «Где все это?» –спрашиваю я у сельских жителей. «Все это там, у школы», –отвечают они и указывают ближайший путь. Подхожу к новой современной красавице школе.На стене здания установлена мемориальная доска.

Эта история началась в далеком 1953 году прошлого века, когда в Падунской школе появился молодой, красивый, с военной выправкой новый педагог – Иван Евгеньевич Хребтов. Год он проработал завучем, а через год стал директором школы. Именно с этого момента началась новая страница в образовании села Падун.

Иван Евгеньевич был творческий и инициативный человек. Он много читал, изучал опыт коллег и внедрял в практику работы школы. И. Е. Хребтов разработал уникальную систему производственного обучения. Учащиеся получали путевку в профессию. Это была практически и путевка в жизнь. Девочки учились шить и получали удостоверение швеи. Они шили постельное белье для интерната, халаты для местной больницы. Мальчики изучали автодело. «Производственное обучение и полученные удостоверения о полученной профессии помогали устроиться на работу, если выпускник не мог поступить в учебное заведение», - рассказывает Любовь Ивановна.

Сельские школьники осенью работали на поле, помогали родному совхозу убирать урожай. Даже порой в выходные, даже порой в ненастную погоду. Приезжал Иван Евгеньевич и бросал кратко, но без нажима: «Надо, ребята. А если завтра дождь?» И работа продолжалась.

Правление совхоза всегда поощряло школьников. Это были не только поездки по городам-героям. Школьники получали практичные подарки: наручные часы, сумочки для девочек, школьные сумки, сшитые на заказ брюки и рубашки…

Первоочередной задачей талантливый директор считал – надо построить новую школу. Иван Евгеньевич сам выбирал для школы место. Оно должно быть красивым, находиться в экологически чистом месте. Все сбылось. Был заложен фундамент новой школы на холме рядом с сосновым лесом и знаменитым падунским прудом, и будет выглядеть школа в будущем словно храм, храм школьных наук.

Началось строительство школы. Оно длилось несколько лет. Иван Евгеньевич проявил себя как умелый организатор. Он смог навести деловые мосты. Шефами в строительстве стали правление совхоза, спиртзавод, лесничество. Школьники помогали на лесопосадках, а лесничество помогало строительными материалами.

Старшеклассники активно помогали строить школу, в которой им предстояло учиться.  Рядом с неугомонным директором взрослели и становились настоящими мужчинами падунские мальчишки. Среди них будущий заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой РФ, полковник запаса В.С. Поташов; будущие тренеры М. Макеев, Крутиков и многие другие. Ярким примером для них был он, директор школы, Иван Евгеньевич Хребтов. Он был принципиальный, да. Он был требовательный к себе и другим, да. Он был любимый человек, да. Любимый отец и муж, любимый коллега, любимый директор для школьников. Каждый в школе, и учитель и ребенок был для него личностью. Он относился к ним с уважением, корректно, тактично.

В 1965 году было сдано новое здание белокаменной школы на 650 мест. Иван Евгеньевич возглавлял большую сельскую школу.Был построен лагерь для школьников для трудовой практики летом.Падун был местом спортивных районных, областных соревнований по лыжным гонкам. Скоростная трасса в Падуне была шикарной по тем временам. Выполнялись спортивные разряды, росли свои местные чемпионы.

Большим увлечением Ивана Евгеньевича были деревья. Он выписывал, привозил из поездок новые сорта деревьев и садил их в родном селе. Вместе со школьниками занимались озеленением села. В 1972году был заложен первый в районе дендрарий.

Неравнодушный, ответственный Иван Евгеньевич избирался депутатом районного и сельского совета на протяжении нескольких лет. Вел большую общественную работу на селе.

Бывший фронтовик, участник финской и Великой Отечественной войн, Иван Евгеньевич свято относился к памяти земляков, павших на полях военных сражений. По его инициативе в селе был установлен памятник воинам-землякам. Рядом были высажены деревья.

Слушая взволнованный рассказ Любови Ивановны, мысленно задаю себе вопрос: «Как мог обычный крестьянский мальчишка из села БердюгиноУпоровского района вырасти в талантливого руководителя большой сельской школы?»

За ответом обращаюсь к дочери Ивана Евгеньевича, Татьяне Ивановне. Она не только окончила Падунскую школу, но работает в ней не один десяток лет. Татьяна Ивановна вспоминает: «Отец родился в большой семье. Дети отличались трудолюбием, ответственностью, порядочностью. Это была обычная крестьянская семья. Рано ушел из жизни отец. Все трудности воспитания детей легли на плечи матери. Возможно, именно она заложила в сознание сына быть учителем. И он им стал. Сначала окончил Ялуторовское педучилище. Педагогическую деятельность прервал призыв в ряды Советской Армии. Затем война. После ранения он был демобилизован и продолжил работать по специальности. Заочно за два с половиной года окончил с отличием исторический факультет Свердловского педагогического института.

Появилась своя семья. Жена, Ольга Адамовна, учительница и нас трое детей: две сестра и брат. Жили дружно. Папа и мама работали в школе. Я помню, как ждали их с нетерпением с работы, а особенно с педсоветов, которые проходили по вечерам.

В семье царил культ книги. Отец покупал, выписывал периодические издания. Он очень много читал. Был первым читателем очередной новинки в журнале «Роман-газета». Потом предавал журнал учителям. Благодаря ему в школьной библиотеке был сформирован богатый фонд научно-познавательной, учебной и художественной литературы.

Отец любил петь. Многие прекрасные русские песни живут в моей душе благодаря этим музыкальным вечерам. Прекрасно играл в шахматы.

Наша семья – педагоги уже в третьем поколении: родители, мы с сестрой и племянница. Наша педагогическая династия переплелась с другой педагогической династией - Мякишевых…»

Слушая воспоминания Татьяны Ивановны, рисую мысленно портрет целеустремленного, влюбленного в свою профессию человека, настоящего сельского интеллигента. И я понимаю, человек оказался на своем месте и в нужное время.

Татьяна Ивановна рассказывает, что отец мало отдыхал. Умер он на своем рабочем месте, в своей любимой школе. Только что решал производственные дела и вдруг… человека не стало.

Оставить след на земле…Но нет старого здания школы, построенного под руководством Ивана Евгеньевича. Осталась одна из трех голубых елей, посаженных директором,остался дендрарий, с высокими деревьями. Заросший, но плодоносящим маньчжурском орехом, грушами…Постарели дома для учителей, здание интерната, насосной, построенные по инициативе Ивана Евгеньевича…

Однако не это главное. Важно, что жители села бережно хранят память о своем земляке не только в виде мемориальной доски, стендов в школьном музее, но прежде всего он остался жить в их сердцах, сердцах благодарных учеников.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 146 - 148.