Печать
Просмотров: 292

Власова Н. Л.,
член Заводоуковского родословного
общества «Истоки»

Моя мама Екатерина Никитична Власова посвятила педагогическому труду более 40 лет. Закончив в 1940 году Тюменский государственный учительский институт, она была направлена в с. Гладилово Голышмановского района Тюменской области в неполную среднюю школу, где вела географию и биологию. Начало учительской работы оказалось очень трудным: холод, полуголодное существование, заготовка дров на быках, работа на полях с учениками. Дома её редких приездов ждали престарелая мать с больным сыном Иваном. В 1943 году по семейным обстоятельствам мама вернулась в Заводоуковск. Из записей в трудовой книжке узнаю, что мама в сентябре была назначена преподавателем географии и ботаники в Заводоуковскую среднюю школу [1].

В 1943 году Совет народных комиссаров СССР вынес постановление об организации в городах и рабочих посёлках сети средних школ для работающей молодёжи. Появились новые школы рабочей молодёжи – вечерние начальные и семилетние. В то время в Заводоуковске действовал авиазавод  № 499, где работало много молодёжи. Юношам и девушкам, оставившим учёбу, чтобы трудиться на производстве, эти виды обучения давали возможность получить образование [2]

О работе вечерней школы в 40-е годы мама пишет в статье «Переступая порог школы» в газете «Советское Зауралье» [3]:

«Наверное, мало кто помнит, что впервые вечерние школы возникли в голодном и холодном блокадном Ленинграде. А в 1944 году такая школа появилась и у нас. Тогда она размещалась в здании нынешней санаторно-лесной школы. Трудное было время: не хватало бумаги, чернил. Учителя чуть не сутки на работе: с утра в дневной школе, а вечером у своих уставших, осунувшихся «вечерников». Вечерняя школа была открыта при дневной, учились в 3-ю смену. Директором сначала была Дружинина Е. Н., ответственным назначила своего мужа Константина Михайловича. Как-то Екатерина Николаевна говорит: “Власова мало занята, списки – ей, пусть бегает». Мне было поручено обеспечить явку учеников. В школе учились в плохих условиях. В 1-ю смену дрова сожгут, а к 3-й смене печи остынут. В классе холод, чернила замерзали, ученики сидели в курточках. Класс освещался тремя керосиновыми лампами. Ученики уроки пропускали, опять шла уговаривать. В то время председателем сельсовета был Юров Дмитрий Иванович. У него был сын Олег, который не хотел учиться. Много времени потратила на него, убеждала, что надо иметь образование. Встретила как-то его взрослым. Он меня узнал и благодарит: «Екатерина Никитична, как хорошо, что вы меня заставили учиться, мне это очень помогло в армии». Одно время директором ШРМ был Ворыгин Н. Я., а ещё Владимирова Е. Д. В 1949 году была переведена в ШРМ на постоянную работу» [4]

В семейном архиве бережно храню фото того периода с подписью: «На память любимой учительнице Екатерине Никитичне от учащихся 5-го класса вечерней школы. Вспоминайте своих учеников. 08.06.1947 г.» Мама мне говорила, что работала вместе с Петром Фёдоровичем, который изображён на этом фото в окружении учеников. На сайте «Память народа» узнаю, что П. Ф. Трофимов – участник войны с белофиннами в 1939-40 годов. Награждён в 1943 году медалью «За боевые заслуги» и в 1944 году - орденом Красной Звезды.

Мама проработает в ШРМ до 1953 года. После 10-летнего перерыва в 1963 году снова возвращается в школу, которая имела уже отдельное здание на ул. Федеративной. В школе было печное отопление, за зиму сжигалось несметное количество кубометров дров, их приносили поздно вечером к печам, чтобы утром затопить. Каждую осень устраивались большие субботники, где работали ученики и весь персонал школы. Сначала нужно было расколоть увесистые чурки на дрова, а потом уложить их в огромные поленницы.

Директором ШРМ до 1966 года был С. Ф. Раевский. На сайте «Память народа» нахожу сведения, что Степан Фёдорович был призван на службу в 1942 году, воинское звание – красноармеец. Награждён медалью «За боевые заслуги», 16.06.1944. и орденом Красной Звезды, 10.01.1945.

Год за годом школа выпускает своих учеников. В 1961-м получает аттестат Г. М. Крысанова, которая впоследствии, после окончания Тюменского педагогического института, станет её руководителем. В 1966 году директором ШРМ становится Н. Т. Устенко, после неё эту должность до 1972 года занимает Г. И. Семёнова. В коллективе работают учителя-профессионалы: А. Н. Агеева, Р. Г. Колпакова, Н. В Круг–Белая, Е. И. Матыс, В. Н. Пущаровская, Я. К. и Л. И. Темпели, В. Е. Устюго-ва, Е. А. Шатова.

Из газеты 1967 года [5]: «Из стен школы выпущен за последние годы большой отряд наших рабочих и служащих с законченным средним образованием, многие из которых успешно сдали в 1964-65гг. экзамены в высшие учебные заведения. Среди них В. Гришин, Е. Лучинина. З. Постникова. В. Киселёв. Другие уже окончили высшие учебные заведения и успешно работают. Например, М. Я. Шультайс преподавателем немецкого языка в восьмилетней школе № 1, а Т. Г. Гусева – преподавателемфранцузского языка в Упоровской средней школе”.

Давно уже выросли их ученики, но годы учёбы в вечерней школе помнят до сих пор. Заслуженный работник культуры А. В. Рябов учился с 1962 по 1964 годы. Он вспоминает, что, вернувшись домой после службы в армии, учился в ШРМ с большим желанием и с благодарностью вспоминает всех учителей. Получив аттестат об окончании 11 классов, поступает в Ленинградский институт. На мой вопрос, помнит ли он уроки географии, что вела мама, он ответил: «Конечно помню, я географию любил».

Просматривая мамины грамоты, характеристики узнаю, что мама была активной, выполняла много общественной работы: участвовала в переписи населения, уборке урожая в поле и на пришкольном участке, работала в комнате несовершеннолетних, была казначеем в профсоюзной организации, ответственно и добросовестно относилась к своим учительским обязанностям, проводила агитационную работу по охране природы, являлась селькором районной газеты. Я бережно храню статьи, написанные мамой в газету «Советское Зауралье»: «Учёба и труд рядом идут», «Переступая порог школы», «Ключ в будущее», «Школа говорит: “До свидания“», «Невозможного нет».

В 1972 году, после работы завучем, директором ШРМ назначают Г. М. Крысанову, которая руководила школой до 1979-го. Затем недолгое время директором был Н. П. Гордеев, которого сменила В. Ф. Погодаева Мама была уже на пенсии, но продолжала работать лаборантом. Галина Михайловна вспоминает: «Оптимистка, ничем не запугаешь, сердиться на неё не хотелось. Если делала небольшое замечание, она отвечала: “Сейчас сделаем“. Я навсегда запомнила её улыбку на лице». Галина Михайловна вспоминает, что весь коллектив состоял из одержимых людей, все очень старались хорошо работать. Чётко была налажена кабинетная система, школа много раз занимала призовые места по созданию кабинетов. На базе ШРМ проходил областной семинар.

Жительница Тюмени Н. Гон-цова подготовила к изданию книгу «Ташка», в которой описывает годы учёбы в ШРМ (1975-1976). Она с благодарностью вспоминает директора школы Г. М. Крысанову, учителей: В. Ф. Погодаеву, Л. Н. Алфёро-ву, А. Л.Мерзлякову.

В 1972 году после окончания педагогического института в школу приходит работать старшая дочь Екатерины Никитичны – Любовь, в замужестве - Заморникова. Она вспоминает: «Встретили меня приветливо: ведь здесь уже много лет работала моя мама, а также учившая меня в школе учительница по истории и теперь работающая здесь Римма Гавриловна Колпакова. В школе я была у неё любимицей, и она по старой школьной привычке и здесь при взрослых учениках обращалась ко мне просто, по имени — Любашка, а ученики были или моими ровесниками, или, чаще всего, старше меня чуть ли не вдвое. За каждым учителем закреплялось несколько предприятий, на которых работали наши учащиеся. Главной задачей было обеспечить их присутствие на уроках. Достигалось это невероятными усилиями учителей и разными способами. Главный — встреча на рабочем месте в присутствии начальства. Так, чтобы увидеться с учениками автобазы  № 10, располагавшейся в районе КСМ, мне надо было попасть туда до 7 часов утра. Бежать приходилось по железной дороге одной ранним утром. Да и КСМ тогда только начал работать, и рабочим с семьями приходилось жить в балках - вагончиках, похожих на бочки, стоявших среди сосен. Самый большой контингент учащихся был на заводе «Тюменьсельмаш», ныне машиностроительном. Помню, с каким страхом я ходила туда сначала. На проходной допрашивали, кто такая, цель посещения, потом выписывали разовый пропуск. Особенно строго было в цехах  так называемой «военной зоны», где производилась оборонная продукция. Там на входе была охрана, огромные сторожевые собаки в вольерах, мимо которых приходилось идти. Не сразу привыкла к цехам, отовсюду нёсся грохот, шумели станки, слепили яркие брызги огня от сварки. Самый большой на заводе был 2-й цех. Здесь почти у каждого токарного или фрезерного станка работало по 2 человека — наставники и их ученики, ребята, пришедшие на завод после 8-го класса школы. При всеобщем среднем образовании, объявленном тогда в стране, они должны были получать его в ШРМ, совмещая учёбу с работой. Мне приходилось убеждать, уговаривать, обращаться за помощью к начальникам цехов, мастерам, комитету ВЛКСМ. Таким образом, за 10 лет работы в школе завод я знала лучше тех, кто там работал много лет. В школе в 70-е годы получали среднее образование в основном взрослые люди. Нередко учились семьями. В одном из классов, где я была классным руководителем, учились муж и жена Игнатенко. В школу они пришли, уже имея двоих детей. Татьяна, получив аттестат о среднем образовании, продолжила обучение в техникуме, после окончания которого работала бухгалтером. Николай трудился на заводе сварщиком. А через несколько десятков лет в агролицее я уже учила их внучку Танюшу. Многие работники торговли 70-х лет тоже обучались в вечерней школе. Педагогический коллектив использовал различные формы обучения, одна из них называлась заочная (сессионная). Вспоминаю ученицу Татьяну Кононову, которая сдала экзамены без единой тройки. Не могу не назвать трудолюбивых и ответственных учеников: Екатерина Дубовец, Тамара Лагутина, Эрна Морева, Николай Бетехтин, Елена Фелинберг, Ирина Михайлова, Раиса Сабанина. Они, как и многие другие, относились к занятиям в вечерней школе, как к серьёзному и важному делу».

Я считаю, что мама и моя сестра внесли достойную лепту в образовательный процесс школы. Педагогический стаж Любови Викторовны более 40 лет, из них 10 лет - работа в ШРМ, затем 10 лет - в районо и 22 года - в агролицее. За многолетний добросовестный труд имеет благодарности, грамоту Министерства образования РФ, звание «Ветеран труда».

Мама награждена рядом правительственных наград: медалями «Ветеран труда», «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «60 лет Победы в Великой отечественной войне», «65 лет Победы в Великой Отечественной войне». Имеет мама и много почётных грамот за долголетний добросовестный труд в системе народного образования, активную общественную работу среди населения, весомый вклад в развитие образования Заводоуковского городского округа.

Несомненно, открывшиеся в 1943 году по всей стране школы рабочей молодёжи имели колоссальное значение для тех, кто там учился. Школа давала путёвку в жизнь, учила самоотдаче в работе, помогала раскрыть человеку свои таланты и возможности, наполняла ученика базовыми знаниями наук.  

 

Примечания:

  1. Трудовая книжка Власовой Е. Н.
  2. Хлебный, целебный, лесной: Заводоуковский район: История. События. Люди/кол. авт.-сост.-Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издат-во,2004.-440 ч.: ил.
  3. Власова Е.Н. Переступая порог школы//Советское Зауралье.1968 №5 от 11 января.
  4. Власова Е.Н. Воспоминания о моей жизни. (Рукопись). Заводоуковск. 2010.
  5. Иконников А. Учебно-вопитательная работа в школе рабочей молодёжи//Советское Зауралье.1967 №21 от 15 февраля

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 142 - 145.